Предпосылки возникновения неврозов у детей и подростков

 

Все те дурные наклонности, которые  родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в них самих.
                                                                                                     Г. Спенсер.                                                                                                         Воспитание умственное                                                                                                 нравственное и физическое

 

                                                                                                                          Предпосылки возникновения неврозов у детей и подростков

                                                                                                      

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Формирование невроза происходит на фоне субъективного представления личностью действительности, приводящее к расстройству психических функций. Как негативная, так и позитивная характеристика событий формируется исключительно субъективным отношением личности к ней, при этом само событие носит абсолютно нейтральный характер.

Главную роль в развитии невроза играет психологический внутренний конфликт, состоящий из несовместимых, противоречивых отношений личности к проблеме, событию.

Длительное внутреннее патологическое напряжение, когда человек не может найти продуктивный выход из возникшего положения становится источником заболевания.

 «К безвыходным положениям», являющимися наиболее частыми источниками невроза, относятся страх смерти, как самого больного, так и членов его семьи, а так же боязнь потерять контроль над ситуацией, «сойти с ума».

К биологическим предпосылкам развития невроза относятся наличие соматических заболеваний, общий низкий тонус организма, недостаточная вегетативная регуляция.

У детей с врожденными или приобретенными физическими недостатками часто наблюдаются патологические психические изменения в развитии личности. Невротические реакции могут также возникать на фоне задержки психического развития

Стойкое нарушение сна – верный спутник неврозов.

К возрастным особенностям возникновения неврозов у детей относятся -   

резкие изменения в жизни ребенка в период кризиса 3-х лет (переезд, детский сад, изменение состава семьи и др.), далее в 6-7 лет – поступление в школу, 10-11 лет начало подросткового периода, 14-16лет бурные гормональные изменения в теле подростка, 16-17 лет – поступление в высшие учебные заведения, ответственность за выбор жизненного пути.

Невротические реакции характеризуются повышенной возбудимостью ребенка, нарастанием внутренних конфликтов, нервозностью характера, повышенной требовательностью к себе, формированием самооценки.

Говоря о, так называемом, врожденном неврозе, следует отметить возможные его причины: эмоциональный стресс у матери во время беременности, угроза выкидыша, трудные роды, нежелательный ребенок, хронические заболевания у матери женской половой сферы.

Сущность невроза заключается в несоответствии между возможностями личности и требованиями социальных установок (значимых для ребенка людей). Можно говорить так же о плохой социальной адаптации. Невроз носит внутренний, чаще неосознанный характер и сопровождается чувством вины, страха, беспокойства, связанными с травмирующим опытом и страхом изменения «Я».

Преобладающими факторами для развития неврозов являются неразрешимые семейно-бытовые конфликты между членами семьи. Основными конфликтами являются: соперничество за власть в семье, неправильные стили воспитания,  завышенные требования к одному из супругов или ребенку, неосознанное родительство (нет четкого понимания родительской задачи), возрастные, семейные кризисы.

При анализе развития людей страдающих неврозом, часто присутствует такое нарушение воспитания как гиперопека, приводящее к неразвитой самостоятельности ребенка, инфантильности, неуверенности к себе. В таких семьях взрослый, чаще всего испытывает безосновательный панический страх за своего ребенка по малейшему поводу, складируя в детскую незрелую личность  свои страхи и опасения, заражая ребенка напряженной тревогой.

Таких детей сразу можно выявить по плохой адаптации к детскому саду. Из-за расхождения между требованиями родителей соблюдать повышенную осторожность, которая проявляется в замкнутости, отстраненности, безынициативности и требованием социума, детского коллектива, где приветствуется проявление веселости, общительности, смелости. У ребенка появляется капризность, страхи, нежелание идти в детский сад.

Довольно четко прослеживается нарастание невротических реакций у членов семьи, начиная с предыдущих поколений. Нарушения невротического характера достигают своего апогея в заболевании ребенка.

Можно заметить, что на протяжении трех поколений (прародители - родители - ребенок)

внешнее проявление конфликта снижается, он уходит вовнутрь. Так, например, в следующем поколении женщина, не проявляет такой же силы авторитарность как ее мама, но у нее возрастает уровень невротизма.

 Главным патогенным фактором, проходящим "красной нитью" через все поколения, является психотравмирующий опыт межличностных отношений.

Основная трагедия для личности ребенка разворачивается в родительской семье. Жена, не имея хорошей эмоциональной близости со своим отцом, подсознательно старается восполнить ее с мужем, но это абсолютно невозможно, формируя здоровую психологическую атмосферу семьи. Так же как и для мужа, который хочет видеть в жене заботливую, безусловно любящую свою мать. (Подробнее о материнском комплексе в статье « 8 сокровенных мужских травм»). Не получив желаемого, отец, пытается сблизиться с дочерью, мать с сыном, образуя, таким образом, эмоциональные браки со своими детьми. Эта патологическая эмоциональная привязанность делает невозможным полноценное развитие личности ребенка, что является почвой для развития делинквентного поведения, а так же неврозов.

Неврозом навязчивых состояний, неврозом страха чаще страдают дети, в прародительских семьях которых не было достаточно эмоционального тепла. Недостаток тепла и заботы приводит к ощущению одиночества и тревоги у ребенка (в данном контексте мамы, папы ребенка, болеющего неврозом). В дальнейшем, уже в своей семье, будучи родителем, такой недолюбленный ребенок старается компенсировать то, что не было у него,  гиперопекой по отношению к своим детям, защищая себя, таким образом, от чувства одиночества и отчуждения. (Подробнее в статье «Условия формирования неврозов у детей и подростков»).

Из этого следует, что в гиперопеке нуждаются не столько дети, сколько сами родители, для которых она выполняет своеобразную психотерапевтическую роль.

Одним из подтверждений данного феномена является явное ухудшение эмоционального состояния матери, при явном улучшении психического состояния ребенка в процессе психотерапии. Уменьшение проявлений страха, тревоги у ребенка делают менее актуальную чрезмерную заботу о нем. При этом невротическая потребность матери в заботе о своем ребенке становится неудовлетворенной. Привычный путь избавления от внутренней необъективной тревоги блокирован. «Вылазит» наружу ощущение собственной ненужности, отсутствие смысла жизни. Это часто приводит к тому, что мать отказывается от дальнейшего лечения ребенка и уходит из терапии, находя множество поводов и  объяснений для этого. Поэтому, я абсолютно согласна с коллегами, которые считают, что лечение невроза у ребенка должно быть комплексным с психотерапией всей семьи. И «тревожной» матери, в индивидуальном порядке. (Более подробно о том, как проходит лечение неврозов, я опишу в одноименной статье «Психотерапия неврозов у детей и подростков»).

 

 Материал взят из А.И.Захаров.

«ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • А так ли нужны развивающие центры для ребенка?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь