Графические карты в работе психолога. Как и почему работает.

 Графические карты – это авторская методика питерских психологов О.Никитиной и В.Пешковской. Я регулярно использую их в своей практике и с каждым разом открываю в них все новые и новые возможности для работы с клиентами. Спешу поделиться моим видением и обоснованием их эффективности.

Графические карты в работе психолога Как и почему работает  

Графические карты – отличный инструмент исследования внутреннего мира человека, его установок, опыта, потребностей… Когда я первый раз услышала название, я представила что-то вроде контурных карт неизвестных земель. Это было недалеко от истины. Сами по себе изображения, сплетения линий, насыщенность цвета, композиция рисунка не имеют никакого смысла, они просто есть. Карта местности обретает трехмерное содержание, наполняется реальностью, когда на нее смотрит ищущий путь человек. Колода графических карт предлагает нам различные возможности для выбора нужного маршрута на пути к осознанию,  проживанию опыта. И что самое главное создают для этого безопасное пространство.

 Виртуальный подход. Джон Энрайт в книге «Гештальт, ведущий к просветлению» называл подобный процесс создания безопасного пространства виртуальным подходом:

«Сущность виртуального подхода в том, чтобы отойти от ограничивающих сторон повседневного практического эго, которое слишком буквально, слишком реалистично и подвержено проблеме правильно-неправильно. Все эти качества прекрасны для определенных целей, но мешают широте и свежести взгляда. Сигналом того, что вам удалось совершить этот прыжок в виртуальное или возможное, может стать внезапная свежесть и новизна мышления и восприятия, а также, парадоксальным образом, – ощущение уверенности и определенности. В действительности это чувство уверенности не парадоксально: если ошибаться нехорошо, а оно так и есть в повседневном мире, то нужно быть осторожным и проверяющим. Если можно ошибаться, если это "окей", точнее, если правильно и ошибочно не оцениваются, тогда я могу позволить себе безопасно ощущать уверенность» [8, c. 95]

Таким образом, карты позволяют создать пространство, безопасное от оценки, и в этом плане имеют ряд преимуществ перед другими направлениями арт-терапевтической работы, которые подразумевают создание объекта (рисунок, скульптура, сказка…). Заглушить голос внутреннего «оценщика» и начать творить бывает очень сложно.

«… почему же Взрослые не любят рисовать?

Потому что не хотят чувствовать себя идиотами. С неправильно пришитыми руками.

Потому что всю школу и большую часть детства, только если ребенок не врожденный БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ - у него методично отбивают охоту брать в руки карандаш и кисти. И он не берет... Из-за страха быть оцененным». [7]

Процесс разрешения свободного выражения себя имеет колоссальную важность и может быть отдельным запросом, требующим специальной проработки. И времени. Тогда как графические карты уже созданы и теперь готовы принять в себя чужие проекции и смыслы для проживания и осознания актуальных состояний. Тем более что процесс выбора «своей» карты не меньше способствует процессу интеграции: человек прислушивается к себе, своим чувствам, фиксируется на себе «здесь и сейчас». Ищет свою «фигуру».

Как работает? В своей книге «Метафорические карты. Руководство для психолога»  Г.Кац и Е.Мухаматулина так описывают систему работы с образами:

«Работа с использованием метафорических карт подобна прогулке по галерее вдоль множества дверей, открывающихся во внутренний мир человека. Карточка – это дверь, за которой живет событие, впечатление, человеческая история. Двери могут быть закрыты и даже заперты на большой и уже заржавевший замок, но, подобно ключу, карта поможет открыть их. И тогда вытащенное на свет содержимое комнат обретает смысл и наполняется актуальным содержанием. Выбирая ту, или иную карточку, рассматривая ее и представляя нам, человек на самом деле рассказывает о себе, и из этого рассказа и нам, и ему становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит. Мы можем увидеть, как он воспринимает себя – как жертву или как героя, как наблюдающего зрителя или как основное действующее лицо, мы можем представить, какие препятствия встречаются на его пути и как он их преодолевает». [3, c.12]

К тому же не будем отрицать особенной зрелищности метода «Графические карты», при успешной интеграции в процессе работы каких-либо ранее отвергаемых элементов личности. Когда карта, «случайно» притянувшая взгляд, «говорит» о таких важных, болезненно знакомых вещах, и даже «показывает» решения, это выглядит настолько потрясающим, как волшебство, чудо. Работа вслепую (карта вытаскивается произвольно из закрытой колоды) только обостряет это чувство и просто изображение наполняется настолько важным для человека смыслом, что карту часто не хочется отпускать, оставлять. Удивительная особенность человеческой психики – привязываться к объекту, вмещающему собственные проекции! И столько энергии и радости в этом «волшебстве», как будто открываешь ящик, который боялся открывать («вдруг все выпадет!?» или «ой там столько мусора…», «такого ящика нет» и т.д.), а там столько сокровищ! Важность безопасного пространства виртуальности карты трудно недооценить.

 Для меня по-прежнему остается актуальным вопрос: Стоит работать с картами в открытую или в закрытую? Основным преимуществом открытой работы я вижу в возможности клиенту выбрать наиболее соответствующую актуальному состоянию карту и при этом бережно обойтись с сопротивлением. В такой ситуации клиент в большей степени контролирует ситуацию. Работа с выбором карты в закрытую, в свою очередь, как раз выгодна тем, что в какой-то степени сталкивает с хаосом, что само по себе может быть дополнительным источником энергии для работы и может послужить катализатором процесса.

Светлана Ященко (г. Ростов-на-Дону) в своих семинарах по работе с метафорическими ассоциативными картами предлагает следующее решение: использовать случайный выбор для развития креативности и с клиентами, имеющими большой опыт психотерапевтической работы, психологами, регулярными участниками групп самопознания. Я так понимаю, это может быть связано с тем, что лучше отлажены механизмы саморегуляции, больше ресурсов для встречи с неизвестным в себе или изощрённее механизмы сопротивления)).

Работа с полярностями. Основное отличие метафорических ассоциативных карт и графических карт заключается в монохромности последних. Графические карты идеально подходят для работы с полярностями.

«…каждый индивидуум сам по себе – это бесконечное сочетание полярностей. Какое бы свойство ни обнаружил в себе человек, к нему всегда прилагается антипод, или полярное качество. Оно "дремлет" в фоне, определяя интенсивность настоящих переживаний, но может образовать фигуру, если соберет достаточно сил. Если эту силу поддержать, становится возможной интеграция полярностей, застывших в позиции взаимного отторжения. Самая знаменитая перлзовская связка полярностей – "победитель-побежденный". Полярности не имеют пределов: образ жизни моего брата и мой; моя доброта и моя жестокость; моя чувствительность и мой цинизм; моя разговорчивость и моя немота; и т.д. Полярности у каждого человека свои.

Чтобы разобраться в них, нужно помочь каждой части проявить во всей полноте свои потребности и желаниям и одновременно установить контакт с противоположной частью и впервые ощутить свою ценность в новом союзе сил. Это уменьшает вероятность того, что одна часть "увязнет в трясине" собственного бессилия. Какая часть при этом окажется "собакой сверху", а какая "собакой внизу", менее важно, чем то, что в этом союзе найдут применение силы и особенности каждой из частей». [6]

По сути, во всех трех экспериментальных сессиях, описанных ниже работа велась с интеграцией полярных частей: Желающая перемен и Боящаяся их; Стремящаяся к близостисемье и Избегающая этого; Сильная и Уязвимая. Хотя, может быть, вся психотерапевтическая работа включает в себя процесс интеграции полярностей?

Фигура – фон. Недиференцированная ранее потребность, чувство находят свое место в «виртуальном» пространстве графической карты, которое однозначно шире, чем само изображение на ней, т.к. включает в себя не просто статичные рисунки, а часто целую историю. Изображение выступает в роли «кадра» бытия, маленького фрагмента пространства и времени. Когда в карту приходи смысл, история может бесконечно разворачиваться.

«Образ - это достаточно большая структура, включающая, во-первых, фигуру, во-вторых, собственно фон, в-третьих, отношение между фигурой и фоном (возможна конкуренция с какими-то другими фигурами). Получается, что образ - это нечто достаточно большое. В образе, который создает человек, присутствует и время. Например, человек рисующий цапель на болоте, предполагает, что они после этого идут или летят, или еще что-то делают. Это является частью образа. И поэтому про соотношение рисунка и образа можно сказать, что рисунок - это некоторая вырезка из образа. Рисунок всегда уже, чем образ.» [7]

Поэтому особенно важна история. Контекст. Не только сама фигура, но и фон. Создание безопасного пространства для исследования контекста позволяет развивать мобильность переходов «фигура-фон», что является важным элементом полноты переживания жизни и скрывает в себе огромные ресурсы энергии, всплеск которой мы можем наблюдать, чувствовать как «волшебство», возникшее в процессе успешной интеграции.

«Смена фигуры и фона – это основа изменений в жизни. (…) Ясность и полнота жизни зависят от размеров фона, который способен порождать фигуру. Только в полноценной фигуре могут существовать вместе свобода и витальность. Непереносимый восторг трансформируется в тревогу. Когда фон имеет "потайные карманы", он не может быть основой для активизации впечатлений, способных вызывать восторг. Люди, у которых фигуры появляются вынуждено или не имеют фоновой поддержки, теряют глубину переживаний, которая есть у тех, у кого развитие фигур из богатого фона протекает естественно и легко». [6]

ФрицПерлз в «Гештальт-подходе» обозначил, что основная цель психотерапии заключается в развитии качества контакта личности с собой и со средой. [5, c. 29] Графические карты являются отличным инструментом приближения к, столь желанному, «естественному Я», в котором границы между собой и средой понятны, потребности ясны и принимаемы, а фон бесконечно расширяется и насыщается.

Теория поля К. Левина. В начале XX века под влиянием точных наук и гештальт психологии сложилась теория поля К. Левина. Согласно этой теории поведение человека обусловлено совокупностью условий существующего в данный момент поля.

Малколм Парлетт в своей статье «Раздумья о теории поля» выделил пять основных принципов теории поля [4], которые мы можем эффективно использовать, выстраивая свою работу с Графическими картами

1.      Принцип организации.

При работе с ГК ни один образ, символ и изображение не могут иметь какое-либо стационарное значение, единственно закрепленный смысл. Каждый образ обретает смысл, актуальный непосредственно в данный момент, здесь и сейчас. И даже если работа с конкретной картой велась ранее, выбранные объекты могут наделяться уже совершенно иными смыслами, т.к. целостная ситуация может уже поменяться и работа будет вестись уже из «новой точки», организовываться в новое виртуальное пространство.

2.      Принцип единовременности.

При использовании ГК в работе с клиентом учитывается все время в целом (воспоминания о прошлом; чувства, мысли, ощущения здесь и сейчас; ожидания от будущего), но в контексте «настоящего», актуального сейчас поля. Т.е. важным и значимым для терапевтического процесса, с точки зрения теории поля, является не то, что чувствовал человек процессе конфликта, например, а его отношение и чувства к конфликту сейчас в настоящем поле.

3.      Принцип сингулярности (единственности).

Поле любого человека уникально в сравнении со всеми другими системами, другими полями. В соответствии с этим принципом мы можем утверждать, что не существует и не может существовать в мире двух одинаковых экспериментов с ГК. Поле включает в себя бесконечное множество элементов, по-разному заряженных и по-разному влияющих на ситуацию. Поэтому, даже если кажется, что клиентская ситуация похожа и выбрана одна и та же карта – виртуальное  пространство выстроится в соответствии с настоящим полем клиента, всегда неповторимым. В соответствии с этим, выстраивание терапевтом каких-то жестких схем и ожиданий от клиента при работе с ГК (и вообще) с указанием маршрута из точки А в точку Б абсолютно бессмысленно и неэффективно.

