СТАТУС

 

   Статус  в  социальной психологии  означает общее положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус.  Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид  в группах, различаются  по уровню  развития группового, содержанию деятельности и общения и нередко становятся причинами фрустрации, конфликта. Важные характеристики  статуса  - престиж и авторитет как своеобразная мера признания.

  Если говорить о СТАТУСЕ,  то  психологической точки зрения его можно прировнять к оболочке, к «коже», которая с точки зрения  Ж-Д Назье  выполняет  защитные функции:

1. Вмещает и удерживает внутри все, что там собранно хорошего и полноценного; 

2. Обозначает границы с внешним миром и удерживает внутренние;

3. Это первичное средство коммуникации  на поверхности которой  эти отношения оставляют свои следы.

    Целостность телесного Я способствует успешному формированию психического Я.  Именно  «Кожа-Я формирует  нарциссическую оболочку-конверт, для сохранения базового благополучия и устойчивости  хорошего самочувствия» с точки зрения  Ж-ДНазье  [2.

  Любой человек, придя в коллектив, хочет зарекомендовать себя  определенным образом,  иными словами приобрести СТАТУС, как правило, хорошего специалиста, руководителя к которому относятся  доброжелательно и с уважением.

   В зависимости от занимаемой должности  человек выполняет те  или иные  функциональные обязанности.

   Должностные функциональные обязанности – это определенная рамка, которая устанавливает границы рабочих взаимоотношений; создает  правила взаимодействия, обеспечивает сущность реальности, что можно делать, а что нельзя; обеспечивает безопасность работников; вносит определенный вклад в коммуникативное развитие, а также  вызывает определенную тревогу  и страхи  у работников вследствие установления границ.

   Таким образом, можно сказать, что должность есть  некие внешние границы, выполняющие защитную функцию, а СТАТУС  можно прировнять к внутренним психологическим  границам, которые обеспечивают защиту чувства внутреннего достоинства, помогают сохранить независимость и отдельность от другого человека, его автономию, а также признание и авторитет. 

ГРАНИЦЫ

  Граница в общем понимании  это условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки и так далее,  являющаяся пределом какой-либо, территории, черта раздела (толковый словарь Ефремовой`).

   Если  внешние  границы показывают, где начинается и где заканчивается своя и чужая территория, будь то  дом или рабочее место,   то психологические границы увидеть невозможно, они определяют внутренне осознание того, кто    есть «Я», кто есть «ДРУГИЕ». В психологическом смысле границы – это понимание собственного «Я» как отдельной личности  от других. Понимание своей отдельности формирует основу нашей личности, а границы определяют личное пространство;  ограничивают наши желания и возможности,  предостерегают об опасности, оберегают наши чувства. 

ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

  Личные границы – это не только наличие кожного покрова (физические границы), это ощущение чувства безопасности и удовлетворенности, чувство независимости, осознание своего места  в данном обществе кто «ТЫ» есть, своего СТАТУСА как состоявшейся личности.

  Личное пространство – это своего рода  «ЗОНА КОМФОРТА», в которой человек ощущает себя  в безопасности, спокойно и уверенно.  Эта «ЗОНА КОМФОРТА» формируется из конкретных потребностей  и интересов человека с одной стороны, а с другой – требованиями общества.  Сохраняя баланс  между удовлетворением  своих интересов  и требованиями общества  человек способен  реализовать свои интересы в различных сферах деятельности: профессиональной, житейской. Нарушение этого баланса  приводит к нарушению границ своих и других. Но некоторые  люди для сохранения своего внутреннего баланса склоны переступать через интересы другого человека и общества, а другие наоборот уступают этому обществу  и пренебрегают своими интересами.  И тем и другим приходится  тратить много сил, чтобы сохранить внутренний баланс. 

  В норме границы должны быть достаточно гибкими. Умение балансировать  обеспечивает психологическое равновесие человека в разнообразных условиях и указывает на способность данного человека  осознавать ценность  не только собственной личности, но  и других людей, уважительно относится к  чувствам, интересам и желаниям. 

НЕТ – СПОСОБ ОБОЗНАЧИТЬ ГРАНИЦЫ «Я»

   С точки зрения психоанализа важный этап в развитии начинается тогда, когда ребенок покачиванием головой, а в дальнейшем и словом «НЕТ»  указывает на своем отказе. «НЕТ» - это  слово   также обозначает запрет на какую – либо деятельность со стороны  другого человека.  «НЕТ» охраняет наши  границы как внутренние, так и внешние. Произнося «НЕТ» человек дает понять другому, что он существует как отдельная личность со своими желаниями, интересами, потребностями. При формировании здоровых границ человек в обществе чувствует себя комфортно. Он способен легко устанавливать контакты, общаться  и разрывать отношения с другими людьми, ставить перед собой цели и достигать их, брать на себя ответственность за свои действия и контролировать свои поступки. 

   Если человек достаточно  развит и интегрирован, то он с уважением отнесется к отказу со стороны другого человека.  Но человеку с нарушенными границами  будет тяжело принять отказ в виде «НЕТ», для него это может означать все что угодно, вплоть до потери любви и ощущения унижения и  брошенности. Зависимый от внимания и поддержки  других людей  человек будет  стараться  нарушать  границы  других людей своей угодливостью, покладистостью, исполнительностью, пренебрегая своими интересами. Часто бывает так, что из-за неумения сказать «НЕТ»  человек становится заложником своего бессилия и в ответственный момент      говорит  «Я ВСЕ СДЕЛАЮ». Нежелание столкнуться с реальностью, страх признать свою  слабость в такие моменты приводят к  утрате способности к пониманию ситуации, потери способности  к критическому мышлению и  часто включает  в себя неспособность осознавать  разрушительный характер  своего поведения. Например: о последствиях, которые  могут быть, такой человек  говорит: «Я ДАЖЕ ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЛ».  

  Есть другая категория людей, которая  в своем поведении стремиться   нарушать границы, нападая на других при помощи словесных  угроз,  издевательств, унижений, оскорблений, принижая, таким образом, человеческое достоинство и ограничивая права человека. Если  опираться на  определение  М. Глассера, то он  определяет  насилие как «намеренное причинение  повреждения другому человеку», где  он подчеркивает нарушение границ  тела и относит насилие к сознательным действиям» [4],  то можно говорить, что из-за завышенной, но неустойчивой самооценки такой человек для сохранения внутреннего баланса склонен  принижать других, чтобы чувствовать свою силу, свою власть.

  Исходя из выше изложенного,  следует  подчеркнуть значимость темы границ, которую я  рассмотрела с позиции СТАТУСА – внутренних границ  и ДОЛЖНОСТИ – внешних границ, нарушение которых приводит к нарушению внутреннего душевного равновесия.

Литература:

1. Габбарт Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения/пер. с англ. К. Немировского.- М.: независимая фирма «Класс», 2014.-272с.- (Библиотека психологии и психотерапии).

2. Назьо Ж-Д.  "Понятие Кожи-Я", опубликованной в "Московском психотерапевтическом журнале", № 3, 2002 (перевод с франц. С.Лапиной).

3.  П. Р. Шпиц Психоанализ раннего детского возраста. Центрально-Европейский Университет «Translation Project».Университетская книга. Москва 2001.

4.  Perelberg R.J. A Core Phantasy In Violence. Psychoanalytic Understanding of Violence and Suicide/Published in association with the institute of psycho-analysis, London 2010//перевод Е.А. Журинова.



Просмотров: 329
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Личные границы и личное пространство человека
  • Полюби себя. Личные границы человека. Часть - 2
  • Полюби себя. Личные границы человека. Часть - 1
  • Психологические границы. Часть 2. Как и где формируются наши границы.
  • Психологические границы. Часть 1. Что такое личные границы?
  • «День Независимости» (личные границы человека)
  • Сказка про то, как Человек границы создавал
  • Психологические границы. Часть 5. Как правильно устанавливать и соблюдать границы.
  • Границы-2. Необходимые составляющие для установления границ.
  • Границы личности – то, что позволяет сказать «Я – есть!».
  • Границы-1. Ценность собственных границ.
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Личные границы человека
  • Личные границы человека
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.
  • Как не нарушать границы своего ребенка?
  • Отстаивать свои и не нарушать чужие. Про личные границы
  • Волшебные границы границ
  • Я и не я. Физические границы человека.
  • Психологические границы Я в мире других Я
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • Рычать или кусаться? Как защитить свои личные границы и не нарушать чужие?
  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Как научиться говорить "Нет" и выстроить свои личные границы!
  • Как мы убиваем наши отношения или как найти свои границы?
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Отношения – это поиск баланса между своими интересами и потребностями других.
  • Как обозначать свои психологические границы и не нарушать чужие
  • Воспитание и насилие. Есть ли общее и где границы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь