Особенности психологической работы с ЛГБТ-терапевтическими группами. 18+


ВВЕДЕНИЕ

В далеком январе 2014 года я обратил внимание на мероприятия организации «Ресурс ЛГБТКИА Москва», где предлагалось множество форматов психологической и социальной поддержки для ЛГБТКИА-клиентов. Прошло некоторое время прежде, чем я пришел в «Ресурс» на мужскую группу поддержки, а впоследствии, и на интервизорскую группу для психологов, работающих с ЛГБТКИА-клиентами в своей частной практике. Помню, как на завершении сезона, в конце июня 2015г. я обозначил свое желание проводить терапевтические группы в следующем сезоне. Потому как мне представлялось это важным и хорошим долговременным ресурсом для участников и представляло личный интерес в моем профессиональном развитии. Так, впоследствие, и случилось.

Вначале следующего сезона мы с моей коллегой Марией Беликовой вместе стали посещать интервизорскую группу для психологов в «Ресурсе». Одной из главных тем, которые интересовали нас в то время были: есть ли какие-либо отличия в особенностях проведения терапевтических групп для клиентов разной сексуальной ориентации и ЛГБТКИА групп. И если они все же имеются, то какие?

Другими важными вопросами для нас было найти отличия между группами поддержки и терапевтическими группами для ЛГБТКИА-клиентов и ответить на вопросы: «А чем они собственно отличаются? В чем именно проявляется их ресурс? Какие изменения они могут привнести в жизнь посещающих их людей?»

Группы поддержки пользуются большой популярностью на протяжении многих лет, и это просто отличное место, для того чтобы выговориться, прийти со своей живой темой и поделившись ей, получив обратную связь от ведущих, почувствовать сопричастность и единение в кругу принимающего тебя окружения. И это очень хорошо. Однако, благодаря обсуждению с коллегами «Ресурса» и ЛГБТ-клиентами стало ясно, что у некоторых клиентов есть потребность в углубленной длительной терапевтической работе. В итоге мы приняли решение об организации нескольких терапевтических групп (общей ЛГБТ-группы и отдельной мужской группы для би- и гомосексуальных клиентов).

Безусловно, начинать было страшновато: общая достаточно гомофобная атмосфера в стране; не так давно принятый «закон о запрете пропаганды гомосексуализма»; отсутствие информации о подобных группах в Москве; отсутствие опыта ведения тематических групп. Однако, решение было принято и группы набралась достаточно быстро. С ними мы договорились о том, что группы остаются открытыми в течение 2-ух встреч, затем закрываются и продолжаются в таком составе с ноября 2015 г. по июль 2016 г. Встречи проходили раз в 2 недели по 3 часа.

На первую встречу общей ЛГБТ-группы пришли 5 участников, на последующих двух присоединились еще 4 человека. Группа началась в составе 9 участников. В нее входили геи, бисексуальные женщины, лесбиянки и женщины, не определившиеся со своей сексуальной ориентацией. Что касается мужской группы, то она была в достаточной степени сформирована почти с самого начала, претерпев некоторые видоизменения (несколько участников покинули группу в самом начале, и один участник в середине) и просуществовала стабильным составом целый сезон в количестве 7-ми мужчин.

Прежде чем начать работу с группами мы активно обсуждали следующие вопросы вдвоем, в кругу ЛГБТ-психологов, с коллегами гештальт-терапевтами: зачем нужны такие группы, в чем будет заключаться их специфика, особенности групповой динамики, какие могут возникать сложности и ограничения, в чем будут заключаться их ресурсы и возможности?

В месте отсутствия опыта возникало много опасений. Фантазируя о них, делясь ими и обсуждая с коллегами, становилось легче – пустоты заполнялись информацией, гипотезами и возможными вариантами развития событий. В этот период было много благодарности коллегам и ощущение реальной важности затеваемых мероприятий и ценности профессиональной поддержки наших коллег.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ГРУПП

До начала проведения тематических групп у нас возникли следующие размышления и терапевтические гипотезы:

1) В гомогенных тематических ЛГБТ-терапевтических группах (в том числе мужской) будет быстрее формироваться безопасная доверительная обстановка в силу отсутствия в них гомофобной среды по сравнению с не-тематическими терапевтическими группами и реальным миром.

С одной стороны, это - положительный момент, который может позитивно отразиться на терапии ЛГБТ-клиентов, порою имеющих психологическую уязвимость, связанную с жизнью в гетеронормативном обществе, нередко среди носителей гомофобных и гетеросексистских установок.

Эмоциональная уязвимость ЛГБТ обусловлена наличием интернализованной гомофобии, социальной и эмоциональной изоляцией, стрессом меньшинства (Т. Лапшина, 2016). И в группах, где ЛГБТ одномоментно становятся абсолютным большинством, где встречают понимание, принятие, где не нужно объяснять свои особенности, связанные с сексуальной ориентацией, нет необходимости оправдываться и доказывать свое право быть таким как есть, будут быстро формироваться безопасность и доверие, возникать благодатная почва для соприкосновения с травматическим опытом (если такой опыт имеется), работы с интернализованной гомофобией и др.

Но, с другой стороны, в таких группах нет возможности встретиться с внешней гомофобией и проработать эту тему в «здесь и сейчас», что возможно в не-тематических терапевтических группах. И это представляется одним из ограничений ЛГБТ-групп. Мы предположили также, что наши гомогенные группы могут служить своеобразным мостиком (переходным этапом) для эмоционально уязвимых участников, не готовых еще встречаться с внешней гомофобией и работать с ней напрямую.

2) Также мы разделяли мнение большинства коллег, которые считают, что «потребность ЛГБТ-клиентов в психологической помощи определяется не фактом их сексуальной ориентации, а фактом их положения в обществе» (Сабунаева, 2009). Что определило один из важных векторов нашей работы – сопровождение и поддержку в области автономии, развитии и укреплении собственных взглядов относительно сексуального влечения, сексуальной ориентации и поддержании чувства собственного достоинства.

3) Мы предположили, что большое значение для проживания участниками в группах сопричастности, разделённости и принятия будет иметь поддерживающая безопасная гомогенная среда. А это важно и терапевтично именно для ЛГБТ-клиентов, которые часто испытывают дефицит именно в этих важнейших и целительных переживаниях и опыте. Трогательно, и по сути, на наш взгляд, говорили об этом ЛГБТ-подростки. По результатам опроса в проекте «Дети 404» были выделены такие основные поддерживающие их факторы как: осознание своего неодиночества, помощь другого человека и доступная информация (А. Климова, 2014). Важную роль в нейтрализации «стресса меньшинства» играют личностные характеристики человека и доступность социальной поддержки (Нагорная, 2009). Все эти факторы в полной мере представлены в ЛГБТ-терапевтических группах.

4) Мы предположили, что ресурсным для участников наших групп будет некоторое снижение пафоса основной тематики, связанной с сексуальной ориентацией, и обращение к универсальным для всех людей темам и ценностям, связанными с отношениями, смыслами, личностным развитием и т.д.

5) В то же время мы были готовы столкнуться со специфическими темами, присущими ЛГБТ-клиентам, такими как каминг-аут, вопросы интернализованной и внешней гомофобии, весьма заряженных тем материнской и отцовской депривации и надеждой на восстановление связи, с улучшением климата в личных отношениях участников с родными и близкими людьми;

6) Возникали предположения о возможной конфронтации между субкультурами геев, лесбиянок, бисексуалов, наличия у них би- и гетерофобии;

7) Мы предположили большее внимание участников к вопросам конфиденциальности по сравнению с не-тематическими терапевтическими группами.

ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ГИПОТЕЗ

Действительно, довольно быстро в группах сложилась безопасная, теплая, поддерживающая атмосфера. Мы замечали, что и сами в них больше используем самораскрытие, рассказываем о себе, откликаемся личными историями. Пожалуй, из всех проводимых в этот период терапевтических групп, отношения с участниками тематических групп были самыми теплыми, самой значительной была групповая сплоченность. Так, например, участники приезжали на группу сразу после обучающих трехдневок (группы собиралась воскресными вечерами), после Зимней конференции гештальт-сообщества, сразу из аэропорта после длительных поездок, некоторые из дальних командировок присоединялись к нам по скайпу, приболевшие подъезжали на такси. Когда одна из участниц общей ЛГБТ-группы заявила о своем желании уйти из группы в связи со сложным финансовым положением, другая предложила ей оплачивать встречи. Иногда мы все вместе отмечали праздники после группы. Некоторые участники дружески общались за пределами группы. Было заметно, как группы объединялись, работая на запрос одного из участников. Пожалуй, поддержка, забота, сочувствие и участие были основными формами взаимодействия. Хотя, наряду с этим, особенно ближе к окончанию групп, можно было наблюдать и конфронтацию: остановку не подходящих участникам форм обращений и откликов, выражения несогласия как с участникам так и с ведущими, ясные и реалистичные обратные связи

Можно смело говорить о том, что подтвердились гипотезы о быстром формировании атмосферы доверия и безопасности в мужской и общей ЛГБТ-терапевтических группах, о выраженной групповой сплоченности, об особенной важности принятия, причастности, разделённости переживаний и личных историй, терапевтического фактора универсальности для ЛГБТ-участников.

Действительно, приходилось работать со специфическими ЛГБТ-темами, такими как каминг-аут, интернализованная и внешняя гомофобия, отсутствие базовой безопасности и выраженная фоновая тревога в связи с пребыванием в гомофобной среде.

Вполне воплотилась в группах наша идея о важности для участников и универсальных, общих для всей людей тем. Много места занимали темы отношений с родителями, партнерами, детьми, поиск своего пути и индивидуальных смыслов, одиночества, психических заболеваний, эмоциональной зависимости. Пожалуй, даже темы, казавшиеся изначально специфическими для ЛГБТ при ближайшем рассмотрении охотно трансформировались в универсальные. Так, например, тема камин-аута перед родителями свелась к работе с сепарационной тревогой, страхом отвержения матерью и разрывом отношений.

Вопреки ожиданиям, конфронтации между субкультурами в общей ЛГБТ-группе не возникало. Скорее, мы замечали любопытство к иному устройству жизни и способу строить отношения. Так, женщины задавали вопросы и изумлялись, когда мужчины рассказывали, что в гей-сообществе вполне обычная история познакомится с парнем через сеть, и при первой встрече, сидя в кафе, уже просматривать в Grindr (приложение для гей-знакомств) новые привлекательные варианты. Хотя, естественно, это лишь частный случай.

Много энергии, интереса и возбуждения было в замечании и обнаружении других участников через различия, как одного из способов встретиться. Или могли возникать темы непонимания геями и лесбиянками, например, позиции и устройства жизни бисексуалов. Но групповые дискуссии на эти темы не были враждебными, скорее присутствовали удивление и желание понять, как это так у них устроено, что можно любить и женщин, и мужчин одновременно. Некоторое время было уделено и теме пансексуальности.

Общей темой участников мужской терапевтической группы стало переживаемое ими одиночество, разговор о том, кто как знакомится и насколько это удачно. Также, не раз, поднималась тема отчужденности – переживаемая в жизни и в группе. Постепенно, участники поднимавшие эту тему включились в группу, однако, это потребовало времени и многих усилий как с моей стороны, так и стороны самих участников группы. Еще одной «заряженной» темой стало возрастное отличие участников: молодые парни обращались к более взрослым мужчинам с вопросами об их опыте, переживании одиночества, о том, как они справляются с чувством отчуждения в обычной жизни. Со стороны более взрослых мужчин была обозначена тема зависти к молодым участникам, довольно долго «гулявшая» в фоне. После того, как её удалось обсудить – в группе стало теплее. На последних 3-ех встречах участники активно поддерживали тему взаимоотношений с отцом. Делились опытом из детства, своими попытками установить близкие и доверительные отношения с ним; рассказывали про опыт каминг-аута и его последствиях для всей семьи.

Действительно, вопросы конфиденциальности в этих группах занимали участников в большей степени, чем в не-тематических терапевтических группах. Так, по просьбе участников общей ЛГБТ-группы мы не создавали, как обычно, закрытую группу в социальных сетях для обмена впечатлениями и информацией, так как участники не хотели, чтобы кто-либо знал об их участии в этой группе, что автоматически раскрывало бы их принадлежность к ЛГБТ. Много вопросов и условий возникало на наши просьбы представить проекты групп на круглом столе ежегодной конференции гештальт-сообщества, и как проект защиты при сертификации на 3-ей ступени программы Московского Гештальт Института.

Стоит также отметить нашу большую, по сравнению с другими группами, личностную включённость и склонность к самораскрытию как ведущих.

