|
Волшебные свойства сказкотерапии и «лечение» сказками для детей и взрослыхАвтор статьи: Носенко Виктория Владимировна
Еще с древних времён люди передавали друг другу свой опыт, традиции и мудрые советы через сказки. Волшебные сказания помогали подрастающему поколению познавать окружающий мир, а более зрелому – преодолевать препятствия на жизненном пути и находить причины своих поражений. Так, путешествуя во времени и пространстве, сказка стала основой для такого направления психологической практики как сказкотерапия. «Лечебные» свойства сказки были впервые исследованы швейцарским психологом Карлом Юнгом. По мнению Юнга, сказка погружает читателя в процесс внутреннего путешествия, которое осуществляется на бессознательном уровне через соприкосновение с метафорическим миром. Бессознательная часть нашего «Я» хранит в себе огромную базу знаний, ресурсов и универсального духовного опыта, который может нас обогатить, если мы получим к нему доступ. Метафоры, заложенные в сказках, мифах, притчах, волшебным образом пробуждают нашу бессознательную часть, открывая доступ к многовековому духовному опыту. Таким образом, волшебство происходит внутри нас, и, как результат, постепенно улучшаются отношения с внешним миром. Почему дети любят сказки? Вспомните, как в детстве мы вместе со сказочными героями отправлялись в мир приключений, тем самым познавая жизнь со всеми ее радостями и сложностями, мы могли слушать одну и ту же сказку сотню раз, при этом, сохраняя интерес и веру в чудеса. Почему дети так любят сказки, а повзрослев, теряют к ним интерес? Это обусловлено тем, что у детей в возрасте от 3-х до 12-ти лет активно развивается и преобладает правополушарный тип мышления. Как известно, правое полушарие заведует нашими творческими проявлениями, эмоциями, воображением, интуицией. А потому доступным языком для детей являются яркие и эмоциональные образы, метафоры, представленные в сказках – посредством которых, они усваивают всю важную для себя информацию об устройстве окружающего мира. Отношение взрослых к сказкам связано с преобладанием доминирующего эго-состояния (жизненной роли, позиции). Как утверждает американский психолог Эрик Берн, существуют три состояния нашего «Я», в которых все мы периодически пребываем. Это состояния «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого». Следовательно, люди с актуализированной позицией «ребенка», любят сказки, а «взрослые» и «родители» относятся более «прохладно». Тем не менее, вне зависимости от доминирующей позиции, для взрослых сказки являются отличным способом творческого выражения «внутреннего ребенка», благодаря которому мы может чувствовать, познавать внешний мир, получать удовольствие, верить в чудо, и не менее эффективно, с детской позиции, решать «взрослые проблемы». Вместе с тем, у сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня т.д. Погружаясь в сказку, дети, подростки и взрослые могут открыть новые возможности для творческого и конструктивного изменения реальной ситуации. Сказки для взрослых Для взрослых создание своей собственной сказки станет интересным и увлекательным способом увидеть себя со стороны, исследовать собственный жизненный сценарий и, при желании, что-то изменить в нем. Найти причины неудач и новый способ решения проблемных ситуаций. Как самостоятельно написать сказку? Это вполне выполнимая задача, для этого, прежде всего, необходимо освободиться, на время, от социальных ограничений (оценка деятельности, страх показаться смешным, неспособным к творчеству), дать себе право быть несовершенным (не профессиональным сказочником), а позволить себе просто быть творцом. Ведь Вы пишете сказку не для международного конкурса «Золотое перо», в котором Вас будет оценивать строгое жюри, а для себя, и результат напрямую зависит от Вашей внутренней свободы. Вторым опорным пунктом в написании сказки является алгоритм конструирования сказки. В которой, как правило, присутствуют: главный герой, который включен во все события происходящие в сказке; действующие лица второго плана (враг, друг, помощник и т.д), олицетворяющие бессознательные процессы; задача, конфликт, кризис, как поворотный пункт в жизни героя (важное задание, необходимость справиться с препятствием, встреча с врагом и т.д.); волшебство, как ресурс героя (встреча с волшебником, подсказка к решению задачи); торжество и успех героя как кульминация. Когда сказка будет написана, Вы можете самостоятельно ее проанализировать задавая себе вопросы: о какой ситуации в Вашей жизни напоминают события сказки? Что помогло герою пройти все испытания, что мешало? Подумайте над этим. Своей сказкой можно поделиться с близким другом, вместе прочитать ее, возможно, сделать театральную презентацию (эмоционально проживая путь героя). В таком случае у Вас появиться замечательная возможность получить помощь друга, его мнение, поддержку, тем самым используя один из ресурсов Вашего сказочного героя. Более глубинная работа со сказкой осуществляется при поддержке специалиста (психолога, сказкотерапевта), а потому ищите «сказочника», который поможет «расшифровать» Ваш бессознательный потенциал. Сказки для детей Ребенку сказкотерапия помогает наиболее мягко и корректно преодолевать собственные страхи и тревоги через идентификацию себя со сказочным героем. Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами, воспринимает всё реально, сопереживает, радуется вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сказу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему понять, как преодолеть свои трудности. Особенно ценной для ребенка является авторская сказка, которую создает родитель на основе наблюдения за переживаниями собственного ребенка, в этом случае сказка превращается в настоящую панацею от страхов и тревог, а также отличным способом сближения и взаимопонимания в детско-родительских отношениях. Какие детские трудности помогает преодолевать сказкотерапия? -Психологическая помощь и поддержка ребенка в случае развода родителей или смерти близкого человека; -способ снижения тревоги и преодоления страхов; - сказка учит ребенка, как постоять за себя и многие другие. Как создать «лечебную» сказку для ребенка. Прежде чем приступить к написанию сказки необходимо сформулировать и изучить проблему. Нужно вспомнить, когда и как возникла проблема, какими способами ее уже пробовали решать, и к чему это приводило. К примеру, если Вы хотите помочь ребенку преодолеть страх темноты, необходимо исследовать - после каких событий возник этот страх, что пугает в темноте? Что или кто может помочь облегчить переживание страха (любимая игрушка, поддержка мамы с папой, светильник и т.д.)? Также важно узнать любимых сказочных героев ребенка, увлечения, чтобы герои и события Вашей сказки были интересны и близки малышу. Вся эта информация необходима для построения сюжета сказки, близкого переживаниям и ситуации ребенка. Теперь нужно провести анализ ситуации. Во-первых, превратить проблему в задачу. Сформулировать, что мы имеем (это будет начало сказки) и что хотим получить (благополучное завершение). На том же примере про страх темноты – тревога ребенка перед сном, жалобы на «монстров» под кроватью, ночные кошмары, «болезненный» утренний подъем, повышенная утомляемость. Что хотим получить – здоровый сон ребенка, снижение тревоги, чувство защищенности и безопасности. Далее Вам необходимо выделить в ситуации всех значимых участников и зашифровать их в сказочные персонажи. Это не обязательно должны быть люди, героями вполне могут быть любимые игрушки, животные, цветы и прочее. Главное, чтобы они были близки и понятны Вашему ребенку. Ваша задача придумать историю, в которой: герой сталкивается с такой же проблемой как у Вашего ребенка; герой переживает и пытается решить проблему; герой встречает помощника, друга, волшебника, пробует новое решение и добивается успеха. И, наконец, непосредственно написание сказки и полная свобода Вашего творческого «воображариума». Сочиняя для ребенка терапевтическую сказку, можно отталкиваться от знакомых сказок и рассказов. Можно использовать уже готовые сказки, главное, чтобы сюжет и герои истории перекликались с актуальными событиями в жизни ребенка. Рекомендации по использованию терапевтической сказки: Для лучшего восприятия, читать сказку ребенку желательно перед тем, как он ложится спать: днём или вечером. Сказку можно театрально проиграть, «перевоплощая» малыша в сказочного персонажа – одеть цветную пижаму, «превратить» зубную щетку в волшебную палочку, а игрушки «отправить» в зрительный зал. Эмоциональное подкрепление, голосовая игра и яркое представление повысит эффективность сказкотерапии и превратит ее в невероятное и увлекательное приключение, которое будет не только интересно Вашему ребенку, но и полезно. Современная сказкотерапия накопила в своем арсенале множество «рецептов» для разрешения различных категорий жизненных трудностей: от детских страхов и тревог до острых жизненных кризисов во взрослой жизни. И в каждом случае свои комбинации и способы работы. Но, используя терапию сказкой, помните о том, что события, герои Вашей истории – это всего лишь сказка, вымысел, принципиально отличный от реальности, и воспринимать их в буквальном смысле не стоит. Но как говорится «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|