|
Детские травмы: путеводитель-памяткаАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Психотравма – это длительные и интенсивные переживания, лишающие душевного спокойствия и психического равновесия. Психотравмирующее событие может быть разовым и хроническим. Хроническое воздействие наиболее неблагоприятно для ребенка, так как степень поражения затрагивает большие масштабы, вызывает системные дезадаптации и формирует гиперкомпенсаторные модели поведения. Проявляются психотравмы в трех аспектах функционирования личности:
Внезапные изменения в каждом аспекте (как по отдельности, так и в купе) у ребенка – верный признак переживания психотравмирующей ситуации, стресса. При появлении подобных «звоночков» необходимо обратиться к детскому психологу, чтобы восстановить и сохранить психическое здоровье ребенка, обеспечив ему нормальное будущее. Какие же ситуации и события могут быть психотравмирующими для ребенка? 1. Насилие:
2. Смерть близкого (утрата); 3. Болезнь ребенка или близкого (хроническая или смертельная болезнь: лейкоз, курсы химиотерапии и мн.др); 4. Развод родителей или внезапный уход родителя из семьи; 5. Неожиданные и/или резкие нарушения взаимоотношений в семье; 6. Внезапное отчуждение родителя от ребенка (сценарное поведение, построение карьеры родителем; родитель узнал о том, что ребенок «не родной»; рождение и/или усыновление еще одного ребенка); 7. Предательство, обман, несправедливость со стороны близких родственников/друзей; 8. Разочарование/неудовлетворенность от несбывшихся надежд; 9. Воспитание аморальными (асоциальными) взрослыми (криминальная среда, цинизм, грубость и пр.); 10. Гипер- и гипоопека; 11. Колебательная система воспитания (политика «двойных стандартов», «двойные связки»); 12. Ссора с близким другом (по инициативе друга); 13. Ребенок ощущает себя изгоем; 14. Конфликт в учебном коллективе; 15. Несправедливое отношение со стороны учителей и другого значимого окружения; 16. Непомерная загруженность ребенка учебной деятельностью ================================================================ Важно указать на одну возрастную особенность: детям до 6 лет свойственен «детский эгоцентризм», согласно которому ребенок ощущает себя «центром вселенной». Если психотравма происходит в этот период, то причина травмы и сама травма трансформируется в ВИНУ, которая с легкостью «вписывается» в систему когнитивных диспозиций, установок и конструктов ребенка. Наличие «детского эгоцентризма» во время психотравмирующего события – неблагоприятный фактор. Подобная трансформация в Вину может происходить не только до 6 лет, но и в любом другом возрасте. Существует много коррелятов, способствующих этому: нарциссизм, единственный поздний ребенок и пр. Несколько слов о последствиях бездействия (НЕ лечения) травмы у ребенка: 1. Формирование диффузной идентичности; 2. Склонность к аутоагрессивным формам поведения (самоповреждающее поведение, мазохизм, модификации тела и пр.); 3. Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, орторексия); 4. Развитие личностного расстройства (преимущественно кластера «В»: нарциссического, антисоциального, пограничного; а также обсессивно-компульсивного и нек. др.); 5. Развитие тревожных расстройств и специфических фобий (ПА, ГТР, агорафобии и др.); 6. Развитие ПТСР и диссоциативных расстройств; 7. Нарушение психологических границ: созависимость и трудности в установлении стабильных межличностных отношений; 8. Отсутствие чувства эмпатии (как вариант гиперкомпенсации, так как чувствовать и проживать хроническую боль «не выгодно», поэтому вырабатывается нечувствительность); 9. Развитие депрессий; 10. Склонность к суицидальному поведению; 11. Формирование зависимостей (химических и нехимических); 12. Формирование дезадаптивных установок («никому нельзя доверять», «весь мир – угроза», «зачем рожать, чтобы ребенок страдал» и мн.др. Чем в более младшем возрасте происходит психотравма, тем риск развития психических последствий выше. В зависимости от личностных особенностей ребенка, силе его «Я» и способности к адаптации (фрустрационной толерантности), типа нервной системы и пр. последствия психотравмы могут быть не одинаковыми. Главное – не рисковать будущим психическим благополучием своего ребенка, игнорируя проблему, обесценивая ее значимость или полагаясь на «авось». Профилактика намного ценнее последующего лечения! =============================================================== С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|