Польза от компьютерных игр: развитие когнитивных функций

Автор статьи: 404

Однажды давно в период моей работы в игровом подразделении одной большой софтверной компании, я занимался обучением менеджеров по продажам ("внутренний тренер"). Приходилось изучать все - от жанров игр до выкладки на прилавках в торговых точках. Занимались и детскими и взрослыми играми. Конечно, мне как практическому психологу всегда было очень интересно, полезное ли это вообще занятие - компьютерные игры, что в них хорошего. Благо, лавиной критики мы уже обеспечены, но мне всегда казалось, что у любой медали должны быть две стороны, вот я и искал вторую, и периодически возвращаюсь к этому вопросу.

Не буду вдаваться в подробности (а у меня собрано достаточно много научных публикаций того времени, из западных научных медицинских и психологических журналов), а с тех пор их стало еще больше. Скажу лишь, что действительно существует множество исследований, поддерживающих идею о том, что электронные игры (ну - не только компьютер, а приставки, планшеты - любые гаджеты) - полезны для развития мозга в целом и в частности. С оговорками, разумеется.

Итак, чтобы не превращать все это в научное занудство (которое я обязательно опубликую позже), приведу кратко эти оговорки, а также примеры игр и их полезностей.

Оговорки:

1) Игра не может превращаться в навязчивость. Если это не так - обращаемся к клиническому психологу/психиатру, разбираемся - что происходит. Заметим, что здесь роль игры самой по себе минимальна - навязчивые мысли и действия возникают и вокруг бытовых предметов, и вокруг чего угодно еще.

2) Игра не может оттягивать на себя социальные функции человека. Есть время для игры (потехе - час), и есть время для остальной жизни (работе - время). Если это не так - обращаемся к психологу, разбираемся - что не так с мотивационной сферой, с социальным кругом. Опять же, игра - симптом, а не причина. Это надо четко помнить тем, кто любит жестоко отобрать у детей планшет, а ничем взамен их не обеспечить (особенно - самим собой и своим родительским общением). Не бойтесь, что дети играют дольше, чем нужно, вполне может быть, что они наиграются скоро. Но им быстро надоест играть только, если вокруг этой темы не будет создаваться проблемного круга.   

3) Игра не может быть жестокой. Если вы видите залитый виртуальной кровью монитор в детской - см. п.2.

4) От игры не могут болеть голова, глаза, уши, другие органы. Если это не так - сокращаем время, увеличиваем монитор, проверяем зрение и тд и тп. Обязательно обратите внимание: НА КАЖДОЙ потенциально опасной игре (ЛИЦЕНЗИОННОЙ!) указаны противопоказания. Как не следует кататься на аттракционах людям с эпилепсией, точно такие же разные противопоказания есть и для ВСЕХ лицензионных продающихся официально игр (иначе их бы просто не выпустили в продажу).

5) Не ждите чудесного восстановления когнитивных функций. Если мозг ухудшается по возрастным или другим причинам - это к неврологу, а не к геймерам. 

6) Наверное еще есть оговорки - пишите в комментариях ))

Польза:

1) Прокачиваются навыки работы с приложением, гаджетом и конкретными заданиями, которые предлагают программы. Эти же навыки могут (могут! но не обязательно!) перенестись в "реальную" жизнь. Так например, шахматный тренажер однозначно повысит способность ребенка играть в шахматы, но не факт, что прокачанный шахматист сможет построить бизнес-империю в реальном мире. Скорее, наоборот. Это просто разные вещи.

2) Мы аналоговые, а не цифровые. Поэтому как ни жми на гаджете педаль газа, лучше в реале водить не станешь. А вот подготовиться по билетам по ПДД или изучить как разбирать движок - милое дело. таким образом, компьютерные симуляторы могут служить отличным справочником.

3) "Делай как я". Программы репетиторства, йоги, медитации под музыку, дыхания или английского языка и тп -СУПЕР!

4) Тренажеры когнитивных функций. Все же, пока вопрос не то чтобы не изучен, но ожидать от тренажеров слишком многого не стоит. Так же, впрочем, как и от книжек с заданиями на улучшение памяти. Но тем не менее, я очень против когда кто-то другой скажет вам "да что ты время теряешь". Знаете, когда дети едят мел? Когда реально не хватает кальция. Очень может быть, что мы начинаем с интересом запоминать цифирки или с повышенным азартом управлять убегающей от кошки мышкой, именно тогда, когда наш мозг нуждается в этом... Кто их знает, эти 80 млрд нейронов...

На что обратить внимание?

На тренажеры типа "В уме", Lumosity, судоку, "загадки да Винчи" игры в слова и, простигосподи, "виселицу", шахматы и шашки, Cut the rope, квесты, да много их, разве я смогу перечислить? Опирайтесь на "Оговорки" и "Пользу". Когда пора выключить гаджет и вернуться в реал? Тогда, когда это начинает напрягать вас, или кого-то из окружающих. Да - для детей сигнал дают родители и только они. Но не будьте слишком суровы, полноценный час для потехи в современном мире - это, в том числе, и полчаса-час, полезно проведенные с гаджетом. И да пребудет с вами Сила! ))



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Я для себя" - что это?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь