Депрессия и суицидальный риск у подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ ДЕПРЕССИИ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ С ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ И БИСЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Введение

Господствующие нормы морали долгое время были направлены против гомосексуализма. По статистике, от 1 до 4,9 % населения хотя бы раз в жизни имели опыт однополых контактов [5; 8; 11; 16; 19]. В современном обществе с исключением гомосексуальности из перечня психических заболеваний (DSM-II в 1974 г., МКБ-10 в 1998 г.) взгляды на однополые отношения стали более свободными от устаревших моральных предрассудков [1].

С каждым годом в современных странах толерантность к гомосексуалам и бисексуалам растет. Но до сих пор в некоторых странах (например, Иран, Ирак, Саудовская Аравия и др.) проявления гомосексуального поведения осуждаются или строго наказываются [15]. В Северной Корее гомосексуализм юридически не является незаконным, однако правительство не признает права ЛГБТ. КНДР отвергает многие черты, свойственные гей-культуре, существующей на Западе, воспринимая ее как гедонизм и распущенность [18]. В российском обществе к гомосексуалам и бисексуалам относятся нейтрально или чаще всего негативно, несмотря на то, что работники сферы психического здоровья гомосексуализм не рассматривают как патологию.

Дискриминация и стигматизация лиц с гомосексуальной ориентацией накладывает большой отпечаток на личность гомосексуала [4; 9; 14]. Особенно ярко дискриминация может проявляться в подростковом возрасте. Johnson et al. [2] полагают, что примерно 64 % гомосексуальных подростков подвергаются травле среди своих сверстников. Это может сильно осложняться негативным отношением и порицанием со стороны родителей и родственников [20]. Все это ведет к снижению благополучия подростков [5; 10; 12; 21], и как результат, большинство подростков с гомосексуальной ориентацией страдает от депрессии [3; 13; 17].

Анализ зарубежных публикаций, посвященных исследованию личности, свидетельствует о том, что современные персонологи [7] придерживаются мнения, что в рамках пятифакторной модели можно в полной мере описать личность.

В мета-анализе Gonsiorek (1982) доказывал, что не существует данных, иллюстрирующих различия в личностных особенностях между гомосексуалами и гетеросексуалами. Также и Ross (1988) в кросс-культурном исследовании пришел к выводу о том, что личностные особенности большинства гомосексуалов не отличаются от особенностей гетеросексуалов. Однако некоторые исследования указывают на существование различий в личностных особенностях гомосексуалов. Исследование Riess (1980) показало, что гомосексуалы проявляют явно выраженную «личностную и эмоциональную сверхчувствительность».

Материалы и методы

Выборка исследования состояла из 70 подростков в возрасте 12—16 лет (средний возраст — 14,05 лет), имевших сексуальное/эротическое влечение к лицам того же пола либо относящих себя к гомосексуалам/бисексуалам. Исследование проходило как веб-обследование.

Применялись методики: «Шкала Кинси», «Пятифакторный опросник личности» Р. МакКрае и П. Коста, адаптированный В.Е. Орлом в соавторстве с А.А. Рукавишниковыми И.Г. Сениным, шкала депрессии А.Т. Бека [6], «Опросник суицидального риска» модификация Т.Н. Разуваевой. Для статистической обработки данных использовалось структурное моделирование. Расчеты проводились в программе IBM SPSS Statistics 22 с использованием программного пакета Amos.

Результаты

Шкала Кинси позволила установить, что 14 (20 %) респондентов были исключительно гомосексуальными. 3 (4,3 %) подростков были преимущественно гомосексуальны, лишь случайно гетеросексуальны. 5 (7,1 %) подростков были преимущественно гомосексуальны, но больше, чем случайно, гетеросексуальными. 42 (60 %) участников были бисексуальными (одинаково гетеросексуальными и гомосексуальными). 48 (68,6 %) девушек были отнесены к бисексуалам, 11 (15,7 %) были лесбиянками. 4 (5,7 %) мальчиков были бисексуальны, в то время как остальные 7 (10 %) были исключительно гомосексуальны.

Что касается уровня выраженности депрессивных симптомов, было выявлено, что 14 (20 %) подростков имели легкую степень депрессии. 7 (10 %) респондентов имели умеренный уровень депрессии. Тяжелая депрессия была выявлена у 19 (27,2 %) человек. Общие результаты исследования депрессии представлены на рис. 1.

Депрессия и суицидальный риск у подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

 

Рис. 1. Средние показатели выраженности депрессии по шкале А. Бека.

Примечание: КА — когнитивно-аффективная субшкала; 
Сом — субшкала соматических проявлений депрессии.

 Как видно на рис. 1, в целом для группы гомосексуальных подростков характерна высокая степень выраженности депрессивных проявлений. Для сравнения, в норме по шкале Бека показатели депрессии у подростков не должны быть выше 9 баллов. Установленный нами уровень депрессии свидетельствует о том, что в большинстве случаев у подростков уже на момент исследования имеются клинические проявления эмоциональных расстройств, требующие клинико-психологического вмешательства.

Далее мы изучили уровень суицидального риска у подростков. Установлено (рис. 2), что наибольшие баллы подростки набрали по шкалам «Аффективность» и «Социальный пессимизм».

 

Рис. 2. Результаты изучения суицидальных намерений

Исследование показало, что опрошенные подростки демонстрируют преобладание эмоций над сознательным контролем в оценке ситуации. Такие подростки характеризуются готовностью импульсивно реагировать на стрессовые обстоятельства. С другой стороны, аффективность повышает риск реализации суицидальных намерений не только в силу того, что способствует возникновению депрессивных состояний, но и напрямую влияя на принятие решений.

Шкала «Социальный пессимизм» служит для описания негативной, враждебной картины мира. Подросткам с высокими показателями по этой шкале свойственно восприятие действительности как не соответствующей их личным стандартам нормальных отношений с окружающими людьми.

Чуть менее выраженными оказались результаты по шкале «Временная перспектива». Гомосексуальные подростки, подвергающиеся дискриминации, довольно часто показывают неспособность конструктивно планировать собственное будущее. Это может быть результатом сильной фиксации на актуальных проблемах.

Демонстративность также является ярким проявлением поведенческих реакций, характерных для подросткового возраста. В отношении суицидального риска здесь особую обеспокоенность должно вызывать желание привлечь внимание окружающих людей к собственным проблемам, трудностям, неудачам.

Риск суицидального поведения также может быть высоким из-за восприятия подростками себя, ситуации, в которой они оказались, и своей жизни в целом как явлений исключительных, не похожих на другие.

В добавление к вышесказанному можно утверждать, что обследованные подростки характеризуются отрицательной концепцией собственной личности (шкала «Несостоятельность»). Имеется в виду представление о своей никчемности, некомпетентности, непродуктивности и социальной бесполезности. Возможно, подростки с высокими баллами по этому показателю испытывают чувство физической или интеллектуальной неполноценности.

Усредненный профиль личности респондентов представлен на рис. 3.

 

Рис. 3. Профиль личности гомосексуальных подростков
(согласно пятифакторной модели). 

На рис. 3 мы видим, что для опрошенных подростков характерны такие особенности, как высокий нейротизм (эмоциональная неустойчивость), развитая экспрессивность (открытость новому опыту) и высокая привязанность. Низкие баллы подростки набрали по шкалам «Экстраверсия—интроверсия» и «Самоконтроль— импульсивность».

В табл. 1 представлены описательные статистики — детально, по всем показателям пятифакторного личностного опросника. Кроме того, приведены результаты корреляционного анализа, показывающие взаимосвязи черт личности с уровнем депрессии.

Таблица 1

Диспозиционные черты личности: описательные статистики и взаимосвязь с уровнем депрессии

Примечание: жирным шрифтом выделены основные (вторичные) личностные факторы.

В табл. 1 видно, что наиболее тесно коррелирует с уровнем депрессии эмоциональная неустойчивость. Отрицательную взаимосвязь показывает экстраверсия — чем слабее развиты открытость и коммуникабельность, тем выше вероятность возникновения депрессивных реакций.

Такие черты личности, как безответственность, депрессивность, самокритика, эмоциональная лабильность и артистичность, напрямую связаны с уровнем депрессии. Между любопытством и уровнем депрессии была выявлена отрицательная взаимосвязь.

Для того чтобы выявить причинно-следственные связи (в нашем случае черты личности выступают в роли причины, а уровень депрессии — в роли следствия), мы применили метод структурного моделирования (рис. 4).

 

Рис. 4. Модель влияния черт личности (BigFive) на уровень депрессии.

На представленном рисунке видно, что экстраверсия и нейротизм определяют уровень депрессии. Экстраверсия негативно влияет на вероятность развития депрессивных состояний, снижая ее. Высокая эмоциональная неустойчивость напрямую оказывает влияние на уровень депрессии — чем выше нейротизм подростков, тем сильнее у них выражены депрессивные симптомы.

На рис. 5. мы видим, как большая пятерка черт личности влияет на уровень суицидального риска.

 

Рис. 5. Модель влияния черт личности (BigFive) на уровень суицидального риска.

Примечание: СР — суицидальный риск; Д — демонстративность; Аф — аффективность;
Ун — уникальность; Нес — несостоятельность; СП — социальный пессимизм;
СКБ — слом культурных барьеров; М — максимализм; ВП — временная перспектива; АнтиСФ — антисуициальный фактор.

Выяснилось, что эмоциональная неустойчивость (или высокий нейротизм) имеет убедительные, прочные связи с суицидальным риском. Эмоциональная неустойчивость (низкий самоконтроль, импульсивность, аффективная лабильность) выраженно влияет на принятие решений. В данном случае речь идет о решении уйти из жизни. Такая черта, как экспрессивность имеет негативное влияние на вероятность реализации аутодеструктивных форм поведения. И наоборот, подростки с развитой практичностью имеют больше шансов совершить необдуманные действия в отличие от тех, кто демонстрирует менее развитую практичность.

Выводы

Настоящее исследование показало, что высокий нейротизм (иначе — эмоциональная неустойчивость) и интроверсия как компоненты пятифакторной модели личности повышают уровень депрессии и суицидального риска. Психологический портрет обследованных подростков состоит из следующих параметров: замкнутость, эмоциональная лабильность, сниженный самоконтроль, развитая эмпатия и привязанность.

Преобладание когнитивно-аффективных симптомов депрессии над психосоматическими говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев, с одной стороны, негативные эмоциональные состояния вызываются когнитивными структурами, выступающими в качестве посредника между стимулом и реакцией. С другой стороны, у гомосексуальных подростков депрессия проявляется преимущественно на уровне негативного аффекта при достаточно низких значениях показателя «Соматические проявления».

В структуре суицидальных намерений на первый план выходят аффективность и социальный пессимизм. Также, достаточно высокими оказались значения по параметрам «Демонстративность» и «Временная перспектива».

Литература

1.   Ерзин А.И., Семенова Т.С. В борьбе со стигмой. Психологическое благополучие гомосексуальных подростков: монография. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. – 144 c.

2.   Associations Between Caregiver Support, Bullying, and Depressive Symptomatology Among Sexual Minority and Heterosexual Girls: Results from the 2008 Boston Youth Survey / R.M. Johnson, J.D. Kidd, E.C. Dunn [et al.] // J Sch Violence. – 2011. – Vol. 10, № 2. – P. 185–200.

3.   Barnard A. Lesbians' constructions of depression // Health Care Women Int. – 2009. – Vol. 30, № 5. – P. 373–389.

4.   Barrientos-Delgado J., Cárdenas-Castro M., Gómez-Ojeda F. Socio-demographic characteristics, subjective well-being, and homophobia experienced by a sample of gay men  from  three cities in Chile  //  Cad Saude Publica.  – 2014. – Vol. 30,  № 6. – P. 1259–1269.

5.   Canada Youth and AIDS Study / A.J.C. King, R.P. Beazley, W.K. Warren [et al.]. – Kingston, Ontario: Queen’s University Press, 1988.

6.   Cognitive Therapy of Personality Disorders / A.T. Beck, A. Freeman [et al.]. – New York: Guilford Press, 1990. – 396 p.

7.   Costa P.T. Jr., McCrae R.R. Normal personality assessment in clinical practice: The NEO Personality Inventory // Psychological Assessment. – 1992. – Vol. 4, № 1. – P. 5–13.

8.   Dowson T.A. Archaeologists, feminists, and queers. Sexual politics in the construction of the past // Feminist anthropology. Past, present, and future / edit. by P.L. Geller, M.K. Stockett. – Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006. – P. 89–102.

9.   Frost D.M., Lehavot K., Meyer I.H. Minority stress and physical health among sexual minority individuals // J Behav Med. – 2015. – Vol. 38, № 1. – P. 1–8.

10.   Logie C.H. The case for the World Health Organization's Commission on the Social Determinants of Health to address sexual orientation // Am J Public Health. – 2012. – Vol. 102, № 7. – P. 1243–1246.

11.   Melbye M., Biggar R.J. Interactions between persons at risk for AIDS and the general population in Denmark // American Journal of Epidemiology. – 1992. – Vol. 135, № 6. – P. 593–602.

12.   Meyer I.H. Prejudice, social stress and mental health in lesbian, gay and bisexual populations: Conceptual issues and research evidence // Psychological Bulletin. – 2003. – Vol. 129, № 5. – P. 674–697.

13.   Prejudice-Related Events and Traumatic Stress Among Heterosexuals and Lesbians, Gay Men and Bisexuals / E.J. Alessi, J.I. Martin, A. Gyamerah [et al.] // J Aggress Maltreat Trauma. – 2013. – Vol. 22, № 5. – P. 510–526.

14.   Rivers I. Social exclusion, absenteeism and sexual minority youth // Support for Learning. – 2000. – Vol. 15, № 1. – P. 13–18.

15.   Saavedra J., Izazola-Licea J.A., Beyrer C. Sex between men in the context of HIV: The AIDS 2008 Jonathan Mann Memorial Lecture in health and human rights // J Int AIDS Soc. – 2008. – Vol. 11, № 1. – P. 9.

16.   Sexual lifestyles and HIV risk / A.M. Johnson, J. Wadsworth, K. Wellings [et al.] // Nature. – 1992. – Vol. 360, № 6403. – P. 410–412.

17.   Shenkman G., Shmotkin D. Mental health among Israeli homosexual adolescents and young adults // J Homosex. – 2011. – Vol. 58, № 1. – P. 97–116.

18.   Simonsen B., La Bouyer J. DPRK FAQ // Korean Friendship Association. – URL: korea-dpr.com. Archived from the original on 2005-05-05. Retrieved 2015-02-06.

19.   Statistics Canada. Canadian Community Health Survey, Cycle 2.1. – Canada, Ontario: Statistics Canada, 2003.

20.   Tritt R.J. Attitudes of adults towards homosexuality and knowledge of sexually transmitted diseases: part one  //  Ann Acad Med Stetin.  – 2011. –  Vol. 57, № 2.  – P. 46–56.

21.   Worldwide burden of HIV in transgender women: a systematic review and meta-analysis / S.D. Baral, T. Poteat, S. Strömdahl [et al.] // Lancet Infect Dis. – 2013. – Vol. 13, № 3. – P. 214–222. 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:616.89-053.7

Семенова Т.С., Ерзин А.И. Влияние личностных факторов на выраженность депрессии и суицидального риска у подростков с гомосексуальной и бисексуальной ориентацией // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 6(47) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Что такое депрессия? Как отличить снижение настроения, лень уныние от депрессии? Лечение депрессии.
  • Депрессии, проявления и их последствия у детей и подростков
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • «Любители» депрессии или о том, Как сложно любить человека в депрессии
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • Шкала депрессии Бека и другие тесты для самодиагностики.
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Как узнать, что вы в депрессии и что дальше.
  • Как выйти из депрессии, изменив свое мышление и выйти на новый уровень реализации
  • Депрессия. Что это такое? Признаки депрессии.
  • Как навсегда избавиться от депрессии или что такое Освобождение?
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Как быстро выйти из депрессии. ДПДГ: проработка психологических травм и стрессов, депрессии
  • Взаимные манипуляции подростков и родителей: или как быстро и просто получить то, что хочешь.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Правда о депрессии. Что такое депрессия? Депрессия – это болезнь или реакция на событие?
  • Как отличить невроз от депрессии? или Все, что нужно знать о тревожно-депрессивном расстройстве.
  • Что может приводить нас к депрессии?
  • Факторы риска в депрессии ч.2
  • Факторы риска депрессии ч.1
  • Факторы риска в депрессии ч.3



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь