|
Эмоциональное выгораниеАвтор статьи: Светлана Анатольевна Гулинская
Термин «эмоциональное выгорание» был введён американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности. Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д. Выгорание -- процесс постепенный. Он состоит из трёх стадий. Первая стадия – умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления и организации перерывов на работе. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти, сбои в двигательных действиях. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. Называя это в шутку «девичья память». В зависимости от характера деятельности , величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет. Вторая -- снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе и дома , с друзьями), нарастание апатии к концу недели, головные боли по вечерам, « мёртвый» сон без сновидений ,увеличение числа простудных заболеваний, повышенная раздражительность, человек «заводится» ,как говорят с пол-оборота. Симптомы проявляются более регулярно. Человек может чувствовать себя истощённым после хорошего сна и даже после выходных. Время формирования данной стадии от 5 до 15 лет. Третья -- собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция(нарушение памяти и внимания), нарушение сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем людьми. Возможно развитие тревожного , депрессивного расстройства, зависимостей от психоактивных веществ. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет. Так как личность человека -- достаточно целостная и устойчивая структура , то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов защиты и является синдром эмоционального выгорания. В результате профессиональной деятельности человек может получить позитивные(личностный рост) или негативные последствия (профессиональная деформация). Личностный рост : n Более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. Анализ жизненных ситуаций. n Способность к рефлексии. n Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. n Коммуникативные навыки. n Противостояние чужому влиянию. n Саморегуляция. n Способность к принятию и эмпатии. n Более широкий взгляд на мир, толерантность к «инакомыслящим». n Познавательный интерес. n Появление новых форм саморегуляции.
Профессиональная деформация(негативные последствия) :
n Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких. n Навязчивая диагностика себя и окружающих. n Консультирование окружающих. n Принятие роли «учителя». n Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности. n Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту. n Пресыщение общением. n Эмоциональная холодность. n Цинизм. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. « Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать его дисфункциональные следствия , когда « выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами по работе. Этот феномен может быть как психополезный для индивида, так и феномен негативный. « Выгорание» позволяет человеку сохранять устойчивость собственного Эго в контексте дестабильных переживаний и добиваться таким образом относительно успешной адаптации к тем или иным условиям среды. Но часто « выгорание» лишает возможности активно воздействовать на ситуацию или же других субъектов общения и устранять тем самым сами источники негативных переживаний. В таких случаях требуется радикальное преобразование механизмов эмоционального выгорания. Защитный механизм эмоционального выгорания в норме можно считать тогда, когда человек имеет адекватную самооценку, рационально-апробированный уровень потребностей, притязаний. Оценка других людей при общении в социуме логическая. А также человек способен к переключаемости и умеет блокировать гипертревожность, страдания, неврозы, страхи, боязни, психоконтрасты. Но чаще всего синдром эмоционального выгорания не позволяет развиваться как личностным качествам человека, так и использовать инновации в профессиональной сфере. Существуют методики по исследованию уровня эмоционального выгорания для дальнейшей коррекции этого синдрома. Они проводятся только психологами .И на основании полученных данных строится коррекционная работа. Но главную роль в снятии высокого уровня эмоционального выгорания и коррекции других уровней у работника играет сам работник, т.е. его желание что-то менять в своей жизни и профессиональной деятельности. Работа с психологом может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповых тренингах. Форма работы определяется совместно с психологом.
Источники: 1. Гулинская, С.А. Профессиональное развитие педагогов как условие профессиональной успешности / С.А. Гулинская , Кобрин 2008. 2. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии/ В.В. Юрчук, Мн. 1998. 3. Журнал "Пралеска" №6 2000. 4. Википедия.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|