 4.      Принцип изменяющегося процесса.

Поле любого человека уникально, не только в соотношении с полями других людей, но и в сравнении с самим собой во времени. Поле не статично, опыт не статичен. Все течет и меняется: появляются новые элементы, какие-то элементы выпадают из поля, происходят изменения в валентности… «Нельзя зайти в одну и ту же реку дважды». При работе с ГК важно учитывать этот принцип и работать с клиентом исходя из его настоящего поля, которое может уже существенно отличаться от поля на прошлой сессии.

5.      Принцип возможной значимости.

Все что находится в поле, имеет потенциальную значимость и ни один из элементов нельзя отметать при исследовании, как не имеющий отношения «к делу», особенно если он возник  в процессе. Так, например, при работе с клиентом во время эксперимента с ГК, клиент регулярно произносит фразу: «У меня плохо с фантазией», можно согласиться с этим и принять как факт (у людей этого возраста/образования/профессии/цвета кожи/ и т.д.  действительно плохо с фантазией) или поисследовать это явление вместе с клиентом (Что сейчас произошло? Что побудило тебя так сказать? И др.), что может существенно повлиять на терапевтический процесс.

В рамках теории поля К. Левина имеет смысл остановиться отдельно на эффекте Зейгарник. В 1925 г.Ученица К. Левина Б.В. Зейгарник, провела серию экспериментов, которые показали, что незавершенное действие запоминается значительно лучше завершенного.  [2]

Эффект Зейгарник важен в понимании работы с ГК в нескольких аспектах:

  • В виртуальном пространстве ГК актуализируются некогда прерванные действия;
  • Актуален характер прерывания – что послужило причиной незавершенности действия?
  • В виртуальном пространстве ГК могут проявиться новые потребности, наделенные большой энергией для позитивных изменений.

Заключение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность методики «Графические карты» обусловлена:

  • Созданием максимально безопасного от оценки виртуального пространства для работы;
  • Монохромностью,  стимулирующей к работе с полярностями;
  • Возможностью исследовать настоящее психологическое поле клиента;
  • Бесконечным множеством вариантов использования карт в зависимости от запроса клиента.

Список литературы:

  • Бейсер А. Парадоксальная теория изменения. http://www.gestalt.ru/articles/?id=69730
  • Зейгарник Б.В.  Запоминание законченных и незаконченных действий  http://www.koob.ru/zeigarnik/remembering_actions
  • Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. М.: Генезис, 2013. с.160
  • Парлетт М. Раздумья о теории поля. http://www.gestaltlife.ru/publications/7/view/36
  • Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство института психотерапии, 2003 г. с.224
  • Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. http://www.koob.ru/polsters/polster_integrirovannaja_geshtalt_terapia
  • Хломов Д.  и др. авторы. Гештальт – 2012. Арт-терапия в гештальте.  http://www.koob.ru/hlomov/geshtalt_2012_art_terapiya_v_geshtalte
  • Энрайт  Д. Гештальт, ведущий к просветлению. Спб.: Центр гуманистических технологий «Человек». 1994. с. 144
  • Ярошевский М.Г.  История психологии от античности до середины XX века. – Учебное пособие. 2е издание –  М.: Академия, 1997. с. 416

Консультации в skype - ka-mak.

Запись на консультацию: 8-927-561-8008 или [email protected]



Просмотров: 692
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Применение авторской методики «Графические карты» в гештальт-подходе
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • О теории поля и гештальт-терапии.
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Методика «Графические карты»,
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • Карты "Жадные страсти" для работы с денежными сценариями
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Жертва, преследователь, спасатель или может, пришло время открыть карты?
  • Техника МАК- карты "Мужская фигура в жизни женщины"
  • Метафорические карты. Упражнение "Препятствия и возможности"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Метафорические карты. Упражнение "Машина времени"
  • МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь