Фобический невроз ( истерия страха) в раннем возрасте

Сергея Панкеева, пациента Фрейда, в психоаналитической литературе называют "Человеком с Волками", "Человеком-Волком" или просто "Волковым", тем самым отмечая главный невротический симптом его детства - фобию волка. 

Впервые фобия проявилась у мальчика в 4 года - в рождество, которое совпадало с его днем рождением. Он с волнением ожидал подарков, но не был вполне доволен ими,  ожидая большего, чего-то "волшебного". Его ожидания  сбылись в кошмарном сне - ему приснилось, что он лежал в своей кроватке напротив окна,  окно внезапно растворилось и перед ним возникло заиндевевшее дерево, на ветвях которого сидели фантастические белые волки с длинными, пушистыми хвостами и пристально смотрели на него. Мальчик проснулся с криком и долго не мог поверить, что это был только сон.

К интерпретации этого сна Фрейд подошел через другой травматический опыт Панкеева - в возрасте полутора лет ( это воспоминание было реконструировано в процессе анализа) во время дневного сна малыш проснулся в спальне родителей во время их соития в позе сзади ( atergo). Родители были в белье и фантазийные белые волки символизировали "комбинированную родительскую фигуру" в этой эротической позе. Число волков -5, по мнению Фрейда, отражало время события.

Судя по воспоминаниям, которые всплывали в процессе анализа, в предшествующем психосексуальном становлении мальчика доминировала склонность к пассивной сексуальности, идентифиции с матерью, выборе отца как объекта любви, однако его дальнейшие инфантильные исследования показали, что принять любовь отца можно только при отказе от пениса, на что он согласится не мог. Новое знание вернуло ему мужественность и он вступил в  генитальную фазу, приняв идентификацию с отцом. Однако мужской выбор всегда граничит со страхом кастрации, при этом символическая опасность исходит именно от отца.

Отец, источник неуправляемой угрозы, постоянно присутствует в жизни ребенка, его появление невозможно контролировать и для снятия непереносимой тревоги в бессознательном невротика  осуществляется "лечение" - замещение предметного представления, с которым связан неприятный аффект, на подходящее другое. Отец был заменен хищным животным - волком. О том, как работает механизм фобии, Фрейд подробно рассказывает  в другой своей работе - случае "маленького Ганса".

Выбор объекта для фобической конструкции не был случаен. Психоанализ опирается на принцип множественной детерминации - одного события или причины  мало, для образования симптома, и в этом случае причин было тоже несколько. Одной, может быть наиболее яркой из них, была сказка о волке, потерявшим хвост от рук портного, в чью мастерскую он проник, которую дедушка рассказал пациенту незадолго до символического сна. Обиженный волк зрешил отомстить обидчику, выследив его в лесу. Портной быстро забрался на дерево, но бесхвостый волк сумел уговорить других волков выстроиться  для его поимки в виде пирамиды, основанием для которой стал сам. Храбрый портной не растерялся, закричал, что было  силы: "лови серого за хвост", и вновь так напугал бесхвостого, что тот бросился бежать и волчья пирамида рассыпалась. 

Во сне волки были с хвостами, сидели на дереве подобно портному, благодаря работате  сновидческих  механизмов «смещения» и «замещения». Бесхвостым волком оказался сновидец, его отец – портным, волком-хвостатым. 

Травматический сон, напомнивший о кастрации, стал причиной регрессии мальчика на более раннюю анальную сексуальную организацию. Излечение фобии произошло на фоне его ранней религиозности, ознаменовавшей перетекание фобического невроза в невроз навязчивых состояний, которым Панкеев страдал до начала пубертатного возраста.

Фобический невроз  истерия страха в раннем возрасте

PS. В качестве иллюстрации к тексту прилагается рисунок Сергея Панкеева, сделанный во время его анализа.



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Папа, ты отец инвалида" (с). Как жить с "нелюбовью"?
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • "Время спать, а мы еще не ели..." (техника "обратного планирования")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь