|
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗАвтор статьи: Шабурова Оксана Александровна
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям и формированию негативного образа «Я». В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием успешного включения детей с ЗПР в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой категории в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных умений [4, с. 270]. Одним из способов решения данной проблемы мы считаем использование возможностей технологии сказкотерапии. Метод сказкотерапии, который был обоснован М. Эриксоном, возник на рубеже 60–70-х годов XX столетия. В нашей стране метод сказкотерапии начал использоваться с начала девяностых годов такими исследователями как И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер. На сегодняшний день большой вклад в изучение сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги Е. Лисина, М. Осорина, Е. Петрова, И. Вачков, Г. Азовцев, А.И. Константинова, Т.Д. Зинкевич - Евстегнеева, Т.М. Грабенко, А. Гнездилов, Д. Соколов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают различные варианты работы. Метод сказкотерапии предоставляет ребенку возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая или слушая полюбившийся рассказ, читатель или слушатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для человека. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Исследователями выделяются следующие направления сказкотерапии:
Психологи выделяют такие функции методики:
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности. Важное значение сказкотерапия имеет в качестве развития коммуникации в детей с ОВЗ. Выделяются следующие современные методы сказкотерапии:
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за столами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия. Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ является самым эффективным методом, направленным как на всестороннее развитие малыша, так и на развитие его коммуникативных навыков. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до двенадцати человек). Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие. Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:
В своей деятельности необходимо учитывать следующие правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками с ОВЗ: Мы предлагаем следующую структуру занятий по сказкотерапии: Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, психолог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на продуктивную работу. Пересказы — популярная, но достаточно сложная форма работы по развитию устной речи дошкольников с ОВЗ. Пересказ имеет несколько видов, в зависимости от характера текстов, подлежащих пересказу, и от тех мыслительных задач, которые предлагают детям. Подробный пересказ способствует развитию активного словаря детей, формированию фразовой и связной речи. Дается на не слишком коротких текстах. Легки для первых пересказов ритмические тексты, содержащие повторы, например такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи: - прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции; - длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей; - в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности; - в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз; - сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом; - сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»; - необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием [1, с. 57]. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка, связной речи, обогатить его воображение. Можно выделить основные направления коррекционной работы при использовании сказкотерапии: - формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость); - развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки; - совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи; - развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей. Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Детям предоставляется возможность окунуться в чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Различные методы драматизации на занятиях сказкотерапии (театр на ладошке, пальчиковый театр, кукольный театр, музыкальные инсценировки, костюмированные представления по известным сказкам, театр на столе) оказывают огромное влияние на развитие коммуникации в детей с ОВЗ. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма. Таким образом, если в образовательный процесс включить методику сказкотерапии, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех уровней развития коммуникативных навыков, которые требуется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом. Список использованной литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|