|
Образование нового времениАвтор статьи: Ермаков Сергей
Одним из важнейших и ключевых процессов в жизни человека является - Образование. Это уникальный инструмент как личного развития человека, так и возможность для общества – заложить в каждого то или иное понимание происходящего в Мире, то есть – воспроизвести свою парадигму. Кто контролирует смысловое наполнение образования, тот контролирует всё общество. Система образования именно то звено социальной реальности, где должна в одну из первых очередей разворачивать свою деятельность новая, единая Психология, чтобы помогать людям (растущим и развивающимся детям) в обеспечении психологического здоровья. *О том, что за новая, единая Психология подробнее в статьях «Психология нового времени», «Новые цели психологии» и «Устройство общества на основе социально-психологических концепций». Не вдаваясь в классические определения и трактовки термина, обращусь к самомУ строению слова (на русском языке), а именно к его корнеобразующей части – «Образ». Это даёт понимание Образования, как процесса формирования у учащегося образа изучаемого объекта, предмета или явления. Именно в такой постановке цели всей образовательной системы (школ и вузов) кроется ключ к итоговому успеху. Как же может быть устроено новое Образование? На самом деле, не открою континентов своими ответами, но от этого они не перестанут быть верным и эффективным направлением. Преподавание должно и обязано строиться на принципе «осознания информации», а не на принципе «получения отметок и заучивания». Мотивы образования со стороны учеников также должны измениться. Нынешний ведущий мотив - «учиться, чтобы потом работать» - это негативный сценарий и подход к самому процессу, а вот «учиться, чтобы познавать мир, себя, других, а затем развивать мир, себя и других» – более продуктивный подход, который в наибольшей степени отражает саму суть процесса Образования. Подход к преподаванию, как в школах, так и в вузах, но особенно в школах, поскольку с них всё начинается, - должен строиться на основе форматов обсуждений, рассуждений, обмена опытом как учеников друг с другом, так и учителей с учениками. «Docendo discimus» - Обучая, учимся. Фактически, уместно вспомнить и возродить опыт школ (и всего Образования) в их первозданном виде - по типу «Платоновских Академий», основанных на диалектике, то есть как раз на свободном, групповом обсуждении, или, выражаясь современным языком, - на тренингах. Именно в таком формате, по моему мнению, лучше и эффективнее всего происходит как эмоционально-чувственное, так и интеллектуально-аналитическое познание учеником себя, других и мира. Также принципиальным видится в новой системе образования пересмотр основных направлений и изучаемых дисциплин. Необходимо изменить подход к наполнению образовательных программ. Должны стать приоритетными и являться базой всех школьных программ (с учётом каждой возрастной группы конечно же): изучение психологии, социологии, логики и анализа, русского языка (именно на уровне владения языком, а не сухие правила), ораторского и театрального искусства, астрономии, космологии (и иных дисциплин теоретической физики, изучающих Вселенную), футурологии, математических теорий, музыки (особенно, игра на инструментах), танцев, индивидуального творчества, Природы (и природных практик), в литературе особое внимание уделять фантастике, а также встраивать телесные и духовные (не религиозные) практики, позволяющие познавать и осваивать энергию тела. (элементы йоги, дыхательные упражнения, медитации, Ци Гун, рейки и многое другое). Ключ к новому образованию - формирование интереса учащихся. Я убеждён, что нет такого понятия, как «сложный материал», есть информация и способ её преподнесения, а потому нужно создавать условия, при которых материал любой сложности будет подан в интересной форме, а это уже ставит другую задачу – подготовку педагогических кадров, способных выстроить образовательный процесс на новых основах. Учителя должны являться наставниками, глубоко разбирающимися не только в предмете преподавания, но и в психологии учеников, методах взаимодействия с ними. Таким образом – Учитель – одна из важнейших и ценнейших профессий будущего в логике подхода к образованию, о котором я говорю. Учителя же в свою очередь должны понимать, что школы в новой системе образования уже будут существовать не для того, чтобы они в них работали и не для того, чтобы упрощать им профессиональную жизнь, а для того, чтобы обеспечивать детей возможностью максимально полноценно развиваться и расширять свой опыт. *К слову, я бы с удовольствием и сам преподавал в условиях системы Образования, о которой рассказываю. Высшее образование не должно быть поспешным и обязательно привязанным к какому-то возрасту (как чаще всего сейчас и бывает), даже лучше, если к высшему образованию человек будет подходить, начиная с 25 лет. Этого можно добиться за счёт увеличения школьного образовательного этапа, но не за счёт его упрощения и искусственного растягивания во времени, как сейчас, а наоборот, за счёт расширения изучаемых дисциплин и их поэтапного усложнения, тогда добравшись до вуза – человек сможет осваивать интересующую его область фактически сразу с уровня занятия наукой и исследований. При этом нужно обеспечивать условия, при которых наличие или отсутствие высшего образования не будет влиять на возможности человека в социальном мире в плане доступа к материальным благам и технологиям. *Как и за счёт чего этого добиться, в статье «Город будущего - Город для людей». Моя идея в том, чтобы люди приходили к образованию осознанно, по желанию и исходя из интереса. Процесс образования должен быть расширен по времени и преобразован в постоянную часть жизни, точнее, по сути, вся жизнь должна быть превращена в платформу для образования. Да, из нашей нынешней реальности может показаться такое невозможным или лишним, или какой-то каторгой, ведь сейчас – образование низкого качества и по сути вынужденное, в людях слабо развито понимание Жизни как процесса познания Мира, но на самом-то деле именно для этого образование и нужно. И если школы необходимо оставлять обязательными, то все иные образовательные форматы нужно изменить таким образом, чтобы они стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Поскольку физический труд человека как работа в новых условиях организации общества будет не нужен (см. статью «Облик «Города для людей») - всё время жизни станет свободным и может быть посвящено – глобальному процессу познания себя, других и Мира, где Образование и разнообразные его форматы, в самом широком понимании, будут играть одну из ключевых ролей. Все эти процессы смогут быть вписаны в инфраструктуру социальной реальности естественным путём и организованы через полную доступность каждому. Инфраструктура же самих объектов образования (школ и вузов и т.д.) должна быть вписана в естественно природные условия, чтобы учащихся по максимуму окружал живой мир, чтобы формировалась связь с ним. На мой взгляд, Образование, выстроенное именно таким образом, изменившее форму, переведённое из категории «надо/обязан» в категорию «хочу/интересно» будет в наибольшей степени способствовать развитию людей и их движению навстречу своей Личности, развитию всего общества. Нужно объединяться и прикладывать творческие усилия для разработки такой модели Образования и создавать альтернативные существующим платформы для её реализации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|