|
Школа Форман для детей с аномалиями развитияАвтор статьи: Угушев Евгений Владимирович
Нишу Никс спрашивали, не двоится ли у нее в глазах, не пишет ли она вверх ногами, не бегает ли задом наперед. Друзья по школе, где она раньше училась, даже интересовались, не заразна ли ее дизлексия. — Потом я попала сюда, и это было большим облегчением, — говорит 18-летняя ученица выпускного класса частной школы-интерната Форман, в которой подготавливают к поступлению в колледж старшеклассников с различными индивидуальными отклонениями, осложняющими их обучение. Кампус школы Форман около города Литчфилда, штат Коннектикут, занимает 56 гектаров и мало отличается от других подготовительных школ Новой Англии, где старые каменные здания, перемежающиеся с новыми кирпичными, утопают в тени живописно возвышающихся над ними деревьев. На переменах тут и там видны группы школьников в традиционной одежде: мальчики — в костюмах и галстуках, девочки — в блузках и юбках. Программа обучения включает обычный набор предметов, изучаемых в средней школе: математику, иностранные языки, биологию, английский язык, историю. Но в центре внимания — индивидуальные занятия с учителем по языку и математике. Учащиеся школы Форман имеют те или иные аномалии, затрудняющие обучение обычными методами, говорит Лорен Фэйс, руководящая программой подготовки по языку. Около 10 процентов страдают дислексией, то есть испытывают затруднения в понимании написанного слова. Причины этого недостатка неиз вестны, но специалисты считают, что определенную роль здесь играют биологические и генетические факторы. Подобные отклонения от нормы неизлечимы, но разработаны мето¬ды, позволяющие учащимся компен¬сировать свои недостатки. Некоторые учащиеся испытывают трудности при выстраивани: цифр в правильной последовательности. Другие страдают от проблем визуального восприятия: Гут, например, не мог отличить правую сторону от левой. Фэйс и большинство учеников страдают несколькими расстройствами. Выраженными в разной степени — Все эти дети совершенно разные.. Но одно качество свойственен учащимся школы Форман - высокий уровень умственных способностей. — С отвлеченными понятиями справляются очень хорошо даже блестяще, — говорю Трудности возникают у них с простыми, основными вещами; Школа была основана в Джоном и Джулией Форман, которые хотели помочь обучаться успевавшим в обычных школах в 40-е годы. Консультантом по академическим вопросам выступил Альберт Эйнштейн, сам страдавший дизлексией. Теперь эта школа из небольшого, но растущего учебного заведения превратилась в крупный обучающий центр, готовый делиться опытом с энтузиастами всех США. Занятия в школе Форман основаны на методе Гиллингема, известного невролога и его учеников, разработавших этот метод. Упор делается на многосенсорный подход. — Мы начинаем с самого ; элементарного, — говорит Фэйс. — изучаем с ребятами изучать буквы, слоги, затем слова и практические навыки. В неполной семейной среде и обычной школе ученица Ниша была предоставлена себе. С большим трудом она сдала девятый класс и часто возвращаясь домой в слезах из-за насмешек одноклассников. Но когда родители помогли ей поступить в Форман, отнеслась к этому скептически. Но за первый же год научилась большему, чем за те три года в обычной школе. — Я чувствовал себя умственно отсталым, — говорит ученик Дара. Проучившись в шестом классе два года из-за плохой успеваемости, он перешел в обычный седьмой. — Там надо было либо уметь плавать, либо тонуть, и я быстро пошел ко дну, — вспоминает он. — По всем предметам у меня не было больше двойки. Меня это озлобляло. Почему я не могу учиться, как другие? Теперь, на четвертом году обучения в школе Форман, он изучает историю по программе колледжа. — Уже одно то, что я учусь в Формане, позволяет мне чувствовать себя полноценным, — говорит он. — Здесь считаются с индивидуальными особенностями учеников. Здесь помогают найти наилучший для каждого способ обучения. Майкл Миттелхозер из Бостона, штат Массачусетс, староста выпускного класса, рассказал аналогичную историю. Учителя в школе считали его лодырем и тупицей, но родители поддержали его. Его отец, врач, тоже страдает дислексией. Майкл стал посещать частную школу для аномальных детей. Эти занятия помогли ему поверить в свои силы. Он решил записаться в Форман, чтобы подготовиться к поступлению в колледж. Среди вузов, в которые он хотел бы поступить, на первом месте стоит Американский университет в Вашингтоне. Планы Митгелхозера вполне осуществимы. Около 98 процентов выпускников школы Форман поступают в колледжи, говорит заместитель директора Карен Ламберт. Недавние выпускники школы учатся в таких престижных вузах, как Университет Карнеги-Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, Колледж Маунт-Хо- лиок в Саут-Хэдли, штат Массачусетс, Сары Лоуренс в Бронксвилле, штат Нью-Йорк, и Техасский христианский университет в Форт-Уэрте. Такому успеху отчасти способствует система конкурсного отбора: в 1988 году в школу было подано 250 заявлений на 80 мест. Учащихся отбирают на основании рекомендаций учителей, собеседований и по результатам психологических и стандартных тестов. Тесты нередко сразу же выявляют аномалии поступающих, говорит Фэйс. Ученик может, например, показать блестящие знания по естественным наукам и математике, но полную неспособность к языку. — С помощью этих тестов мы определяем умственные способности кандидатов. Принимаем тех, у кого показатели средние и выше средних, остальным не осилить нашей программы, — говорит Ламберт. Попав в школу Форман, учащиеся обязаны следовать правилам, касающимся обучения и дисциплины, а также участвовать в спортивных соревнованиях. В распорядок обычного дня включены уборка комнаты в общежитии, почти восемь часов классных занятий, спортивные тренировки. Вечером два часа отводятся на приготовление домашних заданий. Свободного времени остается немного. — Мы хотим, чтобы учащиеся всегда бьши сосредоточенны и заняты, — говорит Ламберт. Двойная система отметок — за успеваемость и за прилежание — позволяет справедливо оценить усилия каждого, считает Миттелхозер. — Здесь индивидуальные аномалии перестают быть проблемой, потому что они есть у всех, — говорит он. — Уже не приходится относить свои неудачи на счет врожденных недостатков. Они неизлечимы, и надо учиться справляться с ними. ■ М. Кальта • Фото Кристофера Литтла Евгений Угушев
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|