Эффективность сказкотерапии для детей разного возраста.

Сказкотерапия для детей - это психотерапевтическое воздействие, целью которого выступает коррекция детских поведенческих реакций и избавление от страхов, фобий.

Сказкотерапию использую в качестве инструмента для выявления первичных причин поведенческих реакций и как ресурсную практику в психотерапии. Этот метод можно использовать в работе с самыми маленькими детьми. Возможности сказкотерапии огромны. С помощью сказкотерапии можно выяснить глубинные деформации детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка. 

Сказки для детей, сказкотерапия. 

Сказки, в первую очередь, являются инструментом для передачи опыта, навыков, умений и понимания добра и зла, а так же глубинного смысла жизни. Многие сказки состоят из аллегорий и жизненных линий поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психологов и психотерапевтов, которые занимаются изучением и описанием воздействия фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят:

- рассказывание сказки;

- сказкотерапевтическую диагностику;

- изготовление кукол;

- сочинение сказок;

- постановку сказки;

- рисование сказки.

Методы рассказывания и сочинения сказки уже оказывает терапевтическое воздействие. Сказку лучше рассказывать, чтобы терапевт мог отмечать, что происходит с ребенком  в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут сочинять сказку совместно, одновременно драматизируя ее всю или какие-то отдельные фрагменты. Так же ребенок может самостоятельно сочинять сказку. Самостоятельное придумывание сказки и пересказ ее помогают определить эмоциональные спонтанные проявления, которые часто не заметны в поведении. 

Иногда малыш может прервать рассказ, предложив неожиданно свое окончание, отвечая низким голосом и торопливо, с признаком волнения на лице (небольшие тики, покраснение, потливость). Обычно ребенок не хочет отвечать на задаваемые вопросы, хочет опередить события и начать сказку сначала. Это все признаки невротического состояния. 

После того, как сказка рассказана можно применять метод ее рисования. С помощью этого метода можно определить все то, что заставляет ребенка переживать, а так же помогает определить его чувства. Работа с цветным картоном и пластилином позволяет ребенку убрать тревогу и те чувства, которые его волнуют. Не нужно придавать значение качеству рисунков и поделок. При сильных переживания на рисунках ребенка будут появляться различные чудовища, огонь и он будет использовать темные цвета. На эту же тему новый рисунок ребенка будет спокойнее и цвета выбраны светлее. Свои эмоции лучше передавать ребенку карандашами и красками. 

Следующий метод сказкотерапии - изготовление кукол.

Изготовление кукол и манипулирование ими приводит к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения. 

Сказкотерапия для детей 3-ех летнего возраста.

Особенностью сказскотерапии с детьми 3-ех летнего возраста состоит в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связаны с его проблемой.  Так же необходим контакт с ребенком и выполнение условий, таких как: передача настоящих эмоций и чувств и располагать перед собой ребенка так, что бы он видел лицо взрослого и следил за его жестами, мог обмениваться взглядами. Длительных пауз необходимо избегать. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить историю на выбор, главное прочитать ее вслух. 

Проблема, которая будет озвучена в сказке должна соответствовать требованиям, таким как:

- в ней не должен быть заложен готовый верный ответ;

- проблема должна быть актуальной для малыша;

- вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы ребенок смог самостоятельно прослеживать причинно-следственные связи.

И главное, чтобы сказки были в соответствии с возрастом ребенка.  

Ребенок трех лет, способен удержать в  памяти простые действия героев, проявляя интерес. Большое значение имеет сюжетность  и простота сказок, например такие как: "Колобок", "Теремок", "Репка". Так же надо помнить о способности ребенка отделять реальность от сказочного сюжета, которая появляется к четвертому году жизни. 

Примеры сказкотерапии для детей.

В методе сказкотерапия, психолог, педагог, врач может найти для себя те ресурсы, которые будут помогать ему осуществлять его профессиональные задачи.  

Сказкотерапию можно использовать для коррекционной работы со страхами и фобиями. Например, сказка может начинаться со следующих слов: " Жил был ребенок, который был похож на тебя....". Тем самым, можно моделировать ребенку истории, похожие на его жизненные ситуации, и которые оказывают не него угнетающее воздействие. Эффективны такие примеры при первых посещениях детского сада, боязни темноты, стрессах и проявлениях различных страхов у ребенка. 

В пятилетнем возрасте сказка терапия будет наиболее эффективна если ребенка подключать к продолжению сказки и к завершению предложенного сюжета. Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия. 

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающаяся в совместном придумывании, когда сюжетная линия выстраивается по частям и по очереди каждым участником.  Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми людьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. И ребенок берет из своей сказочной истории индивидуальное решение для своей проблемы.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие заключается в том, что от ребенка не требуется анализа и выводов о происходящем, так как вся работа происходит на подсознательном уровне. 

Примером сказочной истории трансформации, а так же преобразовании может выступить сказка  Г. Х. Андерсана "Гадкий утенок", работа с этой темой подходит детям с заниженной самооценкой. 

Для освобождения напряжения и для приобретения новых способов реагирования будут уместны страшные сказочные истории, где героями сказки могут  выступать бандиты и нечистая сила. Снятию напряжения способствует многократное моделирование и проживание тревожной ситуации. Для повышения стрессоустойчивости нужно рассказывать страшилки в группе 6-ти леток. Соблюдая при этом правила: 

- историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию;

- конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.

Для приобретения жизненной мудрости нужно использовать волшебные сказочные истории. Дети 6-ти лет проявят больший интерес к таким волшебным историям. Сказка терапия и ее работа начинается с обсуждения. После того, как были проработаны сказочные смыслы, которые имеют связь с жизненными ситуациями можно использовать следующие методы работы, такие как: рисование, изготовление кукол, песочную терапию и драматизацию.

Для того, чтобы понять свои внутренние переживания при потере надежды хорошо подойдет такая сказочная история как, Пантелеева "Две лягушки". Эта история наводит на то, что за свое здоровье и жизнь нужно до последнего бороться, так как каждый имеет внутренние ресурсы, чтобы справиться с теми жизненными трудностями, которые встаю у него на пути.  Для выполнения учебных заданий будет уместно использование дидактических сказок. Ребенок в виде дидактических сказочных заданий учится переписывать заданные на дом математические примеры. В таких сказочных историях решение примера берет на себя роль прохождения испытания, а после того как задание было выполнено приводит героя к успеху. 

Для того, чтобы сказочная история была полезной необходимо соблюдение 3-ех правил:

1. сказка должна быть идентичной проблеме ребенка, но не иметь прямого сходства с реальной историей;

 2. она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы у ребенка была возможность сделать новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

3. разворачивание сказочного сюжета должно идти в следующей последовательности: "жили были" - это начало истории и затем встреча с ее героями.

Для наглядности рекомендуется делать героев сказок  для детей 3-ех лет из игрушек (животных, маленьких человечков). В возрасте с 5-ти лет можно вводить принцесс, фей, солдат, волшебников. В зависимости от того, какая проблема решается, используют русские народные сказки и зарубежные. Часто в работе используются: "Крошечка-Хаврошечка", "Морозко", "Снегурочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Аленький цветочек". Что касается зарубежных сказок, то предпочтение выпадает на: "Золушка", "Госпожа метелица", "Спящая красавица".

По мнению французского психиатра, доктора медицины и психологии, Жана Годэна, сказки Ш. Перро очень эффективны в использовании конкретных проблем. Например, "Спящая красавица", будет уместна в работе с детьми, которые переживают кризис. Сказка "Ослиная шкура" поможет при проблеме инцеста. Сказку "Мальчик с пальчик" используют в работе с брошенными детьми. 

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.

Сказки оказывают воздействие на личность ребенка. Они обладают не только терапевтическим эффектом, но и воспитательным. Смысл сказок ребенком воспринимается по разному, в зависимости от его личного образа мыслей. Если сказки, притчи подобраны верно, то они помогают создать определенную дистанцию и по другому посмотреть на личные конфликты и найти решение спорных ситуаций. 

Многие исследователи считают сказкотерапию для детей не только направлением психотерапии, но и синтезом достижений в педагогики, психологии и философии различных культур.

Рекомендуют структурировать использование сказок по отдельно взятым детским проблемам:

- Сказки для детей, испытывающих страх темноты и страх перед врачом;

- Сказки для гиперактивных детей;

- Сказки для детей с расстройствами в поведении и физическими проявлениями (проблемы с мочевым пузырем, едой);

- Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях (развод, появление нового члена в семье);

- Сказки для детей, потерявших любимого животного и значимого человека.

Сказкотерапия для дошкольников включает следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Для каждого ребенка подбирается и используется жанр по его интересам. метафора выступает средством психологического воздействия. Насколько точно подобрана метафора, настолько эффективен будет сказкотерапевтический эффект. Жизненная проблема в сказках не скрыта, о ней конкретно говорится.

После знакомства с ребенком и выявления актуальных проблем подбираются сказки, в которых будет отражаться реальная трудность. В работе применяются сказки, где выделяются следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети 5-ти лет идентифицируют себя с животными и стараются  в своих действиях быть похожими на них. Поэтому сказки о животных будут наиболее эффективны в передачи жизненного опыта ребенку. 



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • "Я родом из сказки…" Использование сказкотерапии
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • Техника работы с жизненным сценарием "Любимый герой из сказки"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Сказки про семью, или "в каждой избушке свои погремушки".
  • Сказки про семью, или "в каждой избушке свои погремушки".
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • "Сказки для взрослых" - групповой тренинг и первое знакомство с психологом.
  • "У меня нет чувств, я как Снежная Королева из сказки..."
  • Зеркало. Из цикла "Сказки жизни"
  • Сказки для взрослых: "Про царя Умная Голова и дочку Красавицу".
  • Пример терапевтической сказки "Маленький паровозик" (Эриксоновский гипноз)
  • "Я из страшной русской сказки" - о теневой стороне личности
  • Амплификация сказки "Снежная королева" в песочном пространстве.
  • Строительный проект "Семейный очаг" или продолжение нашей сказки Три поросенка
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Изнанка" сказки
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь