|
Взрослые люди, у которых были проблемы в грудном возрастеАвтор статьи: Кокорин Михаил Валерьевич
Продолжая тему созревания способностей, рассмотрим последовательно основные этапы взросления человека. Начнем с самого раннего – грудного. (Необходимо сразу оговориться, что данные этапы выделяются условно и не всегда соответствуют научным классификациям).
Итак, этот этап начинается с момента рождения и условно заканчивается развитием способности маленького человека ходить. За это время происходит очень интенсивная перестройка физиологических механизмов адаптации к новым условиям существования. Это первый шаг к независимости, автономии. Младенец, попав в новую среду, должен научиться воспринимать себя как что-то отдельное от материнского организма. У него должна развиться способность самостоятельно переваривать пищу, самостоятельно поддерживать температуру тела, самостоятельно выделять продукты энергетического обмена. В то же самое время родившийся человек учится быть личностью. Ведь пока мы находились в животе у мамы, для нашего выживания не имели никакого значения зрение или слух. После рождения все изменяется, и каждый из нас учится смотреть сам на себя и на мир глазами окружающих нас людей, в первую очередь, родителей и воспитателей. Таким образом, первое чему мы учимся – это точкам зрения и способам восприятия. Вот почему у маленького ребенка еще нет своего мнения. Он вынужден видеть мир глазами тех, с кем живет, учиться их языку, иначе он не сможет с ними общаться, а значит, – не сможет выжить. Таким образом, процесс познания мира начинается у нас с самого момента рождения, но по причине нашей беспомощности и неспособности самостоятельно передвигаться, мы сначала изучаем этот мир в основном путем осознания своих телесных ощущений. Мы трогаем все, что нас окружает, пробуем на вкус, гладим, дергаем. Таким образом, мы постигаем форму, температуру, консистенцию, твердость, массу, прочность и другие свойства, которые можно ощутить при непосредственном контакте. При нормальном развитии у нас развивается способность адекватно ощущать мир и свое тело. Если же окружающие условия слишком дискомфортны и ребенок постоянно испытывает переохлаждение или перегревание, голод или пресыщение, недостаток или избыток физического контакта с родителями, то процесс познания мира будет искажен и у ребенка разовьется искаженное его восприятие. В последующей жизни это может проявляться в нарушенной кожной, вкусовой, температурной чувствительности, чрезмерной раздражительности, искажении ощущений или их притуплении. В крайних случаях, когда первый год жизни ребенка является для него сплошным стрессом, он может застрять на грудном возрасте и практически не развиться дальше. Такие дети продолжают жить с постоянным ощущением физической боли, дискомфорта, ужаса, боятся любого прикосновения, испытывают сильное раздражение на любую попытку пообщаться с ними. Разумеется, при этом они вряд ли разовьются дальше, научатся говорить, думать. В менее болезненных, но неадекватных для выживания ситуациях, дети также могут затормозиться в развитии, потому что любую информацию они будут пропускать через фильтр своих искаженных, часто болезненных ощущений, связанных в памяти с первым годом жизни. Все это часто приводит к большим проблемам во взрослом возрасте. Если человек здоров, он нормально относится к прикосновению других людей, не напрягается, не вздрагивает, не раздражается. Соответственно, его кожа и слизистые также не проявляют признаков раздражительности, они чистые, без аллергических и других высыпаний. При этом их чувствительность не нарушена, нет парестезий, онемения, нечувствительности, гиперчувствительности. Нормальные температурные реакции, нет озноба, не мерзнут руки, ноги и т.п., нет чрезмерной зябкости, сухости или потливости. И уж, конечно, отсутствует болезненность. Психологически человек, у которого нет проблем с ощущениями тела, не испытывает страха перед физическим контактом и дискомфорта во время него. Он не мерзнет, когда волнуется и не перегревается от возбуждения. Другими словами он уравновешен. Перейдем к описанию проблем, привносимых во взрослую жизнь из нарушений развития в грудном возрасте. Самые тяжелые из них заключаются в остановке психического и физического развития. Это и умственная отсталость и различные степени задержки психического развития. Для взрослых людей, «застрявших» в грудном возрасте могут быть актуальны такие инфантильные привычки, как желание все попробовать на вкус, сосать пальцы, кусать различные предметы, грызть ногти, карандаши, ручки и другие вещи. Кроме того, у них могут сохраниться свойственные грудным детям способы познания мира: сломать, попробовать на прочность, залезть внутрь и посмотреть, что там. Таких людей завораживает смерть, потому что в грудном возрасте эти вещи не имеют эмоциональной оценки. Проблемы маньяков, типа Чекатилло, объясняются именно «застреванием» психофизиологического развития на грудном возрасте. Когда у такого человека пытаются вызвать чувство стыда, пробудить его совесть, он просто не понимает, о чем ему говорят. Зверское, с нашей точки зрения убийство, он может наивно объяснять желанием посмотреть, как человек умирает, как он устроен внутри. Мне запомнился сюжет одного интервью, которое молодая журналистка центрального канала брала у людоеда в специальной тюрьме. Сильно заинтересовавшись его историей, эта девушка вдруг спросила: - А какое оно на вкус человеческое мясо-то? На что получила ответ: - Да как тебе сказать? Пробовать надо! Очевидно, что попытки объяснять поведение людей, застрявших в своем развитии в грудном возрасте нужно не с точки зрения морали... Проблемы не такого глубокого уровня в основном связаны с различного рода нарушениями тактильной, вкусовой, обонятельной, температурной чувствительности. Простейшие из них – зябкость, ненормальная «нормальная» температура тела (например, ниже 36 или выше 37 градусов), аллергии и другие нарушения кожных иммунных барьеров. Наиболее обширная группа проблем, завязанных на грудном возрасте, – это сексуальные проблемы. Измененная чувствительность кожи и слизистых, приводит к нарушениям ощущений при сексуальном контакте. Это может быть и усиленный сексуальный голод, и невозможность получить удовлетворение из-за притупленных ощущений, и измененная (иногда, извращенная) чувствительность, страсть к необычным способам сексуального стимулирования. Наверняка, многие даже не догадываются, как много «взрослых» проблем имеют корни в самом раннем детстве. Некоторые из них невозможно компенсировать, но большинство можно разрешить. Для этого есть специальные способы восстановления и развития телесной чувствительности, которые, к сожалению, пока известны не всем людям, в том числе и специалистам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|