РЕЗЮМЕ

Итак, в заключении хочется отметить следующее:

1) В ЛГБТ-терапевтических группах по сравнению с не-тематическими терапевтическими группами, на наш взгляд, можно наблюдать более быстрое формирование доверительной и безопасной обстановки.

2) Большая часть терапевтического потенциала этих групп связана с гомогенностью состава, который обеспечивает атмосферу открытости, принятия собственной идентичности другими и возрастания самопринятия, разделённости, сопричастности, особенно актуальную в связи с такими характерными для ЛГБТ-клиентов явлениями, как социальная и эмоциональная изоляция, стресс меньшинства, интернализованная гомофобия. Большую роль играет терапевтический фактор универсальности.

3) Заметно выражена групповая сплоченность.

4) Характерным явлением для наших групп стало пристальное внимание к вопросам конфиденциальности.

5) Личностные особенности (порою и длительная травмированность) участников связана не с сексуальной ориентацией, а с жизнью в гетеронормативном и гомофобном обществе.

6) В ЛГБТ-терапевтических группах возможна работа как со специфическими для ЛГБТ-клиентов темами, такими как каминг-аут, интернализованная гомофобия, принятие себя, чувство собственного достоинства и др., так и универсальными. Причем, часть первых трансформируется в последние, что несколько снижает пафос исключительности проблем ЛГБТ-клиентов, и формирует ощущение большей общности и принадлежности ко всем людям, уменьшая социальную изоляцию.

7) В большей степени, чем в других терапевтических группах выражена такая форма взаимодействия между участниками, как поддержка, забота, участие и сочувствие по отношению друг к другу.

8) Ограничением таких групп является невозможность проработки проблемы внешней гомофобии «здесь и сейчас» в силу её отсутствия в групповом пространстве.

9) Ведущие, на наш взгляд, в таких группах больше включены личностно, больше склонны к самораскрытию, что является особым терапевтическим фактором для участников группы.

В заключение, хотелось бы также отметить, что работа с тематическими группами была очень значима и терапевтична для нас лично. В разные периоды работы участники откликались разными темами, которые переживали мы лично, и которые мы активно поддерживали в группах. Опыт создания тематических терапевтических групп, весьма актуальных, на наш взгляд, в нынешнее время, дал силы и вдохновение на развитие и становление терапевтической практики. Мы выражаем искреннюю признательность и благодарность участникам наших групп за создание этого взаимного пространства. Также, мы благодарны Обществу практикующих психологов «Гештальт-подход» за публикации анонсов наших мероприятий в открытом доступе на сайте gestalt.ru. Спасибо вам за поддержку!

С весны 2016 г. мы набрали еще одну терапевтическую группу для ЛГБТ-клиентов, и в ней уже есть несколько трансгендеров, что расширяет опыт и увеличивает наш интерес. В будущем тарапевтическом сезоне, с осени 2016 г. мы планируем продолжить нашу деятельность и набрать еще несколько тематических групп. Спасибо вам за внимание!



Просмотров: 483
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности личностных смыслов у участников групп экзистенциального опыта
  • ЛГБТ, как жить родителям после каминг-аута
  • Что важно знать психологу при консультировании ЛГБТ клиентов
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Психосексологический опыт работы с ЛГБТ-клиентами
  • Вниманию участников психологических групп в соц. сетях или Стоит ли читать о психологии?
  • «Слепые пятна» или вопросы, которые мы не замечаем". Осмысление опыта консультирования ЛГБТ
  • О гештальт-терапии и ЛГБТ+ часть 2
  • О гештальт-терапии и ЛГБТ+ часть 5
  • О гештальт-терапии и ЛГБТ+ часть 4
  • О гештальт-терапии и ЛГБТ+ часть 1
  • О гештальт-терапии и ЛГБТ+ часть 3
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • ЛГБТ-пары. Проблемы которые мы не обсуждаем
  • Через что проходят родители ЛГБТ-людей
  • Особенности консультирования ЛГБТ-Клиента
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Алгоритм консультирования клиента сообщества ЛГБТ
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Опрос про ЛГБТ, часть 1
  • Опрос про ЛГБТ, часть 2
  • Стигматизация ЛГБТ
  • ЛГБТ-семьи: все ли психологи толерантны?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Почему они такие темные, навязчивые и злые. Посвящается феминисткам, чайлдфри и ЛГБТ
  • О митингах ЛГБТ – мнение практикующего семейного и детского психолога.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь