Консультация детского нейропсихолога
Помощь в развитии речи и школьной успеваемости.
Детская нейропсихология - это наука о деятельности мозговой организации психических функций ребенка в процессе его развития.
Детская нейропсихология рассматривает работу и уровень сформированности всех высших психических функций ребенка - памяти, внимания, восприятия, речи, чтения, счета и письма, пространственных представлений, мышления. Поскольку, каждая из этих функций связана с работой определенных областей головного мозга, то нейропсихолог рассматривает функционирование этих психических функций в контексте их взаимосвязей с конкретными участками мозга. Что дает возможность разобраться в причинах появления той или иной проблемы и разработать индивидуальную программу коррекционного процесса.
В поле зрения детского нейропсихолога попадают дети, у которых особенности их развития влияют на процесс обучения, усвоения новой информации и правил поведения в обществе, а также дети, с нарушением процесса саморегуляции организма, т.е. часто болеющие и утомляющиеся, склонные к неврозам и психосоматическим расстройствам.
Детский нейропсихолог – это специалист, который поможет решить многие проблемы, возникающие на пути развития Вашего ребенка.
Современное общество ставит перед людьми много задач, которые требуют для их решения применения достаточных усилий. И, к сожалению, дети не являются исключением. Именно к ним современная система образования предъявляет очень высокие требования, с которыми подчас ребенок не может справиться без помощи специалистов помогающих профессий.
Именно таким специалистом является нейропсихолог.
Вот перечень трудностей, которые беспокоят родителей и заставляют их прийти на прием к нейропсихологу:
1. Самая распространенная причина беспокойства – это трудности развития речи ребенка.
Тут возможны различные варианты, которые обусловливают проблему формирования речевой сферы ребенка.
Трудности развития речи в виде нарушения звукопроизношения или даже задержки речевого развития, как правило, являются следствием внутриутробных поражений головного мозга, родовой травмой.
Но, задержка речи может быть вызвана психологическими причинами: стрессовой ситуацией, или дисфункциональными отношениями в семье.
2. Не меньшее беспокойство вызывают школьники, испытывающие трудности в усвоении учебного материала и психологической адаптации в коллективе сверстников.
Причинами школьной дезадаптации примерно в 70% случаев является следствие перенесенной родовой травмы, в виде резидуально-органической церебральной недостаточности является, то есть - церебрастенический синдром.
У школьников с церебральной недостаточностью отмечаются трудности запоминания и удержания в памяти учебного материала. Такие дети испытывают трудности овладения школьными навыками (письма, чтения, счета). У них наблюдаются трудности усвоения математических заданий, а также грамматические ошибки, небрежность в тетрадях, зеркальный характер письма и трудности в освоении чтения.
3. Помимо вышеперечисленных проблем у детей с церебральной недостаточностью наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой и поведенческой сфере в виде раздражительности, импульсивного поведения, гиперактивности, повышенной плаксивости и склонности к капризам.
Дети с церебральной недостаточностью склонны к развитию неврозов, симптомы которых отличаются стабильностью симптоматики, которая не зависит от внешних обстоятельств, и выражаются в виде тиков, заикания, навязчивых движений, страхов и постоянной тревожности.
Гиперактивность у таких детей выражается в постоянном двигательном возбуждении, ребенок все время вертится, трудно засыпает, его трудно накормить или увлечь какой-нибудь деятельностью. В детском саду такие дети с трудом адаптируются в коллективе, в школе продолжают испытывать трудности общения со сверстниками и учителями, а также бывают не успешными в учебной деятельности.
4. Весьма распространенными проявлениями церебрастении являются психосоматические проявления в виде частых простуд, головных болей, повышенной утомляемости, возникающей в течение учебного дня, головокружения, приступы тошноты и рвоты, приступами удушья.
У таких детей часто наблюдается непереносимость транспорта, а также метеозависимость выражающаяся в виде приступов слабости, учащения пульса, повышения или понижения артериального давления, головокружения.
Детям современного общества предстоит решать много проблем. Главная из них – это сохранение своего здоровья, что дает возможность успешного обучения в школе и в высших учебных заведениях. И в дальнейшем вести активный образ жизни, стать эффективным во всех сферах деятельности.
В процессе многолетнего опыта работы в детских учреждениях, детсадах, школах, центрах психологического сопровождения, я разработала программу, целью которой является помощь детям в преодолении трудностей, связанных с развитием речи, учебной деятельностью, общим состоянием здоровья. Программа основывается на методах современной нейропсихологии, а так же в занятия включены элементы восточных оздоровительных гимнастик ушу, цигун и йоги. Направлена в первую очередь на развитие сенсомоторной сферы ребенка, и на формирование методов саморегуляции психической деятельности.
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Направлена на выстраивание всех функций мозга в соответствующем порядке, который дает возможность ребенку быстрее приобретать соответствующие навыки, лучше усваивать школьную программу и контролировать свое поведение.
Иными словами, данные занятия помогают детям улучшить свои адаптивные возможности, восполнить недостающие компоненты в развитии, а это значит, что ребенок сможет гармонично развиваться, повысить качество своего существования, стать успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.
Методологически программа основана на техниках воздействия на сенсомоторную сферу ребенка, и разработана с учетом общих закономерностей развития его высших психических функций.
Поскольку формирование сенсомоторной сферы ребенка является фундаментом для дальнейшего развития, то программа занятий в первую очередь основана на двигательных методах коррекции, так как с помощью именно техник, направленных на развитие двигательной активности и моторики, можно качественно выстроить слаженное взаимодействие между всеми уровнями психической деятельности. И в первую очередь – активизировать через телесные ощущения, следующие психические функции: память, речь, восприятие, а также эмоции и процессы саморегуляции. Таким образом, формируется предпосылка для развития в дальнейшем учебных навыков ребенка: овладения чтением, письмом и математическими знаниями.
Исходя из теории, разработанной отечественным психологом А.Р. Лурией, о трех функциональных блока мозга, коррекционное воздействие осуществляется в направлении сразу всех трех блоков мозга. (А.В. Семенович)
1. В первую очередь, на активацию подкорковых зон головного мозга, отвечающих за работу энергетического потенциала всего организма.
2. Одновременно осуществляется воздействие, направленное на стабилизацию межполушарных взаимодействий и формирование специализации левого и правого полушарий, что отвечает за возможность операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, так как гармоничное скоординированное взаимодействие полушарий головного мозга, это главное условие успешного осуществления любой деятельности. В случае сбоя синхронного взаимодействия работы полушарий мозга, происходят различные нарушения развития, трудности в учебной деятельности, а также поведенческие проблемы, приводящие к социальной дезадаптации ребенка.
Необходимая функциональная связь между полушариями формируется уже на раннем периоде развития ребенка, когда он начинает ползать, осуществляется из-за совершения перекрестных движений рук и ног, и продолжается формирование этой связи до 15 лет.
Занятия, направленные на укрепление функции межполушарного взаимодействия оказывают влияние на скорость протекания психических процессов задействованных в учебной деятельности и дают возможность повысить скорость чтения, концентрацию внимания, продуктивность мышления.
3. И наконец, осуществляется формирование процессов произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психической деятельности. В данном случае целью коррекционного процесса является оптимизация функционирования передних, префронтальных отделов мозга, отвечающих за устойчивость внимания, самоконтроль и самоорганизацию, критичность, и умение планировать свою деятельность.
Занятия помогут решить многие проблемы, встающие перед Вашим ребенком на пути его саморазвития.
Например, подкорректировать распространенный феномен зеркальности, который прошли практически все дети в процессе изучения письма. Оказывается, это является результатом несформированности функциональной асимметрии мозга, и, следовательно, усиление роли контроля правого полушария процессами восприятия и памяти.
Ещё одним важным аспектом является формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий, которые определяют динамические и кинетические составляющие всех психических функций, мышления, речи и поведения ребенка. Именно из-за сбоев в работе этих взаимодействий появляется заикание, задержки речевой функции, тики и прочие навязчивости.
Достигается коррекция этих функций за счет простых упражнений по расширению глазодвигательного репертуара, выстраивания координации глаз-рука, выполнение движений требующих синхронных действий обеих рук и ног.
В заключении хочу сказать, что этот "волшебный комплекс окажет эффективное действие, если выполнять его регулярно, желательно ежедневно вместо утренней гимнастики, начиная каждое утро с дыхательных упражнений, точечного массажа и растяжек, и заканчивая нейропсихологическими упражнениями, направленными на синхронизацию межполушарного взаимодействия и развитию координации движений.