|
Планирование изменений по окончанию психологической работыАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Итак, курс консультирования (психотерапии, тренинга) позади. Много всего происходило в этом процессе – были тяжёлые переживания, было страшно, трудно, непривычно раскрываться, сложно устанавливать связи чувств и социальных ситуаций, личностных особенностей, горько осознавать свой вклад в развитие проблем и их сложностей, постепенно налаживалось общение, повышалось осознавание проблем, ресурсов, происходила переоценка ситуации, себя, отношений, расширялось самопонимание, приходило облегчение, оправдывались надежды, улучшалось отношение к себе, росла уверенность в себе, вместе с этим приходила радость всё новых открытий, появлялся азарт, всё возрастал и ширился интерес к исследовательской работе, уже и тягостные моменты преодолевались всё более легко, свободно… Если курс консультирования был достаточно продолжительным, то в ходе него формируются новые навыки – помимо специфичных, рассматриваемых, как цели курса, есть и общие, неспецифичные, облегчающие пребывание в социальной среде после окончания курса, такие как:
Немного грустно, аналогично, как по окончании школы, ВУЗа… – столько пережито вместе, и тревожно-волнительно-задорно – как там дальше – самостоятельно?! К сожалению, нередко, даже при достижении хороших перемен в ходе психологической работы, происходит возврат к исходной точке. Это проблема устойчивости достигнутых перемен, задача переноса достижений в свою жизнь. Этому есть объяснения – человек возвращается в привычные условия жизни и социальную систему, если этот аспект остался за рамками рассмотрения в ходе работы, его влияние возрастает, если сопротивляемость личности не достаточно выросла, то при потере опоры на психолога, личность оказывается вновь подверженной влиянию значимой среды – всё это вместе влияет на человека так, что действительно достигнутые им в ходе курса личностные изменения сходят на нет, человек переживает разочарование… Наиболее часто это происходит при консультировании молодых людей, с формирующейся, неустоявшейся личностью, людей с зависимостью от окружения, людей с теми или иными формами личностных расстройств. Однако изменения в сравнении с началом работы к её окончанию ведь всё же есть! Это важно оценить, зафиксировать и такая оценка, фиксация, и планирование дальнейшей жизни после курса с опорой на достижения, способствует, помогает удерживать достигнутые перемены, и развивать их далее в привычном окружении. Чтобы добиться укрепления извлечённых результатов, предлагаю проделывать упражнение на рефлексию: «Оценка опыта участия в курсе»: Отложите клавиатуру, мышку, ручку, тетрадь. Постарайтесь расслабиться, сделайте несколько глубоких вдохов, сконцентрируйтесь на дыхании. Теперь взгляните мысленным взором на свою работу в ходе курса… Задайтесь следующими вопросами: Что первое приходит в голову? Отметьте это и отпустите … Что вам понравилось в ходе курса, что получалось хорошо, что удавалось? … Что вызывало у вас затруднения? … Какими из своих взаимодействий вы более всего довольны, удовлетворены? … В какой степени вы удовлетворены построенными вами взаимоотношениями с психологом? Что помогало вам.., что мешало.., насколько удавалось что-то делать со своими блоками, открываться? … Какие открытия вы совершили в ходе вашей работы? … Что узнали, что сформулировали иначе? … Чему научились вновь, что усовершенствовали? … Как изменилось ваше видение ситуаций? Как развилось ваше самосознание? Как изменилось отношение к себе, к значимым людям, к событиям? Каким вы видите себя теперь, как возросла ваша сила «Я»? На какие ресурсы теперь можете опираться? Какой степени развития вы достигли в вашем самоконтроле? Как теперь изменится ваша жизнь, ваше общение, что вы внесёте в свою жизнедеятельность с учётом извлечённого опыта? А теперь отметьте, запишите, что вам запомнилось и что с вами в данный момент происходит, после того, как вы обратились к этим вопросам … Сверьте свои записи, свой запрос, цели на начало курса и достигнутые результаты … Есть ещё что-то, что вам важно было бы отметить, какие сложности вы испытываете, какие задачи вы определяете для своего дальнейшего развития? Какие программы вы заинтересованы были бы пройти в перспективе? … Дополните свои записи … И в продолжение этой работы можно сделать упражнение на оценку общего благополучия «Колесо личного благополучия». В нём могут быть отражены, как текущее положение, так и цели на будущее, так и состояние дел на начало завершённого курса – тогда оценка курса получает своё визуальное выражение, и будет отмечена в динамике развития во времени из прошлого через настоящее к будущему. Важно иметь в виду, что идеальное положение – это общий ориентир, гораздо важнее в качестве ближайших целей своего развития отмечать именно реально достижимое положение в пространстве своего развития, которое в ходе жизнедеятельности, с опытом и достижением прежде поставленных целей, может меняться, уточняться, расти. Итак: Наша профессиональная, социальная и личная жизнь не существуют изолированно. Она целостна, как бы ни пытались мы отделить одно от другого, она вплетена в ткань нашего повседневного существования, бытия… Хотя понятие «выгорания» связывается по преимуществу с рабочей деятельностью, но невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Существуют понятия, близкие к «выгоранию» - «усталость в браке», «усталость от жизни». Потому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом. Сделаем это теперь – рисуем колесо личного благополучия, включающее следующие спицы-сферы:
(я взял готовый рисунок, вы же можете сделать свой, и внести в колесо своего благополучия столько спиц, сколько сфер, факторов вам важно оценить для себя. В данном случае сферы обозначены обобщенно, их вполне возможно заменять, конкретизировать. Используйете сам принцип). Оценим выраженность каждой из сфер:
Такую работу полезно делать и в начале нового тренингового курса обучения, консультирования, психотерапии.., и, время от времени, в процессе его прохождения с тем, чтобы отслеживать динамику перемен и их направление, так и, время от времени, по ходу жизни. (упражнения взяты из книги "Мастерство психологического консультирования". / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с., и адаптированы специально для указанных целей) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|