К проблеме совершенствования психологической службы в исправительных учреждениях открытого типа

Социально-экономические и политические изменения в обществе вызвали необходимость реформирования всех органов государственной власти, в том числе и уголовно-исполнительной системы. Введение должности психолога в штат пенитенциарных учреждений предусмотрено Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева,1955 г.). В Республике Беларусь должность психолога в исправительных учреждениях открытого типа была введена лишь в последние годы. Предлагаемая структура управления профилактикой правонарушений в системе работы ОВД (рис.1) имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как связана с непосредственной практикой работы органов внутренних дел и их подразделений, осуществляющих профилактику правонарушений.Организационно-содержательный компонент включает в себя всех субъектов профилактической работы, как в системе органов внутренних дел, так и вне этой системы, цели и компетенции субъектов, а также их взаимодействие. Технологический компонент структуры предполагает конкретные формы, средства, методы, приемы профилактической работы, способы взаимодействия ее субъектов и объектов. Кадровое обеспечение профилактической работы с осужденными предполагает при этом: 1) введение должностей психологов и других специалистов, имеющих подготовку в области криминологии, социологии, психологии, педагогики, медицины с их регулярной переаттестацией; 2) организацию повышения квалификации сотрудников и специалистов органов внутренних дел, осуществляющих профилактику, на семинарах психолого-педагогической направленности в целях формирования и развития их психолого-педагогической компетентности, необходимой для непосредственной контактной работы с осужденными к ограничению свободы; 3) специальную подготовку соответствующих кадров в вузе.ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Субъекты профилактической работы на уровне ОВД

Субъекты профилактической работы, не относящиеся к системе ОВД

1. Подразделения ОВД

2. Подразделения криминальной милиции ОВД

3. Центры временной изоляции

1.Органы управления социальной защиты населения и учреждения

социального обслуживания

2. Образовательные учреждения

3. Органы по делам молодежи

4. Учреждения  здравоохранения

5. Органы службы занятости

6. Учреждения культуры, досуга, спорта и туризма

7. Семьи правонарушителей

Цели и компетенции субъектов

Цели и компетенции субъектов

Взаимодействие субъектов профилактической работы

Общие цели

Общие компетенции

Уровни и формы

взаимодействия

Управление взаимодействием

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Педагогические средства профилактической работы

Специальные средства

профилактической работы

- воспитательный характер

профилактической работы;

- педагогизация специальных средств профилактики;

- совместная работа подразделений ОВД и учреждений образования

- принудительные меры воспитательного воздействия;

- ограничительные меры;

- меры правового воздействия;

- технические меры;

- медицинская и психологическая

реабилитация

КАДРОВЫЙ КОМПОНЕНТ

Профессиональный состав

сотрудников и специалистов

ОВД, осуществляющих профилактическую работу

Дополнительные требования к профессиональной компетентности сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу

Условия повышения квалификации сотрудников и специалистов ОВД,

осуществляющих профилактическую работу

Рисунок 1 - Структура управления профилактикой правонарушений в системе работы органов внутренних дел

Совет Министров Республики Беларусь от 29 декабря2005 г. № 1564 в постановлении «Об утверждении государственной программы совершенствования уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел на 2006-2010 годы» утвердил государственную программу, включающую совершенствование  работы  в вопросах оказания  психологической помощи  осужденным,  повышение  уровня  организации  исправительного процесса. Согласно данному документу, осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, оказывается психологическая помощь. Основываясь на приказе Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 6 сентября2005 г. № 274 «Об утверждении Инструкции о порядке организации психологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь» (по состоянию на 28 марта 2007 года) были определены основные задачи психологической службы в исправительных учреждениях открытого типа:
  • психологическое сопровождение работы с личным составом: ускорение профессиональной адаптации вновь принятых сотрудников; психологическое консультирование; расширение у  сотрудников  диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного преодоления имеющихся трудностей; осуществление мониторинга социально-психологического климата  в ИУОТ; анализ причин и источников повышенного психического  напряжения в   подразделениях; психопрофилактика девиантного  поведения, суицидальных проявлений; подготовка сотрудников к действиям в сложных, нестандартных ситуациях.
Уголовно-исполнительная политика ориентирует деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений на социально-педагогическую направленность воспитательной работы с осужденными в достижении цели их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений. В решении этих вопросов трудно переоценить роль психологической службы. Учитывая неразрывную связь психологии и воспитания, мы надеемся, что повышение статуса психологической службы, ее укрепление и расширение также благоприятно скажется и на деятельности аппаратов пенитенциарных учреждений, позволит им значительно более эффективно организовывать и осуществлять воспитательный процесс среди осужденных к ограничению свободы.2.      психологическое обеспечение исправительного процесса: изучение личности осужде-нных к ограничению свободы в целях прогнозирования их поведения на период отбывания нака-зания; разработка и реализация исправительных программ, форм и методов дифференцирован-ного воспитательного воздействия; проведение консультационной и психокоррекционной работы в целях формирования готовности к правопослушному поведению; изучение общности осужденных; подготовка лиц, осужденных к ограничению свободы, к условно-досрочному освобождению.3.психологическое обеспечение работы со спецконтингентом: выявление индивидуально-психологических особенностей лиц, требующих психологической помощи; изучение морального влияния криминального преследования, психологических состояний, вызванных пониманием вины (невиновности) с целью создания необходимых условий для адаптации; оказание помощи в адапта-ции к условиям ИУОТ; проведение индивидуальной, групповой психокоррекционной (психотерапев-тической) работы; помощь в формировании реалистической положительной самооценки и готовности нести ответственность за собственный выбор и свое поведение; привлечение осужденных к работе в качестве помощников психолога; оказание психологической помощи лицам, страдающим от зависимос-тей; консультирование близких родственников по вопросам нормализации отношений и оказания психологической поддержки осужденным.

Касаясь частных проблем психологической деятельности в исправительных учреждениях открытого типа, необходимо рассмотреть вопрос организации этой работы с отдельными категориями осужденных, нуждающихся в особом подходе. Полученные в ходе эмпирического исследования данные говорят о том, что существуют гендерные различия и различия между испытуемыми с разным количеством судимостей при нахождении в исправительном учреждении открытого типа. Мужчины чаще испытывают вину (U = 14899), потребность в социальной поддержке (U = 14149,5), они чаще, чем женщины выходят из стрессовой ситуации с помощью алкоголя, лекарственных и успокоительных средств (U = 13464). Семейные жизненные смыслы являются характерными в большей степени для женщин (U = 7592,5). У женщин реже проявляется тенденция устранения  (U = 5402), стремление к побегу из-за травмирующей ситуации и внутреннего напряжения (U = 5195). У женщин, осужденных к ограничению свободы, отбывающих окончание срока наказания, смысл жизни редко заключается в том, чтобы совершенствоваться, осуществить себя, реализовать все свои возможности (U = 6128). Лица, осужденные к ограничению свободы, имеющие вторую судимость,  чаще, чем другие, ориентируются на выбор реактивных образовании (χ2 = 15,698) в качестве психологического защитного механизма. Лица, имеющие пятую судимость, в качестве защитного механизма используют регрессию (χ2=17,721; р= 0,003). Для данной категории испытуемых характерно наличие более низкого уровня моральной нормативности (χ2 = 13,184; р = 0,022). Скорее всего, они не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения, чаще прибегают к фармакологическому воздействию как стратегии выхода из стресса (χ2 = 13,016; р = 0,023). Для лиц, имеющих шестую судимость, в большей мере свойственно снижение активности, являющейся характеристикой испытуемых как субъектов жизнедеятельности, в то же время выступающей и как условие их существования в изменяющихся условиях (χ2 = 11,700; р = 0,039). Полученные данные необходимо учитывать при оказании психологической помощи.Таким образом, психологическая служба позволяет поднять процесс исполнения наказания на более высокий профессиональный уровень и реализовать на практике принцип гуманизации, индивидуализации и дифференцированного подхода к лицам, осужденным к ограничению свободы.


Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Принципы работы с психологической травмой для клиентов
  • Работа с психологической травмой. Структура работы, подходы, упражнение, видео мастер-класса
  • Особенности психологической работы с парой в гештальт-подходе
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Как увеличить эффективность работы сотрудников
  • Эффективность глубинно-психологической работы с личностью
  • Планирование изменений по окончанию психологической работы
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Особенности психологической работы с ЛГБТ-терапевтическими группами. 18+
  • Особенности психологической работы с клиентами, страдающими соматоформными расстройствами
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Сколько вешать в граммах? (с) (из старой рекламы) или О длительности психологической работы
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Психологическое консультирование, формы работы, цели.
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • От работы с психологом стало хуже? Динамика работы с подсознанием.
  • Особенности коррекционной работы с подростками в местах лишения свободы
  • Диагноз "Бесплодие" - стратегия психологической работы.
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Этапы работы работы с симптомом: системный подход
  • Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь