"Я родом из сказки…" Использование сказкотерапии


Психолог Ирина Соловьева специально для журнала "Наша психология"

 

Я родом из сказки Использование сказкотерапии

 

 Сколько существует человечество – столько же существуют и сказки. Сколько их было рассказано детям в самые разные времена и Эпохи? Наверно, миллионы… Тем не менее, все они являются вариациями лишь нескольких сюжетов. Говоря языком аналитической психологии К.Г. Юнга, это архетипические сюжеты. Использование сказкотерапии в психологии популярно уже давно!

Согласно юнгианской теории, есть некий бессознательный пласт, общий для всего человечества, вне зависимости от возраста, пола, национальности, культуры… Это так называемое Коллективное Бессознательное. В нем заложены некие универсальные шаблоны – архетипы.

 

Мы рождаемся с определенным набором архетипов, и по мере взросления они заполняются неким индивидуальным содержанием. Так, к примеру, у нас у всех есть архетип Матери – изначальное бессознательное представление об этой фигуре. А какое наполнение он получит, зависит уже от личного опыта: Мать может быть отвергающей, поглощающей, принимающей…

Так и со сказками: их сюжеты похожи во всех культурах, потому что основаны на архетипах. Они понятны и доступны детям во всем мире. Народное творчество на то и «народное», что относится к очень глубокому пласту психики – Коллективному Бессознательному. Сказки несут в себе огромный ресурс, некое бессознательное знание о мире, энергетический потенциал, они формируют личность… И сказки всегда имеют счастливый конец!

 

Другое дело — сказки авторские. Они принадлежат отдельно взятому индивидууму, это порождение не Коллективного Бессознательного, а Индивидуального – более поверхностного пласта психики. И Индивидуальное Бессознательное несет в себе не универсальное содержание, а всего лишь чей-то личный жизненный опыт. Эти сказки теряют некую «магическую» целительность, и уже могут быть депрессивными и даже разрушающими.

Взять, к примеру, «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена, где героиня постепенно умирает от холода… Я до сих пор помню свою детскую боль и ужас сопереживания. По-моему, это чуть ли ни самое страшное произведение за всю историю человечества… Если серьезно: авторские сказки могут оказывать самое разное воздействие.

 

Народные же имеют целительную силу. И это используется в психотерапии. Есть такое направление как сказкотерапия. Причем сказки здесь используются и для диагностики, и для собственно «терапии», т.е. лечения.

 

Сказки обладают настолько огромной силой, что оказывают на нас влияние и во взрослости. У каждого ребенка в детстве есть любимая сказка – он может ее слушать до бесконечности, заставляя постепенно накаляющихся родителей рассказывать ее раз за разом.

Родитель не может понять: что же такого есть в этой сказке, что ребенок слушает ее уже сотый раз? Но ребенок уже вошел в резонанс с этой сказкой, она его повела – и будут вести по жизни дальше. Что-то в ней есть такое, что находит отклик в глубинах Бессознательного этого малыша…

Ребенок забудет эту сказку, оставит ее в детстве – но она не оставит его. Этот сюжет будет разворачиваться в его жизни. Ведь с героем сказки и сценарием есть глубинная идентификация… Иногда эта сказка будет выручать, но порой – мешать. Главное тут – быть с ней в контакте, понять, какой сценарий реализуется в жизни. Тогда из сказки можно взять самое нужное и ресурсное – и отбросить то, что мешает…

 

За примерами не надо далеко ходить. Могу поделиться личным. Собрались мы как-то компанией подружек – все психологи, и стали сказки детства обсуждать: прямо-таки «Три девицы под окном…», т.е. четыре… И что же мы выяснили?

 

Вика, 25 лет. Любимая сказка – «Спящая красавица». Ресурс: все неприятности жизни проносятся мимо, не задевая. Спящая красавица сохранна – она спит. Однако: в отношениях с мужчинами это выливается в пассивность — герой должен придти и «сделать хорошо». Перекладывание ответственности на мужчину. Чему учиться? Активности!

 

Люда, 26 лет. «Золушка». Старательная и исполнительная. Обо всех заботится, всех любит, берет на себя ответственность за всех и вся. Незаменимый работник, оплот семьи. Окружающие это очень ценят – сперва, а потом начинают воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Золушке не надо учиться терпению и трудолюбию. Ей нужно научиться ценить себя и свои усилия. И – не бояться поступить нестандартно: ведь Золушке пришлось-таки изменить привычный ритм жизни — покинуть привычный дом и отправиться в неизвестность.

И лишь тогда у нее появился шанс встретить принца. Как сказала одна героиня во французском фильме «Красотки»: «Неужели ты не поняла главное? Принц заметил Золушку только тогда, когда у нее появились хорошие шмотки!»

 

Ирина, 26 лет. И вот теперь представьте мои ощущения, когда, повспоминав, я поняла, что любила в детстве «Шахерезаду». И что это за сценарий такой женско-мужских отношений??? Впрочем, подумав, я признала, что то, что мешает мне строить отношения – это бессознательный страх этих самых отношений. Но какой тут может быть ресурс, если все плохо??? И его мне помогли найти подруги: Шахерезада умеет постоянно поддерживать к себе интерес мужчины, быть разной и интересной.

 

Марина, 27 лет. «Рапунцель». Это пооригинальней, так что сюжет напомню – он менее известен. Рапунцель заточена в высокой башне, она уверенна, что уродлива – ее убедила в этом злая колдунья. И лишь когда она видит свое отражение в глазах героя, то понимает, что прекрасна. По словам Марины, она не умеет быть одна – ей постоянно нужно, чтобы рядом был мужчина. Это поддерживает ее самооценку. Выход? Самодостаточность. Ощущение собственной ценности вне зависимости от того – кто рядом с тобой и есть ли этот кто-то.

 

А какая сказка ведет Вас? Какой сюжет Вас захватил? Что за сценарий разворачивается в Вашей жизни? Где помогает, в чем мешает? Может, пора достать потрепанный сборник сказок с антресолей и перечитать?..

 

Дополнение: пример архетипических мотивов в сказках.

Большая группа сказок связанна с мужской инициацией – со становлением мужчины. Переход из мальчика в мужчину дается непросто, и сказки, в которых это отражено, можно назвать «квестами» — главный герой отправляется в путешествие, проходит через препятствия и получает награду. Например, это приключения Ивана-царевича.

Но женская инициация, взросление девочки, тоже непроста! И об этом повествуют сказки-квесты, где через препятствия проходит героиня – как в сказке о Финисте Ясном соколе.

Еще один архетипический мотив – трансформация. Сюда относятся «Лягушка-царевна» и «Ослиная шкура», где героини резко меняются, и другие сказки, в которых есть превращения, переодевания, а также, казалось бы, такие ужасные эпизоды, как отрубание головы, смерть, купание в кипящем молоке — но все всегда заканчивается хорошо.

Ведь развитие личности подразумевает переход из одного состояния в другое, а это — процесс мучительный, но в итоге себя оправдывающий!

 


 

источник  https://solirina.ru/materialy/stati/vzglyad-vnutr-sebya/132-ya-rodom-iz-skazki  




Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Анализ сказки Спящая Красавица. Белоснежка
  • ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ. Истинный смысл этой сказки.
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Сказки в жизни ребенка
  • Техника работы с жизненным сценарием "Любимый герой из сказки"
  • Ох уж эти сказки! Сказки для коллектива.
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Из какой ты сказки? (Сказкотерапия в действии.)
  • Жизненный сценарий, детские сказки и семейные переплетения.
  • Сказки в жизни детей
  • Сказки в нашей жизни
  • Сказки нашей жизни
  • Надо ли читать детям сказки?
  • Зеркало. Из цикла "Сказки жизни"
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Сказка о милом Ежике.
  • Немного о парадоксальном шифровании или какой ответ можно получить из сказки?
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Порция ласки. Рассказ из цикла «Сказки жизни»
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Зачем нужно читать детям сказки на ночь?
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Утешительная сказка (Сказки для взрослых)
  • Как детские сказки не дают обрести счастье во взрослой жизни
  • Сказки Ганса Христиана Андерсена, написанные про себя
  • Авторский разбор сказки - Царевна Лягушка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь