Психологические механизмы воздействия художественного образа в арт-терапии

Психологические механизмы воздействия художественного образа в арт терапии

Работа Николая ( участника арт-терапевтической группы общества инвалидов)  на заключительных этапах тренинга.

Психологические механизмы воздействия художественного образа в арт-терапевтической работе с людьми с ограниченными  возможностями здоровья.

                          

                    Сусанина И.В., канд. психол. наук

     

     Проблема жизнеобеспечения инвалидов  в современной России касается не только  непосредственно тех, чьи возможности здоровья не позволяют  вести активный образ жизни, и  их ближнего окружения,  но и  российского общества в целом. Последние десятилетия государственные структуры, общественные организации предпринимают попытки изменить ситуацию на законодательном уровне, однако состояние отчужденности значительной части инвалидов остается пока актуальным.

        По результатам специальных социологических исследований (3) практически половина инвалидов  оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы); отрицательную динамику имеет самооценка инвалидов; их эмоциональное состояние  характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом; перед ними встают проблемы в области взаимоотношений с окружающими.  

    Среди психологических проблем инвалидов специалисты выделяют следующие.

1. Фиксация на своем заболевании, болезненное переживание своего состояния.

2. Переживания, связанные с потерей работы и своей профессиональной несостоятельности.

3.  Потеря интереса к жизни, смысла жизни, целей жизни.

     Особое место среди психологических проблем, которые испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья, занимает ценностно-смысловая дезориентация, представляющая собой разновидность личностного кризиса, который был определен С. Грофом как кризис духовный. Причины, запускающие развитие кризисного состояния личности могут быть связаны и с преодолением возрастных  рубежей,  и в связи  с  проблемами физического характера, такими как тяжелая болезнь, несчастный случай, перенесенная хирургическая операция.(2)

      Кардинальное изменение ситуации с положением людей с ограниченными возможностями здоровья, безусловно, относится к  пересмотру государственной политики, и перестройкой отношения общества  к данной проблеме в целом.

      Однако, существуют возможности, направленные на изменение неблагоприятного  психологического состояния  инвалидов в рамках социально-культурной реабилитации, и, в частности, использования различных арт-технологий.

      Преодоление кризисного состояния с помощью практик, связанных с  включением в творческий процесс,  позволяет перейти на иной уровень интегрированности,  расширяет самосознание личности, выводит ее за пределы индивидуального эго и физической структуры тела  и открывает  возможности духовного понимания бытия (1).

     Арт-терапевтический процесс включает три составляющих: фактор художественной экспрессии, фактор особых взаимоотношений психотерапевта и клиента,  а также  фактор вербализации и обратной связи (5).

     Психологические механизмы воздействия образов художественной экспрессии на изменение социально-психологических установок личности еще недостаточно изучены, однако не вызывает сомнения,  что образы влияют на наши ощущения и эмоции, могут менять настроение, вызывать ощущение физического и психического благополучия.

     Визуальные образы служат мостом между телом и сознанием, а направленная визуализация,  в качестве задания представить различные  образы, используется в арт-терапии с целью устранении различных нежелательных  симптомов и раскрытия  самоисцелительных возможностей личности (К. Мальчиоди).

     Исследования в области нейропсихологии показали, что как визуализация, так и восприятие образов активизируют зрительную зону коры головного мозга, то есть мозг реагирует на ментальные образы также как на те, что связаны с восприятием физических объектов. Причем ментальные образы могут иметь отношение к любой  сенсорной модальности (5).

     В процессе художественного творчества происходит активизация обоих полушарий, а не только правого, отвечающего за творческие процессы. И ментальные и  художественные  образы, как фактор художественной экспрессии, играют огромную роль в изменении  психологического состояния личности. Благодаря созданию образа, отношение к определенному событию или фрагменту  опыта может измениться, что ведет к изменению  эмоционального состояния и поведения. При этом,  овеществленные в том или ином материале  образы, в отличие от ментальных,  предполагают большую активность личности, переработку различных вариантов желаемых изменений, использование различных художественных техник (графики, живописи, коллажей, скульптуры) (6).                  

                       Использование техники диалога с образами «Я».

     Автором данной техники является Б.Стоун, применившая ее  в отношении лиц с ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством) (7). Метод сочетает использование техники направленного воображения, арт-терапии, гештальт-терапии, работу с частями образа «Я», организацию диалога  между различными образами «Я».

      Создание  арт-терапевтической программы для людей с ограниченными возможностями здоровья должно быть направлено, в первую очередь, на изменение их психологического состояния, формирования новых установок, включающих такие как: уверенность в своих силах, воодушевление на преодоление трудностей.  Техника диалога с образами «Я» дает эффективные результаты именно в части поиска  личностных ресурсов и умения  мобилизовать их в нужный момент.

     Предлагаемая модификация техники включает элементы музыкотерапии и драматерапии, нарративный подход (4) к построению арт-терапевтической сессии. Оптимальное количество участников группы - 3 человека. Работа состоит из нескольких этапов.

1. Фаза релаксации в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья не только расслабляет, но и настраивает группу на творческий процесс. В качестве медитации может быть использована медитация  «Судно, на котором и плыву» (8).Содержание данной медитации является прелюдией к заданию в основной части  арт-терапевтической техники. См. Приложение.

 2. Далее участникам  тренинга предлагается создать серию рисунков на тему шторма, корабля, которым управляет отважный капитан, побеждающий стихию.

3. Продолжение истории также предлагается изобразить в эпизодах. Капитан корабля замечает, что недалеко от него терпит крушение судно Он принимает решение оказать помощь страждущим. На воду спускаются шлюпки  и спасательные круги. Операция по спасению успешно завершилась.

4.На следующем этапе участнику арт-терапевтической сессии предлагается идентифицировать себя с капитаном – победителем водной стихии, нарисовать его портрет, придумать рассказ этого капитана о себе.

5.Далее  предлагается представить себя капитаном корабля, терпящего крушение, создать его портрет и  рассказ  капитана о себе.

 6.Участнику сессии предлагается сочинить диалог между спасенным и спасателем, записать его  и  далее озвучить  в ролевом чтении текста.

7.На последнем этапе – фаза интеграции. Ведущий тренинга предлагает участникам высказаться о своих чувствах, задать друг другу вопросы.

Продолжительность всей работы не более 1 часа.

Используемые материалы: масляная пастель, фломастеры, акварель, кисти размеров от№1 до №5,  гуашь, простые карандаши, цветные карандаши, стиральные резинки, бумага формата А3.

 

Музыкальное сопровождение.

1.Во время медитации: К.Дебюсси. «Лунный свет».

2.Во время создания первого эпизода – разбушевавшейся стихии.

 Р. Вагнер. «Полет Валькирии».

3.Во время второго эпизода спасения корабля, терпящего крушение.

М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе».

И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».

4.Во время создания портрета капитана-победителя стихии.

В.Высоцкий. «Песня о друге» (инструментальное исполнение).

5.Во время описания портрета капитана спасенного корабля.

Ж. Брель «Nemequittepas » ( инструментальное исполнение).

6.Во время  создания диалога между двумя образами  капитанов.

М. Табачников. «Давай закурим» ( инструментальное исполнение).

                                     

 

 

                                          Список литературы

 

1.Абрамов Д.И., Козлов В.В. Арт-терапия как методика работы с психодуховным кризисом. Электронная версия // http://psysis.ru/?ART-ABOTY_S_PSIHODUHOVNYM_KRIZISOM

2.  Гроф С.,  Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса// Духовный кризис. Под  ред. С. Грофа, К. Гроф. - М.: "Класс"; Изд-во Трансперсонального института, 2000.

3.Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. Электронная версия // http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/16_1/

4.Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарротивная психотерапия. Электронная версия // http://flogiston.ru/articles/therapy/what_is_narrative

5. Копытин А.И. - Автореферат. Системная арт-терапия [2010, DOC, RUS] Электронная версия // http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3810447

6. Мальчиоди К.. Арт-терапия и мозг.// Арт-терапия: новые горизонты Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006.

7. Стоун Б. Телесный образ «я» и посттравматическое стрессовое расстройство: обретение силы посредством диалога с визуальными

образами // Арт-терапия: новые горизонты. Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006.

8.Сборник текстов для медитаций и релаксаций. Электронная

версия // http://nashaucheba.ru/v27746/

 

 

 

                                      Приложение.             

                  Текст медитации «Судно, на котором и плыву»

      Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами, во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и "Наутилуса" капитана Немо...

 Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

      Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите – здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?

 Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свои путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Нейротрансформинг (НТФ) в социальной адаптации клиента с ограниченными возможностями
  • Количество людей с ограниченными возможностями постоянно растет
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Как стать капитаном своей жизни во время шторма
  • Особенности людей с ограниченными возможностями (в здоровье)
  • Иппотерапия как альтернативный метод реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями
  • Расставание. Изменение состояния с помощью арт-терапии
  • Центр реабилитации детей-инвалидов
  • Онлайн формат как образовательная среда для взрослых людей с ограниченными возможностями
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • «Уникальный опыт». Программы для ребят с ограниченными возможностями.
  • Групповая терапия: вмешательство ведущего с целью создания и сохранения терапевтической среды
  • Как общаться с инвалидами - людьми с ограниченными физическими возможностями
  • Условия формирования психологического здоровья личности
  • «Умная гимнастика» как эффективный способ социально-психологической реабилитации инвалидов.
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Пример терапевтической сессии "Я хочу выйти из депрессии и достичь своих целей."
  • Отношение к себе и окружающим, как фактор здоровья или болезни
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Как познакомиться пожилым и людям с ограниченными возможностями?
  • Влияние психологического состояния и теплых отношений на продолжительность жизни. Психолог или таблетка?
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Техники работы с негативными образами.
  • Психологическое эссе: 8.Два разных корабля и два пути в океане жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь