Персонал: понятие, виды и структура

Персонал: понятие, виды и структура

 

В большом юридическом словаре под персоналом понимается коллектив работников или совокупность физических лиц, которые осуществляют свои профессиональные обязанности на основе трудового договора [1].

В статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации, под трудовым договором понимается определенное соглашение между работодателем и работающим у него работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить необходимые условия трудовой деятельности, которые соответствуют трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, дополнительными соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную данным соглашением свою профессиональную трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя организации или индивидуального предпринимателя [16; 14].

Если выполнение работ или оказание услуг осуществляется тем или иным специалистом на основе гражданско-правового договора подряда или другого соглашения, то данные лица не признаются входящими в персонал организации. Понятие персонала достаточно широко распространено в действующем законодательстве Российской Федерации, в особенности, в сочетаниях со словами «гражданский персонал», «авиационный персонал», «медицинский персонал», «обслуживающий персонал», «персонал образовательных учреждений», «персонал морского и речного транспорта», «персонал организаций физической культуры и спорта», «персонал организаций культуры», «персонал строительных организаций» и т.д.

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева характеризуют персонал как личныйсостав определенного учреждения, предприятия, фирмы, организациииличастьэтогосостава, выделеннаяпопризнакухарактеравыполняемойтрудовой функции (обслуживающий персонал) [13].

В экономико-математическом словаре персонал описывается как «личныйсоставорганизации, работающийпотрудовомудоговору для обеспечения определенныхцелей и задач предприятия»  [8].

В психологическом словаре термин персонала квалифицируется как группа личностного состава предприятия, характеризующаяся определенными профессиональными навыками [12].

Оксфордский толковый словарь по психологии рассматривает персонал как служащих в организации с определенными человеческими аспектами [10].

Как утверждают А.В. Дейнека и  Б.М. Жуков, персонал – это индивидуальный состав учреждений, включающий всех наемных работников, а также работающих в ней собственников и совладельцев фирмы [2-4].

М.Р. Плотницкая рассматривает термин персонала как некую совокупность людей, которые состоят с определенной организацией как с юридическим лицом во взаимоотношениях, которые регулируются трудовым договором и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации [11]. Также по ее мнению, персонал в отечественной управленческой науке определяется как значимая социально-экономическая категория, выражающая социальную общность работников данного предприятия. В профессиональные функции управления персоналом включается индивидуальная кадровая работа (управление отдельным специалистом), так и кадровая политика организации (управление всем коллективом в целом) [11].

М.А. Карасев под персоналом определяет всех сотрудников предприятия, а также иных граждан, занятых в данной организации. По его мнению, в численный состав персонала могут входить также учредители предприятия и собственники бизнеса, если они осуществляют производственные, управленческие или иные должностные обязанности [5].

С.Г. Тяглов, Н.Г. Кузнецов и М.А. Карасев считают, что термин «персонал» характеризуется по следующим признакам [5; 9]:

  • вся рабочая сила предприятия: производитель возмездных услуг, товаров, материальных и культурных ценностей.
  • основной фактор производства;
  • главный источник доходов для предприятия или фирмы;
  • человек, который в процессе своей профессиональной деятельности периодически принимает самостоятельные трудовые решения;
  • работник, имеющий собственные мотивы и цели деятельности;
  • участник различных профессиональных групп (например, член профсоюзного объединения);
  • источник различных расходов предприятия (материальные затраты руководства по обеспечению сотрудников специальной одеждой, необходимыми инструментами и оборудованием);
  • наемный работник, т.е. человек, который находится в трудовых отношениях с организацией).

Весь персонал организации разделяется по профессиям, специальностям и уровню квалификации.  Профессия представляет вид такой трудовой деятельности, который требует специальных теоретических знаний и практических навыков для выполнения своих профессиональных функций. Специальность является одним из направлений профессии работника (например, менеджер, экономист). Квалификация персонала характеризуется уровнем специальных знаний и умений, практических навыков и определяет степень сложности выполняемых работ или оказываемых услуг. Уровень квалификации оценивается по разрядам, которые устанавливаются по тарифно-квалификационным справочникам. Квалификацию персонала по статусу в занятости определяют на следующие категории персонала:

  • наемных работников, которые заключили трудовой договор об условиях трудовой деятельности, за которую они получают заработную плату;
  • работников, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, приносящей им доход, но не использующих труд других работников;
  • работодателей, которые свои функции могут делегировать наемному менеджеру;
  • неоплачиваемых работников семейных предприятий;
  • членов коллективных организаций (например, кооперативов);
  • лиц, не поддающихся квалификации по профессиональному статусу.

Также весь наемный персонал можно разделить на гражданское население и  военнослужащих. По длительности найма их подразделяют на постоянных, временных и сезонных работников.

А.В. Дейнека и  Б.М. Жуков отмечают такие виды персонала как управленческий (часть персонала организации, которая выполняет общие трудовые функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль) и производственный персонал (часть персонала, которая осуществляет технологический процесс, выполняет различные профессиональные функции по указанию управленческого персонала, оказывает различные возмездные и безвозмездные услуги и т.д.) [4].

К управленческому персоналу относятся руководители, специалисты и служащие. В зависимости от уровня управления руководители бывают линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют организацию в целом или ее отдельные подразделения. Линейный руководитель осуществляет непосредственное профессиональное руководство персоналом и профессиональной деятельностью организации. Данный вид руководителя является связывающим звеном между руководством организации, которое разрабатывает стратегические задачи управления, и непосредственными исполнителями, которые реализуют данные трудовые решения. Правильный подбор линейного руководителя имеет особое значение для организации в целом. Линейный руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление», профессиональную переподготовку и опыт профессиональной деятельности в области управления персоналом. Функциональные руководители возглавляют различные отделы, службы, бюро организации. К должностям руководителей, согласно нормативно-правовому документу «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37) [6]:

  • директор, генеральный директор, управляющий организацией;
  • финансовый директор, заместитель директора по финансам;
  • главный бухгалтер;
  • главные специалисты (по отраслям или области науки);
  • заведующий (например, учебной частью, библиотекой, канцелярией, складом и т.д.);
  • заместители директора;
  • начальники отделов;
  • руководитель группы;
  • управляющий отделением.

К специалистам как виду персонала относятся работники, которые осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и прочие профессиональные функции. Чаще всего, специалисты имеют высшее или среднее специальное образование и профессиональную переподготовку. В статье 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указывается, что специалист – это лицо, которое обладает специальными познаниями в определенной области науки [17].

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, к должностям специалистов относят должности администратора, аналитика, аудитора, маклера, брокера, бухгалтера, диспетчера, инженера, лаборанта, инспектора, математика, методиста, механика, оценщика, переводчика, психолога, социолога, техника, товароведа, художника физиолога, экономиста, эксперта, юрисконсульта и т.д.

Персонал в качестве служащих представляет собой социально-психологическую группу наемных работников в различных сферах оказания возмездных услуг и промышленности. В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, должности служащих – это агент, архивариус, ассистент, дежурный, делопроизводитель, инкассатор, кассир, машинистка, оператор, секретарь, статистик экспедитор.

А.В. Дейнека и  Б.М. Жуков в категорию производственного персонала включают основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие – это производственные рабочие, непосредственно занятые изготовлением продукции организации, для дальнейшего выпуска и реализации которой предназначено данное предприятие. Уровень квалификации основных рабочих характеризуется присвоенными им тарифными разрядами с соответствие с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Вспомогательные рабочие – это рабочие организации, выполняющие работы по обслуживанию основного производства и способствующие его эффективному осуществлению. К данной категории персонала относятся рабочие вспомогательных цехов и служб предприятия, а также рабочие основных цехов, занятые вспомогательными работами [4]. Выделяется несколько основных групп вспомогательных рабочих: по наладке необходимого оборудования; контролю качества и испытанию продукции; ремонту и дежурному обслуживанию оборудования; ремонту и обслуживанию энергосилового хозяйства; приёмке, хранению, выдаче материальных ценностей на складах и в кладовых; погрузочно-разгрузочным и транспортным работам; уборке помещений; малому ремонту и дежурному обслуживанию зданий и различных сооружений; инструментальным видам производственных работам.

Т.О. Соломанидина, В.Г. Согоманидин и М.А. Карасев предполагают, что структура персонала любой организации представляет собой некую совокупность разнообразных групп сотрудников, которые объедены по одинаковому квалифицирующему признаку. Структура персонала разделяется на статическую и аналитическую [15; 5]. К статистической структуре персонала относится распределение и дальнейшее движение персонала по категориям, группам должностей. Аналитическая структура персонала предприятия делится на общую и частную. В общую структуру включаются признаки профессии, уровня образования, квалификации, возраста, длительности трудовой деятельности, гендерных особенностей. Частная структура, по предположению авторов, отражает соотношение различных групп работников, например занятых тяжелым физическим трудом. Оптимальная структура персонала организации достигается при соответствии численности сотрудников различных должностных групп объемам необходимых работ, которые нужны для выполнения каждой группой, выраженным затратами времени.

Х.З. Ксенофонтова утверждает, что структурирование персонала может осуществляться по следующим признакам [7]:

  • по участию в трудовом или управленческом процессе;
  • по профессиональной структуре;
  • по квалификационной структуре;
  • по гендерным различиям;
  • по стажу;
  • по уровню образования и профессиональной переподготовки.

М.А. Карасев утверждает, что наиболее оптимальная структура персонала организации позволяет работникам достаточно эффективно реализовывать свой профессиональный (трудовой) потенциал, под которым понимается совокупность физических и ценностных качеств личности, которые определяют его возможности и границы участия в профессиональной деятельности, достижения в определенных условиях заданных результатов и самореализацию [5]. Также, по мнению автора, на развитие трудового потенциала работника влияют такие факторы, как:

  • психофизический фактор (способность к выносливости, состояние соматического и психического здоровья, уровень работоспособности, тип характера и нервной системы, способности и склонности работника);
  • социально-демографический фактор (половые особенности, возрастные данные, семейное положение на данный момент);
  • квалификационный фактор (профессиональные навыки, уровень образования, особенности интеллекта, способности);
  • личностный фактор (нравственность, ценностные установки, потребности, мотивация, дисциплинированность, отношение к трудовой деятельности) [5].

Таким образом, понятие персонала в отечественной науки достаточно изучено. К основным видам персонала относят управленческий и производственный типы персонала. Структура персонала разделяется на аналитические и статистические виды структур.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Большой юридический словарь [Текст] / В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова. – М.: Инфра-М, 2001. – 790 с. Дайнека, А. В. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / А. В. Дайнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 292 с.
  2. Дайнека, А. В. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / А. В. Дайнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 292 с. 
  3. Дайнека, А. В. Управление человеческими ресурсами [Текст] : учебник для бакалавров / А. В. Дайнека, В. А. Беспалько. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 392 с.
  4. Дейнека, А. В. Современные тенденции в управлении персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Дейнека, Б.М. Жуков. – М.: Академия Естествознания, Южный институт менеджмента, 2009. – 403 c. – URL: https://www.monographies.ru/en/book/view?id=53 (дата обращения 14.06.2018).
  5. Карасев, М. А. Персонал организации: понятие, структура и методы управления [Электронный ресурс] / М. А. Карасев // Науковедение. – № 5. – Том 7. – 2015. – С.1-9. – URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения 14.06.2018).

6.     Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, редакция от 27.03.2018). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58804 (дата обращения 14.06.2018).

  • Ксенофонтова, Х. З. Компетенции управленческого персонала: теория и методология развития [Текст] : монография / Х. З. Ксенофонтова. – М.: Креативная экономика, 2011. – 184 с.
  • Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки / Л. И. Лопатников. – М.: Дело, 2003. –  520 с.
  • Национальная экономика. Система потенциалов [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 359 с.
  • Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ru (дата обращения 14.06.2018).
  • Плотницкая, М. Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Р. Плотницкая // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные Науки». – №1 (21). – 2013. – С.56-62.
  • Психологический словарь [Текст] / Авт.-сост.: В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. – Ростов н/Д: Издательство Феникс, 2004. – 640 с.
  • Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 495 с.
  • Рогожин, М. Ю. Организация кадровой работы предприятия [Текст] : учебное пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: Directmedia, 2014. – 240 с.
  • Соломанидина, Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала [Текст] : учебное пособие / Т. О. Соломанидина, В. Г. Согоманидин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 313 с.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : по состояния на 20.05.2018. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 272 с.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 20.05.2018. – М.: Издательство ЭКСМО, 2018. – 288 с.

 

 



Просмотров: 3137
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Подводные камни» при обучении персонала в организации.
  • Мудрость HR - ов, или зачем обучать линейный персонал?
  • Должен ли персонал быть на первом месте у руководителей?
  • О кадровой психологии. Как подобрать персонал
  • Управление мотивацией персонала гостиниц и ресторанов.
  • Для чего нужна обратная связь от персонала и как ее оптимизировать.
  • Как правильно подготовить ассессмент центр для высокоэффективной оценки персонала
  • Новые слово в подборе персонала или кто такие дауншифтеры?
  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • Вовлечённость персонала в профессиональную деятельность
  • Как самостоятельно и эффективно подобрать себе персонал
  • Подбор персонала: как мы оцениваем кандидатов.
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Рекомендации руководителям по повышению вовлеченности персонала в профессиональную деятельность
  • Риелтор высшей пробы: Превратите отзубривший этапы сделки персонал в Сотрудников, приносящих прибыль
  • Пути мотивации персонала или всегда ли работают за деньги?
  • Вовлеченность персонала – модное слово или неотъемлемая часть стратегического успеха компании?
  • Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.
  • Управление персоналом организации
  • Почерк как инструмент отбора персонала
  • Нематериальная мотивация персонала
  • подбор персонала... консалтинговая практика
  • Подбор персонала. Другой взгляд
  • Рекрутинг - поиск и подбор персонала
  • 1 ШАГ в Качественный подбор персонала или "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?"
  • СПК в коллективе как фактор, влияющий на эффективность деятельности предприятия
  • Качественный подбор персонала начинается с общения заказчиком!
  • Оценка персонала глазами психолога
  • Психологическое состояние персонала во время кризиса
  • Глубинные исследования персонала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь