|
Персонал: понятие, виды и структураАвтор статьи: Любовь Сергеевна Глухих
Персонал: понятие, виды и структура
В большом юридическом словаре под персоналом понимается коллектив работников или совокупность физических лиц, которые осуществляют свои профессиональные обязанности на основе трудового договора [1]. В статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации, под трудовым договором понимается определенное соглашение между работодателем и работающим у него работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить необходимые условия трудовой деятельности, которые соответствуют трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, дополнительными соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную данным соглашением свою профессиональную трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя организации или индивидуального предпринимателя [16; 14]. Если выполнение работ или оказание услуг осуществляется тем или иным специалистом на основе гражданско-правового договора подряда или другого соглашения, то данные лица не признаются входящими в персонал организации. Понятие персонала достаточно широко распространено в действующем законодательстве Российской Федерации, в особенности, в сочетаниях со словами «гражданский персонал», «авиационный персонал», «медицинский персонал», «обслуживающий персонал», «персонал образовательных учреждений», «персонал морского и речного транспорта», «персонал организаций физической культуры и спорта», «персонал организаций культуры», «персонал строительных организаций» и т.д. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева характеризуют персонал как личныйсостав определенного учреждения, предприятия, фирмы, организациииличастьэтогосостава, выделеннаяпопризнакухарактеравыполняемойтрудовой функции (обслуживающий персонал) [13]. В экономико-математическом словаре персонал описывается как «личныйсоставорганизации, работающийпотрудовомудоговору для обеспечения определенныхцелей и задач предприятия» [8]. В психологическом словаре термин персонала квалифицируется как группа личностного состава предприятия, характеризующаяся определенными профессиональными навыками [12]. Оксфордский толковый словарь по психологии рассматривает персонал как служащих в организации с определенными человеческими аспектами [10]. Как утверждают А.В. Дейнека и Б.М. Жуков, персонал – это индивидуальный состав учреждений, включающий всех наемных работников, а также работающих в ней собственников и совладельцев фирмы [2-4]. М.Р. Плотницкая рассматривает термин персонала как некую совокупность людей, которые состоят с определенной организацией как с юридическим лицом во взаимоотношениях, которые регулируются трудовым договором и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации [11]. Также по ее мнению, персонал в отечественной управленческой науке определяется как значимая социально-экономическая категория, выражающая социальную общность работников данного предприятия. В профессиональные функции управления персоналом включается индивидуальная кадровая работа (управление отдельным специалистом), так и кадровая политика организации (управление всем коллективом в целом) [11]. М.А. Карасев под персоналом определяет всех сотрудников предприятия, а также иных граждан, занятых в данной организации. По его мнению, в численный состав персонала могут входить также учредители предприятия и собственники бизнеса, если они осуществляют производственные, управленческие или иные должностные обязанности [5]. С.Г. Тяглов, Н.Г. Кузнецов и М.А. Карасев считают, что термин «персонал» характеризуется по следующим признакам [5; 9]:
Весь персонал организации разделяется по профессиям, специальностям и уровню квалификации. Профессия представляет вид такой трудовой деятельности, который требует специальных теоретических знаний и практических навыков для выполнения своих профессиональных функций. Специальность является одним из направлений профессии работника (например, менеджер, экономист). Квалификация персонала характеризуется уровнем специальных знаний и умений, практических навыков и определяет степень сложности выполняемых работ или оказываемых услуг. Уровень квалификации оценивается по разрядам, которые устанавливаются по тарифно-квалификационным справочникам. Квалификацию персонала по статусу в занятости определяют на следующие категории персонала:
Также весь наемный персонал можно разделить на гражданское население и военнослужащих. По длительности найма их подразделяют на постоянных, временных и сезонных работников. А.В. Дейнека и Б.М. Жуков отмечают такие виды персонала как управленческий (часть персонала организации, которая выполняет общие трудовые функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль) и производственный персонал (часть персонала, которая осуществляет технологический процесс, выполняет различные профессиональные функции по указанию управленческого персонала, оказывает различные возмездные и безвозмездные услуги и т.д.) [4]. К управленческому персоналу относятся руководители, специалисты и служащие. В зависимости от уровня управления руководители бывают линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют организацию в целом или ее отдельные подразделения. Линейный руководитель осуществляет непосредственное профессиональное руководство персоналом и профессиональной деятельностью организации. Данный вид руководителя является связывающим звеном между руководством организации, которое разрабатывает стратегические задачи управления, и непосредственными исполнителями, которые реализуют данные трудовые решения. Правильный подбор линейного руководителя имеет особое значение для организации в целом. Линейный руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление», профессиональную переподготовку и опыт профессиональной деятельности в области управления персоналом. Функциональные руководители возглавляют различные отделы, службы, бюро организации. К должностям руководителей, согласно нормативно-правовому документу «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37) [6]:
К специалистам как виду персонала относятся работники, которые осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и прочие профессиональные функции. Чаще всего, специалисты имеют высшее или среднее специальное образование и профессиональную переподготовку. В статье 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указывается, что специалист – это лицо, которое обладает специальными познаниями в определенной области науки [17]. Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, к должностям специалистов относят должности администратора, аналитика, аудитора, маклера, брокера, бухгалтера, диспетчера, инженера, лаборанта, инспектора, математика, методиста, механика, оценщика, переводчика, психолога, социолога, техника, товароведа, художника физиолога, экономиста, эксперта, юрисконсульта и т.д. Персонал в качестве служащих представляет собой социально-психологическую группу наемных работников в различных сферах оказания возмездных услуг и промышленности. В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, должности служащих – это агент, архивариус, ассистент, дежурный, делопроизводитель, инкассатор, кассир, машинистка, оператор, секретарь, статистик экспедитор. А.В. Дейнека и Б.М. Жуков в категорию производственного персонала включают основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие – это производственные рабочие, непосредственно занятые изготовлением продукции организации, для дальнейшего выпуска и реализации которой предназначено данное предприятие. Уровень квалификации основных рабочих характеризуется присвоенными им тарифными разрядами с соответствие с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Вспомогательные рабочие – это рабочие организации, выполняющие работы по обслуживанию основного производства и способствующие его эффективному осуществлению. К данной категории персонала относятся рабочие вспомогательных цехов и служб предприятия, а также рабочие основных цехов, занятые вспомогательными работами [4]. Выделяется несколько основных групп вспомогательных рабочих: по наладке необходимого оборудования; контролю качества и испытанию продукции; ремонту и дежурному обслуживанию оборудования; ремонту и обслуживанию энергосилового хозяйства; приёмке, хранению, выдаче материальных ценностей на складах и в кладовых; погрузочно-разгрузочным и транспортным работам; уборке помещений; малому ремонту и дежурному обслуживанию зданий и различных сооружений; инструментальным видам производственных работам. Т.О. Соломанидина, В.Г. Согоманидин и М.А. Карасев предполагают, что структура персонала любой организации представляет собой некую совокупность разнообразных групп сотрудников, которые объедены по одинаковому квалифицирующему признаку. Структура персонала разделяется на статическую и аналитическую [15; 5]. К статистической структуре персонала относится распределение и дальнейшее движение персонала по категориям, группам должностей. Аналитическая структура персонала предприятия делится на общую и частную. В общую структуру включаются признаки профессии, уровня образования, квалификации, возраста, длительности трудовой деятельности, гендерных особенностей. Частная структура, по предположению авторов, отражает соотношение различных групп работников, например занятых тяжелым физическим трудом. Оптимальная структура персонала организации достигается при соответствии численности сотрудников различных должностных групп объемам необходимых работ, которые нужны для выполнения каждой группой, выраженным затратами времени. Х.З. Ксенофонтова утверждает, что структурирование персонала может осуществляться по следующим признакам [7]:
М.А. Карасев утверждает, что наиболее оптимальная структура персонала организации позволяет работникам достаточно эффективно реализовывать свой профессиональный (трудовой) потенциал, под которым понимается совокупность физических и ценностных качеств личности, которые определяют его возможности и границы участия в профессиональной деятельности, достижения в определенных условиях заданных результатов и самореализацию [5]. Также, по мнению автора, на развитие трудового потенциала работника влияют такие факторы, как:
Таким образом, понятие персонала в отечественной науки достаточно изучено. К основным видам персонала относят управленческий и производственный типы персонала. Структура персонала разделяется на аналитические и статистические виды структур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, редакция от 27.03.2018). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58804 (дата обращения 14.06.2018).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|