|
СТАТУСАвтор статьи: Соколова Наталья Николаевна
Статус в социальной психологии означает общее положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различаются по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения и нередко становятся причинами фрустрации, конфликта. Важные характеристики статуса - престиж и авторитет как своеобразная мера признания. Если говорить о СТАТУСЕ, то психологической точки зрения его можно прировнять к оболочке, к «коже», которая с точки зрения Ж-Д Назье выполняет защитные функции: 1. Вмещает и удерживает внутри все, что там собранно хорошего и полноценного; 2. Обозначает границы с внешним миром и удерживает внутренние; 3. Это первичное средство коммуникации на поверхности которой эти отношения оставляют свои следы. Целостность телесного Я способствует успешному формированию психического Я. Именно «Кожа-Я формирует нарциссическую оболочку-конверт, для сохранения базового благополучия и устойчивости хорошего самочувствия» с точки зрения Ж-ДНазье [2. Любой человек, придя в коллектив, хочет зарекомендовать себя определенным образом, иными словами приобрести СТАТУС, как правило, хорошего специалиста, руководителя к которому относятся доброжелательно и с уважением. В зависимости от занимаемой должности человек выполняет те или иные функциональные обязанности. Должностные функциональные обязанности – это определенная рамка, которая устанавливает границы рабочих взаимоотношений; создает правила взаимодействия, обеспечивает сущность реальности, что можно делать, а что нельзя; обеспечивает безопасность работников; вносит определенный вклад в коммуникативное развитие, а также вызывает определенную тревогу и страхи у работников вследствие установления границ. Таким образом, можно сказать, что должность есть некие внешние границы, выполняющие защитную функцию, а СТАТУС можно прировнять к внутренним психологическим границам, которые обеспечивают защиту чувства внутреннего достоинства, помогают сохранить независимость и отдельность от другого человека, его автономию, а также признание и авторитет. ГРАНИЦЫ Граница в общем понимании это условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки и так далее, являющаяся пределом какой-либо, территории, черта раздела (толковый словарь Ефремовой`). Если внешние границы показывают, где начинается и где заканчивается своя и чужая территория, будь то дом или рабочее место, то психологические границы увидеть невозможно, они определяют внутренне осознание того, кто есть «Я», кто есть «ДРУГИЕ». В психологическом смысле границы – это понимание собственного «Я» как отдельной личности от других. Понимание своей отдельности формирует основу нашей личности, а границы определяют личное пространство; ограничивают наши желания и возможности, предостерегают об опасности, оберегают наши чувства. ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Личные границы – это не только наличие кожного покрова (физические границы), это ощущение чувства безопасности и удовлетворенности, чувство независимости, осознание своего места в данном обществе кто «ТЫ» есть, своего СТАТУСА как состоявшейся личности. Личное пространство – это своего рода «ЗОНА КОМФОРТА», в которой человек ощущает себя в безопасности, спокойно и уверенно. Эта «ЗОНА КОМФОРТА» формируется из конкретных потребностей и интересов человека с одной стороны, а с другой – требованиями общества. Сохраняя баланс между удовлетворением своих интересов и требованиями общества человек способен реализовать свои интересы в различных сферах деятельности: профессиональной, житейской. Нарушение этого баланса приводит к нарушению границ своих и других. Но некоторые люди для сохранения своего внутреннего баланса склоны переступать через интересы другого человека и общества, а другие наоборот уступают этому обществу и пренебрегают своими интересами. И тем и другим приходится тратить много сил, чтобы сохранить внутренний баланс. В норме границы должны быть достаточно гибкими. Умение балансировать обеспечивает психологическое равновесие человека в разнообразных условиях и указывает на способность данного человека осознавать ценность не только собственной личности, но и других людей, уважительно относится к чувствам, интересам и желаниям. НЕТ – СПОСОБ ОБОЗНАЧИТЬ ГРАНИЦЫ «Я» С точки зрения психоанализа важный этап в развитии начинается тогда, когда ребенок покачиванием головой, а в дальнейшем и словом «НЕТ» указывает на своем отказе. «НЕТ» - это слово также обозначает запрет на какую – либо деятельность со стороны другого человека. «НЕТ» охраняет наши границы как внутренние, так и внешние. Произнося «НЕТ» человек дает понять другому, что он существует как отдельная личность со своими желаниями, интересами, потребностями. При формировании здоровых границ человек в обществе чувствует себя комфортно. Он способен легко устанавливать контакты, общаться и разрывать отношения с другими людьми, ставить перед собой цели и достигать их, брать на себя ответственность за свои действия и контролировать свои поступки. Если человек достаточно развит и интегрирован, то он с уважением отнесется к отказу со стороны другого человека. Но человеку с нарушенными границами будет тяжело принять отказ в виде «НЕТ», для него это может означать все что угодно, вплоть до потери любви и ощущения унижения и брошенности. Зависимый от внимания и поддержки других людей человек будет стараться нарушать границы других людей своей угодливостью, покладистостью, исполнительностью, пренебрегая своими интересами. Часто бывает так, что из-за неумения сказать «НЕТ» человек становится заложником своего бессилия и в ответственный момент говорит «Я ВСЕ СДЕЛАЮ». Нежелание столкнуться с реальностью, страх признать свою слабость в такие моменты приводят к утрате способности к пониманию ситуации, потери способности к критическому мышлению и часто включает в себя неспособность осознавать разрушительный характер своего поведения. Например: о последствиях, которые могут быть, такой человек говорит: «Я ДАЖЕ ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЛ». Есть другая категория людей, которая в своем поведении стремиться нарушать границы, нападая на других при помощи словесных угроз, издевательств, унижений, оскорблений, принижая, таким образом, человеческое достоинство и ограничивая права человека. Если опираться на определение М. Глассера, то он определяет насилие как «намеренное причинение повреждения другому человеку», где он подчеркивает нарушение границ тела и относит насилие к сознательным действиям» [4], то можно говорить, что из-за завышенной, но неустойчивой самооценки такой человек для сохранения внутреннего баланса склонен принижать других, чтобы чувствовать свою силу, свою власть. Исходя из выше изложенного, следует подчеркнуть значимость темы границ, которую я рассмотрела с позиции СТАТУСА – внутренних границ и ДОЛЖНОСТИ – внешних границ, нарушение которых приводит к нарушению внутреннего душевного равновесия. Литература: 1. Габбарт Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения/пер. с англ. К. Немировского.- М.: независимая фирма «Класс», 2014.-272с.- (Библиотека психологии и психотерапии). 2. Назьо Ж-Д. "Понятие Кожи-Я", опубликованной в "Московском психотерапевтическом журнале", № 3, 2002 (перевод с франц. С.Лапиной). 3. П. Р. Шпиц Психоанализ раннего детского возраста. Центрально-Европейский Университет «Translation Project».Университетская книга. Москва 2001. 4. Perelberg R.J. A Core Phantasy In Violence. Psychoanalytic Understanding of Violence and Suicide/Published in association with the institute of psycho-analysis, London 2010//перевод Е.А. Журинова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|