Детские травмы: путеводитель-памятка

Психотравмаэто длительные и интенсивные переживания, лишающие душевного спокойствия и психического равновесия.

Психотравмирующее событие может быть разовым и хроническим.

Хроническое воздействие наиболее неблагоприятно для ребенка, так как степень поражения затрагивает большие масштабы, вызывает системные дезадаптации и формирует гиперкомпенсаторные модели поведения.

Проявляются психотравмы в трех аспектах функционирования личности:

  • Когнитивном (мышление, установки, ценности);
  • Эмоциональном (переживание эмоций, тревожность, агрессивность и мн.др.);
  • Поведенческом (внешне наблюдаемое поведение).

Внезапные изменения в каждом аспекте (как по отдельности, так и в купе) у ребенка – верный признак переживания психотравмирующей ситуации, стресса.

При появлении подобных «звоночков» необходимо обратиться к детскому психологу, чтобы восстановить и сохранить психическое здоровье ребенка, обеспечив ему нормальное будущее.

Какие же ситуации и события могут быть психотравмирующими для ребенка?

1. Насилие:
  • Психологическое (буллинг, абъюз, газлайтинг, обесценивание, сравнение и пр);
  • Эмоциональное (эмоциональный шантаж, угрозы);
  • Физическое (рукоприкладство, систематические побои);
2. Смерть близкого (утрата);
3. Болезнь ребенка или близкого (хроническая или смертельная болезнь: лейкоз, курсы химиотерапии и мн.др);
4. Развод родителей или внезапный уход родителя из семьи;
5. Неожиданные и/или резкие нарушения взаимоотношений в семье;
6. Внезапное отчуждение родителя от ребенка (сценарное поведение, построение карьеры родителем; родитель узнал о том, что ребенок «не родной»; рождение и/или усыновление еще одного ребенка);
7. Предательство, обман, несправедливость со стороны близких родственников/друзей;
8. Разочарование/неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
9. Воспитание аморальными (асоциальными) взрослыми (криминальная среда, цинизм, грубость и пр.);
10. Гипер- и гипоопека;
11. Колебательная система воспитания (политика «двойных стандартов», «двойные связки»);
12. Ссора с близким другом (по инициативе друга);
13. Ребенок ощущает себя изгоем;
14. Конфликт в учебном коллективе;
15. Несправедливое отношение со стороны учителей и другого значимого окружения;
16. Непомерная загруженность ребенка учебной деятельностью 

================================================================

Важно указать на одну возрастную особенность: детям до 6 лет свойственен «детский эгоцентризм», согласно которому ребенок ощущает себя «центром вселенной». Если психотравма происходит в этот период, то причина травмы и сама травма трансформируется в ВИНУ, которая с легкостью «вписывается» в систему когнитивных диспозиций, установок и конструктов ребенка. Наличие «детского эгоцентризма» во время психотравмирующего события – неблагоприятный фактор.

Подобная трансформация в Вину может происходить не только до 6 лет, но и в любом другом возрасте. Существует много коррелятов, способствующих этому: нарциссизм, единственный поздний ребенок и пр.

Детские травмы путеводитель памятка

Несколько слов о последствиях бездействия (НЕ лечения) травмы у ребенка: 

1. Формирование диффузной идентичности;
2. Склонность к аутоагрессивным формам поведения (самоповреждающее поведение, мазохизм, модификации тела и пр.);
3. Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, орторексия);
4. Развитие личностного расстройства (преимущественно кластера «В»: нарциссического, антисоциального, пограничного; а также обсессивно-компульсивного и нек. др.);
5. Развитие тревожных расстройств и специфических фобий (ПА, ГТР, агорафобии и др.);
6. Развитие ПТСР и диссоциативных расстройств;
7. Нарушение психологических границ: созависимость и трудности в установлении стабильных межличностных отношений;
8. Отсутствие чувства эмпатии (как вариант гиперкомпенсации, так как чувствовать и проживать хроническую боль «не выгодно», поэтому вырабатывается нечувствительность);
9. Развитие депрессий;
10. Склонность к суицидальному поведению;
11. Формирование зависимостей (химических и нехимических);
12. Формирование дезадаптивных установок («никому нельзя доверять», «весь мир – угроза», «зачем рожать, чтобы ребенок страдал» и мн.др.

Чем в более младшем возрасте происходит психотравма, тем риск развития психических последствий выше.

В зависимости от личностных особенностей ребенка, силе его «Я» и способности к адаптации (фрустрационной толерантности), типа нервной системы и пр. последствия психотравмы могут быть не одинаковыми.

Главное – не рисковать будущим психическим благополучием своего ребенка, игнорируя проблему, обесценивая ее значимость или полагаясь на «авось». Профилактика намного ценнее последующего лечения!

===============================================================

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Психическое и физическое развитие ребенка.
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Влияние травмы родителя на ребенка.
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие эмпатии у ребенка
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Развитие ребенка от полутора до трех лет
  • Что делать родителю в ситуации психотравмы ребенка
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Как любовь влияет на здоровье и развитие ребенка
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь