|
Польза от компьютерных игр: развитие когнитивных функцийАвтор статьи: 404
Однажды давно в период моей работы в игровом подразделении одной большой софтверной компании, я занимался обучением менеджеров по продажам ("внутренний тренер"). Приходилось изучать все - от жанров игр до выкладки на прилавках в торговых точках. Занимались и детскими и взрослыми играми. Конечно, мне как практическому психологу всегда было очень интересно, полезное ли это вообще занятие - компьютерные игры, что в них хорошего. Благо, лавиной критики мы уже обеспечены, но мне всегда казалось, что у любой медали должны быть две стороны, вот я и искал вторую, и периодически возвращаюсь к этому вопросу. Не буду вдаваться в подробности (а у меня собрано достаточно много научных публикаций того времени, из западных научных медицинских и психологических журналов), а с тех пор их стало еще больше. Скажу лишь, что действительно существует множество исследований, поддерживающих идею о том, что электронные игры (ну - не только компьютер, а приставки, планшеты - любые гаджеты) - полезны для развития мозга в целом и в частности. С оговорками, разумеется. Итак, чтобы не превращать все это в научное занудство (которое я обязательно опубликую позже), приведу кратко эти оговорки, а также примеры игр и их полезностей. Оговорки: 1) Игра не может превращаться в навязчивость. Если это не так - обращаемся к клиническому психологу/психиатру, разбираемся - что происходит. Заметим, что здесь роль игры самой по себе минимальна - навязчивые мысли и действия возникают и вокруг бытовых предметов, и вокруг чего угодно еще. 2) Игра не может оттягивать на себя социальные функции человека. Есть время для игры (потехе - час), и есть время для остальной жизни (работе - время). Если это не так - обращаемся к психологу, разбираемся - что не так с мотивационной сферой, с социальным кругом. Опять же, игра - симптом, а не причина. Это надо четко помнить тем, кто любит жестоко отобрать у детей планшет, а ничем взамен их не обеспечить (особенно - самим собой и своим родительским общением). Не бойтесь, что дети играют дольше, чем нужно, вполне может быть, что они наиграются скоро. Но им быстро надоест играть только, если вокруг этой темы не будет создаваться проблемного круга. 3) Игра не может быть жестокой. Если вы видите залитый виртуальной кровью монитор в детской - см. п.2. 4) От игры не могут болеть голова, глаза, уши, другие органы. Если это не так - сокращаем время, увеличиваем монитор, проверяем зрение и тд и тп. Обязательно обратите внимание: НА КАЖДОЙ потенциально опасной игре (ЛИЦЕНЗИОННОЙ!) указаны противопоказания. Как не следует кататься на аттракционах людям с эпилепсией, точно такие же разные противопоказания есть и для ВСЕХ лицензионных продающихся официально игр (иначе их бы просто не выпустили в продажу). 5) Не ждите чудесного восстановления когнитивных функций. Если мозг ухудшается по возрастным или другим причинам - это к неврологу, а не к геймерам. 6) Наверное еще есть оговорки - пишите в комментариях )) Польза: 1) Прокачиваются навыки работы с приложением, гаджетом и конкретными заданиями, которые предлагают программы. Эти же навыки могут (могут! но не обязательно!) перенестись в "реальную" жизнь. Так например, шахматный тренажер однозначно повысит способность ребенка играть в шахматы, но не факт, что прокачанный шахматист сможет построить бизнес-империю в реальном мире. Скорее, наоборот. Это просто разные вещи. 2) Мы аналоговые, а не цифровые. Поэтому как ни жми на гаджете педаль газа, лучше в реале водить не станешь. А вот подготовиться по билетам по ПДД или изучить как разбирать движок - милое дело. таким образом, компьютерные симуляторы могут служить отличным справочником. 3) "Делай как я". Программы репетиторства, йоги, медитации под музыку, дыхания или английского языка и тп -СУПЕР! 4) Тренажеры когнитивных функций. Все же, пока вопрос не то чтобы не изучен, но ожидать от тренажеров слишком многого не стоит. Так же, впрочем, как и от книжек с заданиями на улучшение памяти. Но тем не менее, я очень против когда кто-то другой скажет вам "да что ты время теряешь". Знаете, когда дети едят мел? Когда реально не хватает кальция. Очень может быть, что мы начинаем с интересом запоминать цифирки или с повышенным азартом управлять убегающей от кошки мышкой, именно тогда, когда наш мозг нуждается в этом... Кто их знает, эти 80 млрд нейронов... На что обратить внимание? На тренажеры типа "В уме", Lumosity, судоку, "загадки да Винчи" игры в слова и, простигосподи, "виселицу", шахматы и шашки, Cut the rope, квесты, да много их, разве я смогу перечислить? Опирайтесь на "Оговорки" и "Пользу". Когда пора выключить гаджет и вернуться в реал? Тогда, когда это начинает напрягать вас, или кого-то из окружающих. Да - для детей сигнал дают родители и только они. Но не будьте слишком суровы, полноценный час для потехи в современном мире - это, в том числе, и полчаса-час, полезно проведенные с гаджетом. И да пребудет с вами Сила! )) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|