|
Уверенность в себе как фактор профилактики стрессов медицинских работниковАвтор статьи: Уланова Юлия Львовна
В условиях быстрого темпа жизни и мобильности современных организаций, к работникам сферы обслуживания начинают предъявляться новые требования оказания безупречного и качественного сервиса. Кроме того, специфика профессиональной деятельности медицинских работников, как представителей социономических профессий, предполагает сильную подверженность воздействию профессиональных стрессов, поскольку она связана с межличностным общением и взаимодействием, которое в негативных случаях вызывает психологический дискомфорт. Поэтому на данном этапе развития общества сотрудники становятся все более подверженными кризисным ситуациям и стрессу, а значит, представляется стратегически важным исследование эффективных путей их преодоления и профилактики. Стрессорное действие определяет Г. Селье как неспецифическое требование приспособления к новой ситуации. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». [8, 5] Любые воздействия вызывают необходимость приспособится к ним и тем самым восстановить нормальное состояние. В работах Р. Лазаруса и Р. Ланьера стресс определяется как реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Психологический стресс понимается не только как реакция, но как «процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию». [3, 89] Выраженность стресса зависит от ожиданий субъекта, его мотивации, установок, прошлого опыта и т.д. «Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс». [11, 26] Щербатых выделяет следующие факторы, влияющие на развитие стресса: 1) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт (генетическая предрасположенность; характер протекания беременности у матери; тип высшей нервной деятельности; ранний детский опыт). 2) Родительские сценарии. 3) Личностные особенности (характер человека и черты личности; уровень самооценки и направленность человека, его установки и ценности). 4) Факторы социальной среды (социальные условия и условия труда; ближнее социальное окружение). 5) Когнитивные факторы (уровень сензитивности; умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды; прошлый опыт и прогноз будущего). [11, 78] Так же были выделены ресурсы стрессоустойчивости (способности противодействовать воздействию стрессоров, либо активно преобразовывая ситуацию, в которой они проявляются, либо, приспосабливаясь к ней), под которыми понимаются индивидуальные свойства и способности, обусловливающие психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях. Описаны личностные, информационные и поведенческие ресурсы. К личностным ресурсампреодоления стресса относятся: - активная мотивация преодоления стресса, то есть отношение к нему как к возможности личностного роста и приобретения опыта; - позитивная «Я-копцепции», самоуважение, адекватная самооценка, осознание собственной значимости; - активная жизненная установка, то есть активное отношение к жизни; - позитивное и рациональное мышление; - эмоционально-волевые качества и навыки саморегуляции; К информационным и инструментальным ресурсам относят способность: - контролировать ситуацию (адекватная оценка ситуации); - использовать методы или способы достижения желаемых целей; - преобразовывать ситуацию или изменять себя; - структурировать и осмысливать ситуацию. К поведенческим ресурсам относятся стратегии преодолевающего поведения (копинг-стратегии). [4, 54] В теории Р. Лазаруса и С. Фолкман, совладание рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида. Копинг определяется как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». [3, 40] Р. Лазарус рассматривает совладание как процесс, зависящий как от специфичности стрессовой ситуации, так и от личностных характеристик определяющих восприятиетребований ситуации как стрессогенных. Представляя модель копинг-процесса Р. Лазарус описывает взаимодействие между личностью и средой, регулирующемся двумя конструктами – когнитивной оценкой и копинговой реакцией. Когнитивная оценка разделяется на две последовательные составляющие: первичная и вторичная оценки. Первичная когнитивная оценка позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему принесет данная ситуация – угрозу или благополучие. Таким образом, человек отвечает на вопрос: «что это значит для меня лично?». Оценивается насколько сильный вред может принести человеку данный стрессор. Оценка стрессора вызывает в человеке соответствующие эмоции (злость, страх, подавленность, надежда) различной интенсивности. Вторичная когнитивная оценка позволяет оценить собственные ресурсы и возможности решить задачу. Здесь вопрос состоит в следующем: «Что я могу сделать в данной ситуации?». Вторичная оценка дополняет первичную и определяет методы, которые человек может использовать для влияния на ситуацию кажущуюся угрожающей, и ресурсы преодоления, имеющиеся у личности. Методы и ресурсы преодоления подбираются исходя из целей, ценностей и нравственных установок личности. Таким образом, первичная и вторичная когнитивные оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реакции. Учитывая индивидуальный опыт субъекта, когнитивная оценка может усилить или ослабить значимость ситуации. Таким образом, одни и те же события у разных людей или в разное время жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки. После когнитивной оценки ситуации следует выполнение разработанных действий по разрешению стрессовой ситуации, то есть копинговая реакция. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания. Таким образом, субъект оценивает сначала ситуацию на степень стрессовости, то есть определяет ее значимость для себя, а затем собственные ресурсы совладания с этой ситуацией, то есть свою компетентность в представленной ситуации или уверенность в разрешении ее. Здесь мы можем говорить об уверенности в себе как о понимании субъектом своей способности справится с ситуацией, несмотря на ее сложность или значимость. В деятельности медицинских работников стресс вызван рядом специфических особенностей профессии: 1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов; 2) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций (страдания, боли, отчаяния, раздражения и т.д.), которыми заражается медицинский персонал; 3) неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами; 4) низкий уровень заработной платы не соответствующий степени социальной ответственности. [11, 124] Стресс сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности медицинских работников, требующей от врачей достаточно интенсивного эмоционально напряженного общения с пациентами. В. А. Винокур отмечает, что длительное воздействие стресса у медицинских работников приводит к тенденции негативного, нередко даже скрыто-агрессивного отношения к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления. Важное значение в возникновении профессионального стресса имеет рассогласование между требованиями ситуации и субъективной оценкой личностных ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований. Развитию стресса способствуют определенные личностные особенности медицинских работников: высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль (стремление подавить отрицательные эмоции), рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников подавлять свои негативные эмоции, связанные со сложной коммуникацией с пациентами, с одной стороны является защитой внутреннего мира от негативных эмоций, а с другой – может стать препятствием на пути преодоления стресса. «Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами». (Гренгер, 1994 г.) «Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу: им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем» (М. Кинг, 1992). Благодаря многим исследованиям выяснено, что среди врачей широко распространено представление о том, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости. Именно поэтому он вызывает основанное на чувстве вины отрицание и приводит к тому, что врачам трудно признаваться в наличии этих проблем, соответственно, трудно делиться ими и решать их. [2, 11] К. Вильяме утверждает, что умение любить и уважать себя, жить в согласии с самим собой и со своими поступками — это основной путь снижения количества стрессов в жизни. Это означает внутреннюю уверенность в себе. [1, 21] В этих условиях нам представляется наиболее актуальным формирование стрессоустойчивости медицинских работников и умения справляться со стрессовыми ситуациями через развитие других факторов, влияющих на отношение к стрессу, в частности уверенности в себе. В нашей работе мы опираемся на определение данное В. Ромеком «Феномен уверенности в себе представляет собой сложное интегративное образование, центральным компонентом которого является позитивное генерализованное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющееся в ситуациях общения, предполагающих личную вовлечённость индивида. Конкретные проявления уверенности на поведенческом уровне зависят от характеристик социального окружения и имеют вариативный характер». [6, 140] Конструкт уверенности в себе В.Г. Ромека включает три компонента. Когнитивный компонент собственно уверенность в себе представляет собой позитивную оценку собственных навыков и способностей и, по мнению автора, близка по смыслу к понятию «самоэффективности» А. Бандуры и выученной беспомощности М. Селигмана. Эмоциональный компонент составляет «социальная смелость» является противоположностью социальным страхам или застенчивости, и выражается в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые, в том числе и новые, социальные контакты. Поведенческий компонент обозначен как «инициатива в социальных контактах» и заключается в готовности к социальным контактам. Таким образом, анализ как факторов влияющих на степень стрессогенности события, так и ресурсов стрессоустойчивости позволяет предположить влияние уверенности в себе на возможности преодоления стрессовых ситуаций. В рамках данной работы мы рассмотрели особенности уверенности в себе и предпочитаемые копинг-стратегии представителей социономических профессий, в частности медицинских работников. Для исследования были использованы следующие методики: 1) Психологический тест уверенности в себе В.Г. Ромека для определения уровня уверенности в себе, который дает оценку трем ее компонентам (собственно уверенности в себе, социальной смелости и инициативе в социальных контактах). 2) Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях (разработаная Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева) Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: 1. Почти половина медицинских работников (45%) имеют высокую уверенность в себе, т.е. позитивно относятся к собственным навыкам, умениям и способностям, положительно оценивают свои способности к принятию решений, контролю собственных действий и их результатов. Практически столько же (40%) сотрудников испытывают положительные эмоции по отношению к своим навыкам, умениям и способностям. И только 27% проявляют активность в общении и установлении контактов. Из чего следует, что для медицинских работников наибольшую трудность представляет взаимодействие и общение с окружающими, в том числе и с пациентами. 2. Сравнительный анализ копинг-стратегий групп с высокой и низкой уверенностью в себе показал, что для группы с высокой уверенностью в себе, в отличие от группы с низкой уверенностью, характерно преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов (стратегия планирование решения проблемы); преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста (положительная переоценка), а также за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее (дистанцирование). Для группы с низкой уверенностью в себе характерно признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с выраженной самокритикой и самообвинением (стратегия принятие ответственности); преодоление негативных переживаний в связи с трудностями за счет уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. (бегство-избегание), а также разрешение проблемы за счет активности, не всегда целенаправленной, осуществления действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций (конфронтация). Таким образом, у медицинских работников наиболее низким является поведенческий компонент уверенности в себе, связанный с взаимодействием с окружающими. Полученные данные позволяют предполагать, что уверенность в себе и предпочтение стратегий совладания могут быть связаны. Что требует дополнительного исседования.
Литература: 1. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002. 2. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. – СПб.: Питер, 2008. 3. Заика Л.Л., Разуваева Т.Н. Некоторые теоретические проблемы совладающего поведения в психологической науке//Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред.: Е. А . Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома : КГУ им. Н. А . Некрасова, 2007. 4. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие. - Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный Педагогический университет», 2012. 5. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях / Пособие для медицинских врачей и психологов Под ред. Л.И. Вассерман – СПб. - Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2008. 6. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростовна-Дону: Изд-во РГУ. 1996. с. 138-146. 7. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2008. 8. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. 9. Сорокина Ю.Л. Совладающее поведение представителей разных профессий// Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе». – Косторома. – 2010. 10. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. 11. Щербатых Ю. В.Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|