|
Надо ли делиться игрушками в раннем возрасте?Автор статьи: Смолянская Юлия Владимировна
Каждая мама, гуляя с малышом на детской площадке, сталкивалась с ситуацией, когда дети не могут поделить игрушки. Говоря: «Нужно делиться» или «Ты, что, жадина?», родители стремятся воспитать в ребенке щедрость или просто способность делиться с другими детьми, стремятся социализировать его. Иногда дети реагируют агрессией, обидой могут толкнуть маму или другого ребенка. Что происходит с ребенком в этот момент? - ребенок в возрасте, когда он не готов делиться; - не хватает ресурсов (малыш сильно привязан к игрушке, никому ее не дает); - не понимает, что происходит (думает, что его вещь забирают навсегда); - интерес к вещи может восприниматься ребенком как нежелательное вторжение в личное пространство; - сейчас он хочет играть именно этой игрушкой. Что беспокоит родителей? - ребенок вырастет жадиной; - с ним не будут играть; - окружающие осудят (маму, ребенка или обоих). Когда стоит беспокоиться? Ребенок каждый раз на просьбы поделиться реагирует агрессивно (толкает взрослых или детей, кусается, закатывает истерики, обзывается). Как формируется готовность и желание делиться?
Итак, наиболее подходящий возраст для того, чтобы делиться – с 3х лет, когда ребенок интересуется отношениями больше, чем предметами, обладает достаточным словарным запасом, чтобы понимать обращенную к нему речь, когда он способен к самоконтролю. Как правило, если предыдущие этапы развития были успешно пройдены, у ребенка естественным образом возникает желание делиться. Требование (именно требование и настаивание) взрослых делиться вещами в раннем возрасте может спровоцировать негативную реакцию. Часто ее вызывают и противоречивые требования. Например, родители говорят, что чужое брать нельзя, а своим надо делиться. Проблема возникает, если ситуации с негативным опытом повторяются. Это ведет к тому, что, во-первых, просьбы поделиться сопровождаются неприятными воспоминаниями и нежеланием, а во-вторых, нарушается качество отношений между родителем и ребенком. Второе последствие, безусловно, более серьезное. Ваша цель (например, научить ребенка не быть жадным) вряд ли будет достигнута, но любви гарантировано станет меньше. Кроме того, есть еще причины, почему не стоит заставлять ребенка. - Даже самый маленький ребенок имеет право на владение своими игрушками (хотя бы несколькими, например, недорогими). Пусть он имеет возможность их давать, не давать, дарить, а иногда даже поломать - Ребенок может подумать: «Если мама заставляет меня отдавать мои вещи, значит кто-то важнее, чем я». Уважая желания или нежелания вашего ребенка, вы закладываете в нем самоуважение. - Дети более переменчивы и гибки, чем взрослые. Сегодня малыш не делится, а завтра легко отдает свои игрушки другим детям. Послезавтра снова не делится. Это нормально. - Жизнь разная, а значит, для детей важен разный опыт. И вашему ребенку, и другим детям полезно с детства узнать, что не все хотят делиться, ему могут отказать, и в этом нет ничего страшного. - В стремлении повлиять на чадо родители могут говорить «ты что, жадина?» и подобное. Предполагается, что ему станет стыдно, и он изменит свое поведение. Однако стыд формируется не раньше 1,5 лет, а способность проанализировать эту информацию, сделать выводы и поменять осознанно свое поведение появляется в дошкольном возрасте, ближе к школьному. Как тогда понимает эту фразу ребенок? Мама говорит (даже в вопросительной форме), что я жадина, значит я такой. Нежелательное поведение таким образом закрепляется. Как иначе? (Что делать?)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|