Стигматизация ЛГБТ

СТИГМАТИЗАЦИЯ И СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ С ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Введение

В условиях глобализации и размытия границ между многими современными культурами повергаются глубокой перестройке социальные стереотипы, идеалы, ценности и установки по отношению к тому, какие формы поведения можно считать нормальными, а какие — нет [1]. С исключением гомосексуальности из перечня психических заболеваний (DSM-II в 1974 г., МКБ-10 в 1998 г.) взгляды на однополые отношения стали более свободными от устаревших моральных предрассудков. Тем не менее, вопрос о «нормальности» гомо- и бисексуальности по-прежнему остается открытым. Большинство исследователей рассматривают гомосексуальность как девиацию, т.е. отклонение от нормативных показателей, характерных для большинства людей. По статистике, от 1 до 4,9% населения хотя бы раз в жизни имели опыт однополых контактов [2; 5; 11; 19; 20].

В силу определенных обстоятельств (главным образом, гомофобии, травли, дискриминации) представители ЛГБ-сообщества подвержены высокому риску возникновения стрессовых расстройств — психогенных депрессий, психосоматических заболеваний, тревожных расстройств. При этом суицидальное поведение среди секс-меньшинств является лишь вершиной айсберга. Хотя в западных странах общественность (в первую очередь, клиницисты и психологи) приходит к пониманию, что гомосексуалы — это такие же граждане, которые должны иметь такие же права и обязанности, — в России общество далеко от понимания того, что гомосексуалами не становятся, что это не произвольный выбор человека, что, как и любое «клеймение», социальная стигматизация накладывает серьезный отпечаток на психическое здоровье таких людей, блокируя их общественный потенциал и полноценное социальное функционирование.

Сегодня в обществе гомосексуальность до сих пор часто рассматривается как стигматированная идентичность. Сегодня дискриминация отражается на тех, кто отказывается скрывать свою сексуальную ориентацию или ассимилироваться с доминирующей культурой. Поскольку гетеросексуальность большинством членов нашего общества рассматривается как естественная, нормальная и более нравственная форма сексуальности человека, гетеросексизм становится одной из форм угнетения и подчинения всех лиц, ведущих «негетеросексуальный образ жизни» [6]. Поскольку такие социальные нормы чтут гетеросексуальный образ жизни выше всех остальных, дискриминация секс-меньшинств свирепствует во многих культурах, в том числе и в развитых странах, в которых, казалось бы, настала эпоха абсолютной сексуальной свободы (например, США).

Представители ЛГБ в большинстве случаев вынуждены сталкиваться с широко распространенными в обществе стигматизацией и дискриминацией, которые имеют пагубные последствия для их благополучия [2; 9; 13; 21]. Сексуальная стигма относится к социальным процессам обесценивания, уничижения, неравноправия, а также негативного отношения и реализации стереотипов по отношению к ЛГБ-лицам [7].

Наиболее распространенными формами стигматизации ЛГБ-лиц являются издевки, навешивание ярлыков, причинение ущерба имуществу, социальная изоляция и откровенная травля, включая физическое насилие.

Стигматизация многомерна (рис. 1). Воспринимаемая стигма включает в себя осознание негативного отношения к ЛГБ-сообществу и опасения по поводу реальной дискриминации. Реализованная стигма относится к опыту открытой дискриминации, в том числе это физическое, вербальное и сексуальное насилие, а также преступления на почве ненависти [4; 7; 10]. В структуру стигматизации, кроме того, можно включить интернализованную гомофобию, или самостигматизацию [14; 15].


 

Рис. 1. Классификация видов стигмы

Люди, относящие себя к геям, лесбиянкам или бисексуалам, в 2—7 раз чаще склонны совершать попытки самоубийства [17; 18]. Непропорционально большое число самоубийств совершается именно среди гомосексуалов [17].

ЛГБ-люди испытывают более высокий уровень депрессии и тревоги [2; 3; 12; 16]. Эмпирически доказано [13], что хронический стресс, вызванный стигматизацией, способствует возникновению серьезных проблем с психологическим благополучием и здоровьем среди сексуальных меньшинств.

Социальная несправедливость и неравноправие в различных общественных институтах, включая доступ к образованию и здравоохранению, по отношению к гомосексуалам и бисексуалам наблюдаются во многих странах. Медицинская помощь для ЛГБ-лиц не всегда оказывается доступной. Более низкий уровень использования первичной медицинской помощи среди ЛГБ-населения может быть основан на негативных ожиданиях и опыте стигматизации. Нежелание обсуждать свою сексуальную ориентацию из-за страха дискриминации или юридического давления может привести к упущению возможностей получения полноценной консультативной и диагностической помощи.

Материалы и методы

Было обследовано 70 человек в возрасте 12—16 лет (средний возраст составил 14,05 лет), имевших сексуальное/эротическое влечение к лицам того же пола, идентифицирующих себя с гомосексуалами либо уже имевших гомосексуальные контакты. Формирование выборки исследования проходило посредством крупнейшего российского Интернет-сообщества «Дети-404. ЛГБТ-подростки». Этот интернет-проект посвящен поддержке гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных подростков. На его страницах публикуются анонимные письма подростков, в которых они рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются в своей жизни из-за гомофобии. Следует отметить, что само название онлайн-сообщества отражает неоднозначное отношение российского общества, создателей и участников этого проекта к ЛГБТ-движению. Использование в названии стандартного кода ответа HTTP символизирует потерянность, недопонимание и недоступность подростковых проблем широкому кругу людей.

Наше исследование проходило в веб-режиме. Все подростки, добровольно согласившиеся принять участие в тестировании, были проинформированы о целях нашей работы. Респондентам дистанционно были представлены электронные бланки с текстами всех психодиагностических методик. Дизайн исследования носил кросс-секционный характер.

Общая выборка состояла из 59 (84,3%) женщин и 11 (15,7%) мужчин. Низкий процент участия подростков мужского пола объясняется наличием большего числа коммуникативных трудностей, которые испытывают мальчики по сравнению с девочками. Мальчикам гораздо сложнее пойти на контакт и довериться психологу из-за предрассудков, страхов и опасений, которые испытывают эти люди в связи со своей сексуальной идентичностью. Девушки в этом отношении оказались более доступными для сотрудничества.

В нашем исследовании приняли участие люди из разных стран. Большинство (78,6%) — граждане России. 1,4% выборки составили люди, проживающие на момент исследования в Молдове, 11,4% — в Украине, 2,9% — в Беларуси, 2,9% — в Казахстане, 1,4% — в Таиланде. 57 (81,4%) человек были городскими жителями, 13 (18,6%) проживали в сельской местности. Все подростки, принявшие участие в этом исследовании, были школьниками или студентами колледжей. Уточним, что участие в исследовании предполагало анонимность и конфиденциальность.

Результаты

Согласно шкале Кинси, 5 (7,1%) подростков были преимущественно гомосексуальны, с неслучайными проявлениями гетеросексуальности. 42 (60%) участника — бисексуальны. 48 (68,6%) девушек относили себя к бисексуалам, 11 (15,7%) были лесбиянками. 4 (5,7%) мальчика были бисексуальны, в то время как остальные 7 (10 %) были исключительно гомосексуальны.

Как показало интервью (рис. 2), 67 (95,7%) подростков подвергались стигматизации и буллингу. Только 3 (4,3%) участника ответили, что они никогда не испытывали влияния стигмы.


 

Рис. 2. Распределение участников исследования согласно их подверженности стигматизации

Все 67 респондентов заявили, что чувствовали нейтральное или негативное (чаще всего) отношение родителей к их сексуальной ориентации (рис. 3).


 

Рис. 3. Распределение участников исследования согласно наличию поддержки
со стороны близких родственников 

70% подростков сообщили (рис. 4), что они стали жертвами вербальной агрессии (ругательства, навешивание ярлыков, насмешки) со стороны сверстников в школе. 30 % участников признались, что были хотя бы раз побиты одноклассниками на почве ненависти к гомосексуалам.


 

Рис. 4. Распределение участников исследования согласно видам агрессивного поведения, применяемого по отношению к ним

При этом 8 (11,4%) человек ответили, что они подвергались физическому насилию регулярно (рис. 5).

 


 

Рис. 5. Частота антигомосексуального буллинга

В результате этих неблагоприятных социальных условий 14 (20%) подростков имели легкую степень депрессии по шкале Бека (рис. 6). 7 (10%) респондентов имели умеренный уровень депрессии. Тяжелая депрессия была выявлена у 19 (27,2%) человек.


 

Рис. 6. Выраженность депрессивных состояний у обследованных подростков

Заключение

Выраженность депрессивных состояний у ЛГБ-подростков в нашем обществе является вполне закономерной с точки зрения основных причин их возникновения. Хотя СМИ пропагандируют толерантное отношение к любым социальным меньшинствам, общество, в котором мы живем, еще очень далеко от искреннего принятия гражданских прав и свобод гомосексуалов [1].

Они воспринимались и будут восприниматься как «чужие», как другие, которых чрезвычайно сложно понять. А многое непонятное и непознаваемое способно вызывать в людях чувства неприятия, агрессии или страха. Откровенная травля таких людей — людей из секс-меньшинств — это лишь самое крайнее проявление насилия и дискриминации на почве ненависти. Стигматизация, т.е. навешивание «ярлыка» ненормального, больного, опасного для общества индивида, — это процесс, который пронизывает многие сферы жизни человека: взаимоотношения в семье, учебу, общение со сверстниками, профессиональную деятельность.

Невозможность открыто заявить о своей сексуальной идентичности, обсудить эти вопросы с самыми близкими людьми создает не только серьезный барьер на пути свободной самореализации личности человека, но и способствует возникновению проблемсо здоровьем [Там же]. Психогенные депрессии, тревожные и психосоматические расстройства, аддиктивное поведение, саморазрушительные тенденции, закономерно приводящие к суициду, — это самый обобщенный перечень последствий стигматизации для психического здоровья ЛГБ-лиц.

Гомосексуалы являются потенциальными клиентами психолога и психотерапевта. Поэтому возникает необходимость получения знаний о механизмах возникновения стрессовых расстройств у данного контингента лиц и особенностях психотерапевтической работы с ними. Это наталкивает на мысль о создании специальных образовательных программ, семинаров и обучающих тренингов для специалистов в области психического здоровья.

 Литература

1.   Ерзин А.И., Семенова Т.С. В борьбе со стигмой. Психологическое благополучие гомосексуальных подростков: монография. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. – 144 c.

2.   Canada Youth and AIDS Study / A.J.C. King, R.P. Beazley, W.K. Warren [et al.]. – Kingston, Ontario: Queen’s University Press, 1988.

3.   Cochran S.D., Mays V.M. Burden of psychiatric morbidity among lesbian, gay and bisexual individuals in the California Quality of Life Survey // J Abnorm Psychol. – 2009. – Vol. 118, № 3. – P. 647–658.

4.   Deacon H. Towards a sustainable theory of health-related stigma: lessons from the HIV/AIDS literature  //  J Commun Appl Soc Psychol.  –  2006. – Vol. 16, № 6. – P. 418–425.

5.   Dowson T.A. Archaeologists, feminists, and queers. Sexual politics in the construction of the past // Feminist anthropology. Past, present, and future / edit. by P.L. Geller, M.K. Stockett. – Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006. – P. 89–102.

6.   Evans E.A. Coming out in the workplace: Stigma and boundary management for homosexual men // Masters Theses. – Eastern Illinois University, 2007. – P. 761 [Электронный ресурс]. – URL: http://thekeep.eiu.edu/theses/761 (дата обращения: 12.09.2017).

7.   Herek G.M. Confronting sexual stigma and prejudice: theory and practice // J Soc Issues. – 2007. – Vol. 63, № 4. – P. 905–925.

8.   Lewis N.M. Mental health in sexual minorities: recent indicators, trends and their relationship to place in North America and Europe // Health Place. – 2009. – Vol. 15, № 4. – P. 1029–1045.

9.   Logie C.H. The case for the World Health Organization's Commission on the Social Determinants of Health to address sexual orientation // Am J Public Health. – 2012. – Vol. 102, № 7. – P. 1243–1246.

10.   Logie C.H., Earnshaw V. Adapting and Validating a Scale to Measure Sexual Stigma among Lesbian. Bisexual and Queer Women // PLoS ONE. – 2015. – Vol. 10, № 2. – P. e0116198.

11.   Melbye M., Biggar R.J. Interactions between persons at risk for AIDS and the general population in Denmark // American Journal of Epidemiology. – 1992. – Vol. 135, № 6. – P.593–602.

12.   Men's sexual orientation and health in Canada / D.J. Brennan, L.E. Ross, C. Dobinson [et al.] // Can J Public Health. – 2010. – Vol. 101, № 3. – P. 255–258.

13.   Meyer I.H. Prejudice, social stress and mental health in lesbian, gay and bisexual populations: Conceptual issues and research evidence // Psychological Bulletin. – 2003. – Vol. 129, № 5. – P. 674–697.

14.   Newcomb M.E., Mustanski B. Internalized homophobia and internalizing mental health problems: a meta-analytic review // Clin Psychol Rev. – 2010. – Vol. 30, № 8. – P. 1019–1029.

15.   Nicholson W.D., Long B.C. Self-esteem, social support, internalized homophobia and coping strategies of HIV+ gay men // J Consult Clin Psychol. – 1990. – Vol. 58, № 6. – P. 873–876.

16.   Psychiatric morbidity associated with samesex sexual behaviour: influence of minority stress and familial factors / T. Frisell, P. Lichtenstein, Q. Rahman [et al.] // Psychol Med. – 2010. – Vol. 40, № 2. – P. 315–324.

17.   Remafedi G. Sexual orientation and youth suicide // JAMA. – 1999. – Vol. 282, № 13. – P. 1291–1292.

18.   Remafedi G., Farrow J.A., Deisher R.W. Risk factors for attempted suicide in gay and bisexual youth // Pediatrics. – 1991. – Vol. 87, № 6. – P. 869–875.

19.   Sexual lifestyles and HIV risk / A.M. Johnson, J. Wadsworth, K. Wellings [et al.] // Nature. – 1992. – Vol. 360, № 6403. – P. 410–412.

20.   Statistics Canada. Canadian Community Health Survey, Cycle 2.1. – Canada, Ontario: Statistics Canada, 2003.

21.   Worldwide burden of HIV in transgender women: a systematic review and meta-analysis / S.D. Baral, T. Poteat, S. Strömdahl [et al.] // Lancet Infect Dis. – 2013. – Vol. 13, № 3. – P. 214–222.

Ссылка для цитирования

УДК 159.97:616-092.19-053.7

Ерзин А.И., Семенова Т.С. Стигматизация и стрессовые расстройства у подростков с гомосексуальной ориентацией // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).



Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Консультирование родителей ЛГБ-подростков.
  • Бессознательное, частица «не». Vol.1
  • Учимся обучаться. Айкидо. Vol.1
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Домашний эксперимент. Добро, зло, равнодушие и рис.
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Взаимные манипуляции подростков и родителей: или как быстро и просто получить то, что хочешь.
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Групповая психотерапия для подростков. Зачем это надо?
  • Что смартфоны делают с психическим здоровьем подростков
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Когда мы были волшебниками… Или как вернуть радость жизни
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • Взрослые люди, у которых были проблемы в грудном возрасте
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мой ресурс - жизнеутверждающий проект для подростков.
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Секс у (и для) подростков
  • Еще раз о психологии девиантных подростков и проблемах соц.защиты населения в РФ
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Что необходимо для полноценной сексуальной жизни
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Через движение - к гармонии Проект для подростков 11-14 лет
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь