О значимости Детства

Автор статьи: Ермаков Сергей

Невозможно переоценить любой период жизни человека, потому что каждый такой период – уникален своей неповторимостью. Однако без сомнений одним из самых важных (хотя бы по причине своей первоочерёдности в жизни) этапов в процессе роста и развития человека является – детство. То, как и в каких условиях проходит этот период, чем он наполнен, на что ориентирован, обуславливает и определяет то, каким человек становится в итоге. Все пути, которые мы начинаем, все проблемы и сложности, которые нам затем предстоит решать – всё начинается в детстве.

По моему мнению, Детство имеет особый, знаковый смысл для возможности реализовывать потенциал развития человечества. Внимание именно содержанию и наполнению Детства – одно из центральных и опорных направлений во всей работе новой, единой Психологии, как идеологической концепции, на основе которой может быть выстроено общество.

Поясню, что под Детством понимаю – период жизни ребёнка, определяемый отрезком от 3 до 10 лет, с особым акцентом на возраст 3-7 лет.

Существующая сейчас система организации жизни глубоко деформировала и патологически нарушила естественный ход и темп развития детей, как и темп жизни в целом, ускорив его в невообразимых для многих масштабах.

Сформирована и внедрена система обучения и воспитания через ДОУ и начальные школы, в которых культивируются заторопление, ускорение и гипертрофирование развития психических процессов детей в пользу ситуативной активации в них навыков и знаний более старшего возраста, в ущерб плавному, естественному, поэтапному развитию.

Уже сейчас ускорение развития идёт на 1-1,5 года и это не предел. С этим сталкиваются все дети и родители, особенно эта ситуация обострилась в последние 30 лет. С каждый годом детей в ДОУ начинают всё раньше обучать всё большему и более сложному количеству навыков, также с каждым годом начальные школы выставляют всё большие «входные» требования и критерии к навыкам и развитию учеников, а родителям внушается идея того, что чем раньше ребёнок начнёт уметь «то, другое и третье», тем успешнее он будет – это ложь.

По сути – всё это является жесточайшим преступлением против человечности и видом психологических пыток. Однако подобные действия не являются случайностью, главная цель такой системы – создание функциональных рабов. Чем раньше человек (ребёнок) попадает в условия стресса и жёсткой оценочной дисциплины, тем быстрее он забудет, что значит быть свободным, иметь свои желания, мечты и цели, воображение и фантазию. А утратив всё это – человек лишается потенциала развития и движения вперёд, восстановить который далеко не всегда возможно в будущем. Кроме этого, чем в более раннем возрасте человек освоит самые базовые и примитивные навыки, необходимые для выполнения трудовых обязанностей (сейчас это 14-15 лет), тем скорее его можно будет отправить работать, по сути – отбывать пожизненную трудовую повинность.

Исхожу из необходимости отказа от акселерации развития детей. Необходимо коренное изменение наполнения подхода к дошкольному и начальному образованию в пользу и с учётом естественных темпов развития, с акцентом на ценность Детства, как особого периода, главной целью и содержанием которого должны быть: игры, общение со сверстниками, познание мира живой Природы и взаимодействие с ним, творчество и развитие воображения, первичное приобщение к форматам физической культуры и освоения энергии тела, с учётом каждой возрастной группы. Вот вокруг чего должна выстраиваться вся система воспитания и «ДОУ + Начальная школа». Что также, как и в случае подхода ко всему Образованию – требует иного содержания и качества не только образовательных программ, но и педагогических кадров иного уровня, с иным пониманием и отношением. 

Дети имеют право и должны как можно дольше оставаться детьми. Детство – это их неприкасаемый ресурс, отталкиваясь от которого они взрослеют, делают выборы, принимают решения, развиваются и двигаются вперёд. Соблюдение и ориентирование на естественный, биологически обусловленный темп психического развития, при кажущемся ущербе в плане сиюминутных навыков детей (например, ранние навыки чтения, счёта, письма), позволит в более старшем (подростковом) возрасте получить на выходе гораздо более высокий уровень интеллектуального и познавательного развития, а также избежать последствий присущих ускорению развития, таких как: проблемы с концентрацией, агрессией, успеваемостью, общением и установлением дружеских отношений, доверие к Миру, уверенность в себе, и многое другое. Эти проблемы возникают потому что мозг должен пройти Природой заданные этапы развития и когда поведение, свойственное Детству искусственно подавлено в ребёнке через запреты и насаждение дисциплины, то рано или поздно оно (это подавленное поведение) проявится, причём не обязательно в подростковом возрасте, очень часто в абсолютно взрослом.

Необходимо обеспечить условия, при которых система «ДОУ + начальная школа» были бы направлены только на заботу и развитие психологического здоровья детей, а не на подгонку детей к соответствию требованиям «Внешней среды».

Говоря о Детстве и его значимости, не могу пройти мимо ещё одного важного, но для многих не очевидного момента.

Ещё одним преступлением против детей (против подростков 12-17 лет) и против всего человечества, - является Ювенальная юстиция. Эта порочная практика применения уголовного права по отношению к детям является технологией уничтожения потенциала человечества и должна быть полностью прекращена. Это как раз одна из технологий «психологической войны» в действии. Такие понятия и явления, как «Колонии для несовершеннолетних», «Тюрьмы для несовершеннолетних», «Ювенальные суды» и т.д. – недопустимы и должны быть упразднены, навсегда вычеркнуты из социальной инфраструктуры нового общества. Иное его наполнение и ориентация людей на процессы самопознания и развитие позволят решить проблему агрессии иными, конструктивными способами, сохраняющими психику ребёнка полноценной. На самом деле это не какие-то "чудо-технологии" будущего, всё вполне реализуемо уже сейчас, просто детские тюрьмы - выгодны в логике той модели общества, в которой мы живём.

Преобразование общества согласно принципам, ориентированным на людей как ценность, позволит достичь обозначенных результатов, как в направлении сохранения Детства, так и в направлении полного прекращения применения уголовного права в отношении несовершеннолетних. Такие новые, более качественные условия жизни абсолютно реальны и достижимы, именно к ним нужно двигаться.



Просмотров: 134
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Школа Форман для детей с аномалиями развития
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Развитие EQ. Шаг 1й. Система собственного развития.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Задержка психического развития у детей
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Нормы развития у детей до 1,5 лет
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь