Лечение души через сказку, или немного о сказкотерапии

Автор статьи: Нефедкина Светлана

Для того, чтобы в этом разобраться, надо определить что такое сказка. Сказка - это информация, несущая в себе определенный смысл. Каждая сказка имеет свой сюжет, свои этапы, свою мудрость. 

Сказкотерапия - лечение словом, которое может происходить как путем чтения и анализа любимых художественных сказок, так и сказок, специально написанных сказкотерапевтом для решения определенной задачи. 

Спектр детских трудностей, в решении которых помогает сказкотерапия достаточно широк - это и проблемы общения, обучения, поведенческие и личностные  трудности,  и освоение бытовых навыков.

Различают несколько видов сказок. Есть медитативные сказки, направленные на расслабление, гармонизацию состояния; есть терапевтические сказки, направленные на помощь в совершении открытия (инсайта), которое послужит отправной точкой к положительным изменениям состояния ребенка и его жизни в целом.  Бывают еще сказки дидактические, они применяются в учебно-воспитательном процессе для того, чтобы помочь ребенку освоить какой-то конкретный навык, умение или привить знания и понять почему это ему необходимо. Психокоррекционные сказки дают ребенку готовый рецепт такого действия, пользуясь которым он обеспечивает себе путь к успеху. Думаю, можно еще выделить группу психологических сказок, которые через метафоры влияет на развитие личности человека. Например притчи и мифы могут быть хорошим примером психологической сказки. 

Исходя из того, какая задача ставится для ребенка, сказкотерапевт пишет сказку, благодаря которой ребенок смог бы эту задачу выполнить. Почему полезнее писать сказку под конкретного ребенка? Потому что тогда мы можем учесть все нюансы, касаемые конкретно его трудности. Тогда ему легче перенести со сказки на свою жизнь услышанную или прочитанную историю, ассоциировать себя с героем сказки и через эту проекцию применить осознанный смысл по отношению к своей жизни. 

Безусловно, читать сказку, написанную под конкретную проблему, тоже полезно, так как он услышит и выделит для себя то самое, что является потенциальным решением его проблемы. Но все же, сказка написанная под конкретную проблему конкретного ребенка - более целительна и эффективна для него.

Как работает сказкотерапия? Слушая или читая сказку ребенок проживает историю вместе с ее героями. Сказка  помогает ребенку осознать свою трудность и способ поведения, который не приводит его к успеху, помогает увидеть жизненные закономерности, подсказывает новый способ поведения или решения проблемы, обучает  построению взаимоотношений с людьми.  

Спектр трудностей и проблем, которые можно корректировать с помощью сказкотерапии достаточно широк - детские страхи, неуверенность, агрессивность, трудности отношений, проживание потери (например с случае развода родителей, или утраты кого-то из членов семьи или домашнего питомца), вопросы адаптации, упрямство, капризы, нежелательные привычки, обучает бытовым навыкам и многие другие. С помощью сказки ребенок учится отличать хорошее от плохого, таким образом происходит нравственное воспитание. Сказка развивает когнитивные процессы, эмоциональный интеллект.

Удивительная особенность сказкотерапии в том, что она может являться эликсиром и для детей дошкольного возраста и младших школьников, и для старших школьников и подростков, и для взрослых людей. Разница между сказкотерапией для детей, подростков и взрослых определяется лишь различной проблематикой каждого из этих возрастов.

Сказка позволяет войти в контакт с бессознательным человека, путем использования метафор и образов сказочной истории и воздействовать на него на  символическом уровне. Работа со сказкой также может быть применена для  проективной диагностики для определения особенностей ребенка и его трудностей. 

В своей работе я активно использую метод сказкотерапии и в работе с детьми и со взрослыми, и надо сказать что эффективность этого метода подтверждается положительными переменами в жизни моих маленьких и взрослых клиентов. 

Приведу пару примеров из практики. Мама обратилась за помощью по поводу девочки 4,5 лет. Родители испытывали трудности с тем, чтобы договориться с ребенком, девочка отказывалась выполнять просьбы, упрямилась, капризничала. Кроме рекомендаций родителям по поводу вопросов взаимоотношений с ребенком и стратегий воспитания я написала сказку о пони-капризуле (девочка любила пони, поэтому именно этот образ я использовала для сказки). История, описанная в сказке была отражением конкретной  повторяющейся ситуации поведения. Сказка была передана маме, дома перед сном она прочитала ее дочери. Обратная связь от мамы была следующей - ребенок осознал похожесть поведения пони и своего, удивился тому, как со стороны может выглядеть упрямство и истерика (как меняется лицо, что происходит с мимикой, как реагируют на это окружающие и т.п.). Она заявила маме, что не хочет быть такой, как эта пони-капризуля, что это ужасно некрасиво. Для ребенка 4,5 лет такого рода осознание является очень ресурсным, потому что нежелательный образ «пони-капризули» будет напоминать ей в трудной ситуации о том, что можно проявить другие качества и другое поведение, которые не портят отношения, приносят радость, помогают добиваться своего другими способами. Эти способы были также предложены в сказке.

Другой пример: для девочки 12 лет была написана сказка, подсказывающая способы, с помощью которых можно справиться с эмоциями. Она испытывала трудности с управлением таких эмоций, как раздражение и гнев, когда нервничала, была склонна бросать вещи на пол, бить рукой по столу, мебели. Ее запрос был - научиться управлять своим гневом. Для нее я написала сказку про хозяйку своих чувств, которая учитывала все ее индивидуальные особенности, трудности управления гневом и обучала способам его управления. сказка пришлась ей по нраву, она прочувствовала ее, прожила, осознала что есть выход из ситуации и стала применять предложенные способы в жизни. Она стала спокойнее и увереннее, потому что не глушила свой гнев, но выражала его другим, приемлемым для себя способом, после которого не занималась самобичеванием и не чувствовала внутренней пустоты.



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Сказка про мальчика. О том, как важно попасть в свою сказку. Сказкотерапия.
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Утешительная сказка (Сказки для взрослых)
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Сказка о милом Ежике.
  • Как превратить свою жизнь в сказку? (о методе сказкотерапии для взрослых)
  • Сказки для взрослых или жила была девушка...
  • Как придумать волшебную сказку своей жизни с помощью МАК?
  • Скрытый смысл сказки «О курочке-рябе» или немного сказкотерапии
  • Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьников
  • Сказка для девочки, которая огрызалась и была всем недовольна
  • Сказки в жизни ребенка
  • Сказкотерапия. Как помочь ребенку перестать грызть ногти? Сказка про Человека-Паука.
  • Обыграйте детские страхи с помощью сказки!
  • Сказкотерапия. Сказки про некоторые проблемы.
  • Преодоление тревог и страха у детей дошкольного возраста через сказку
  • Сказка про то, как аист ошибся адресом (сказка для усыновленного ребенка)
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Как работает сказкотерапевт ? (продолж.)1б) Женские сказки. Можно ли стать Золушкой?
  • Сказка о маме-Слонихе, которая очень любила своего слоненка
  • О влиянии сказки на развитие ребенка
  • Сказкотерапия для самых маленьких. Коррекционные сказки и работа с ними.
  • Сказкотерапия для детей. Сказки-прививки.
  • Немного о парадоксальном шифровании или какой ответ можно получить из сказки?
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь