Личностное развитие дошкольников с использованием технологии сказкотерапии

 

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

 

Дошкольный возраст - период первоначального  становления личности. Этот период  характеризуется не только интенсивным интеллектуальным развитием, но и формированием личностных качеств. Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как ребенок становится членом коллектива. 

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество. Особенностью применения сказкотерапии состоит в том, что личностное развитие дошкольника происходит в гармонии  с  успешным овладением грамотой и связной речью.

В сказкотерапии личностное развитие осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность: выражается в активизации речи.
  • Самостоятельность: характеризуется обоснованием собственной точки зрения, поиском своих способов самовыражения через речь и движения. Педагог доводит до детей смысл сказки, вызывая соответствующий эмоциональный отклик, побуждая детей к высказываниям.
  • Творчество: характеризуется совместным составлением словесных описаний по восприятию пластических этюдов. Педагог предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети.
  • Эмоциональность: отличается развитием чувства эмпатии, сопереживания героям. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний «печальный-радостный».
  • Произвольность:  через анализ поведения сказочных героев,  осознание  ребенком «что такое хорошо» и «что такое плохо» в соответствии с принятыми нормами и правилами.
  • Алгоритм проведения занятий

     с использованием технологии сказкотерапии

  • Создание благоприятной психологической атмосферы, эмоционального настроя на прослушивание сказки.
  • Прочтение сказки, использование психогимнастики для получения целостного представления о характере и повадках сказочных героев, об эмоциональном состоянии и активности детей.
  • Проигрывание сказки.
  • Рефлексия, анализ проигранной сказки.
  • Если группа более 15 учащихся, то  возможно проигрывание сказки 2 раза.
  • Психологическая атмосфера занятия

    Центральный момент сказкотерапии - добровольное участие детей. Поэтому важна мотивация детей. Педагог должен найти интересный способ включения детей в сказку. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Не все дети сразу включаются в игру.  Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим и лишь позже у них возникает желание самим участвовать.

    С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликнется на приглашение педагога; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

    Состав группы

    Состав каждой из них не должен превышать 12 человек.  Оптимальное количество участников 8-10 человек.

    Условия пространства и времени

    Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, большое по размерам, хорошо освещенное помещение  (комната сказки, психологической разгрузки).

    Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащенные новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение - вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированный в процессе использования сказкотерапии. 



    Просмотров: 428
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Скрытый смысл сказки «О курочке-рябе» или немного сказкотерапии
  • "Я родом из сказки…" Использование сказкотерапии
  • Сказкотерапия для детей. Сказки-прививки.
  • Сказки только для детей.
  • Как познакомить детей с садо-мазо: К.И. Чуковский — прекрасный человек и его ужасные сказки.
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • Сказки в жизни детей
  • Сказки для детей: усыновление
  • Ужасные сказки для детей.
  • Сказки для детей и родителей (продолжение). Зависть.
  • Ресурсные сказки для родителей особых детей.
  • Пример составления терапевтической сказки для детей
  • Сказки для детей и родителей. Слоненок, птица и туча.
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки
  • Ох уж эти сказки! Сказки для коллектива.
  • Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Эффективность сказкотерапии для детей разного возраста.
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • Волшебные свойства сказкотерапии и «лечение» сказками для детей и взрослых
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • О влиянии сказки на развитие ребенка
  • Развитие интеллекта и двигательная активность у детей
  • Сказкотерапия. Сказки про некоторые проблемы.
  • Тренинг по загадываю желаний для женщин (с использованием МАК, сказки и коучинговых техник).
  • Психологический анализ сказки «Аленький цветочек»
  • Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия.
  • Анализ сказки Спящая Красавица. Белоснежка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь