Прикладной аспект типологии К.Г. Юнга (тема питания)

Прикладной аспект типологии К Г Юнга тема питания

Как выйти из диетического питания и сформировать свой стиль питания?

Для начала уяснить, что нет и не может быть никакого правильного питания. Есть типы сознания (К.Г. Юнг) и типы питания. Искать надо не диету, а себя и начать с определения своего типа.

Пресловутое правильное питание

...оно же рациональное, оно же диетологическое, оно же по методике (длинный список названий и фамилий)… представляет собой тип заученного и ригидного питания, предлагаемого индустрией похудения. Ключевым словом здесь является «правила», и при этом неважно - навеяны они отзывом на форуме про похудение или предложены профессиональным диетологом.

Проблематичность любого правильного питания в том, что сами мы неправильные по природе, лишь отчасти рациональные, и чужие правила в лучшем случае являются интроектом - пришитым психологическим органом с последующей реакцией отторжения.

О бесполезности и вреде правильного питания можно писать столь же много, сколько есть и рекламы на эту тему. Все подобные тексты заканчиваются или ощущением безнадеги, или продажей способа похудения.

Единственное, что обязательно нужно отметить - это отягченный медицинский анамнез правильных методов питания и похудения. Все они претендуют на то, чтобы называться лечением и удовлетворять иждивенческие потребности.

Слово «лечение» инфантилизирует любого человека, поскольку мишенью является детская часть личности, а не взрослый самостоятельный индивид – «давайте поставим укольчик», «поработайте кулачком», список запрещенных и разрешенных продуктов, сочетаний, граммов, калорий и прочая арифметика для ребенка возрасте от пяти-шести лет.

Килограммовые результаты снижения веса по правилам являются результатом отчаяния человека.


Я боялась, что мой парень, который не любит толстых, увидит мои старые фотографии.

Я не знала, как вписаться в этот новый мир, где все было неизвестным.

Я еще больше, чем раньше, боялась еды, и теперь уже по-настоящему боялась набора веса.

Все это не значит, что после свершившейся победы человек снова окажется неудачником. Сами же по себе попытки улучшить свой вес, внешность, здоровье, качество жизни, пусть даже наивные, заслуживают уважения.

При этом важно понять, что выход из затруднения не в поиске новой методики и еще более правильных правил - а путь взросления и развитие осознанности.

Осознанное питание

не отличается от осознанности в любой другой сфере. Во всех случаях формирование осознанности - это добровольный труд по поддержанию произвольного внимание и состояния включенности.

Развитие осознанности действительно требует волевых усилий, и принципиально важно, на что будет направлена воля (либидо, энергия, жизненная сила, основная интенция) человека.

Прекрасным ориентиром для приложения волевых усилий, структурирующей схемой и рабочим инструментом для развития осознанности, в том числе в питании, является типология функций сознания К.Г. Юнга.

Теория здесь

Индивидуальный стиль осознанного питания

…равноценен индивидуальному стилю в одежде, в манерах поведения, в речи, в предпочтениях при решении самых разных жизненных задач.

Как неоднократно писал К.Г. Юнг, типология функций сознания - это еще не человек в своей индивидуальности. Это скорее широта и долгота, благодаря которой можно найти точку своего месторасположения на карте и уже из этой точки смотреть на Север, Юг, Восток и Запад. У каждого типа личности свой компас и свои геомагнитные поля Земли.

Ведущая функция имеет наибольшую силу притяжения энергии сознания. И поэтому если мы говорим про обычный стиль питания, не требующий никаких изменений и корректировок - то это питание, напрямую зависимое от ведущей функции сознания человека:

У интуита оно интуитивное, у сенсорика основанно на органах чувств, у мыслительного типа – схематично-безэмоциональное, у чувствующего типа – либо праздник, либо поминки.

Сенсорик почти всегда будет внимателен к тому, что именно он кладет в рот, он всегда будет помнить вечером, что он ел утром, а за завтраком легко вспомнит, что ел на ужин.

Интуит - будет относительно безразличен к пищевому наслаждению и его контакт как со своим телом, так и с пищей пищей всегда будет опосредован прошлым опытом, особыми смыслами еды, знанием о последствиях принятия той или иной пищи.

Человеку чувствующего типа всегда будет важен эмоциональный комфорт от застолья, отношения за столом в кругу семьи и т. н. особая сакральная еда с ностальгическими нотками.

А мыслитель в обычные свои дни будет смотреть на еду через сформированную в его опыте призму представлений и правил, будет питаться по ассоциациям, будет есть не в живот, не в рот, а в голову.

Выбор своего питания как и адаптация в целом через ведущую функцию всегда будет происходить автоматически, быстрее и точнее всего. Не факт, что питание будет достаточно хорошим, но пока мы говорим о привычном стиле питания. 

Питание через ведущую функцию зачастую видится человеку единственно верным и возможным.

Меньше всего света приходится на долю подчиненной функции сознания, и поэтому она кажется малопривлекательной. Это наш так называемый личный Иван Дурак и точно, что мы никогда просто так не обратимся к подчиненной функции для того, чтобы организовать новый стиль питания. Мы причиним человеку значительный моральный дискомфорт тем или иным предложением скорректировать питание через подчиненную функцию. 

Еще подробности про практическое применение типологии:

Система осознанного питания направлена на то, чтобы в первую очередь "дорастить" и развить вспомогательные функции сознания. Именно они служат опорой для ведущей функции, когда общий энергетический потенциал человека снижается и падает мотивация. 

Это сравнимо с переключения дальнего света на ближний при движении машины в непогоду. 

Во-вторую очередь надо "воспитать" подчиненную бессознательную функцию, чтобы не она вас побуждала на пищевые безумства, а вы могли кормить ее исходя из ваших интересов.

Это похоже на переключение с четвертой мамой быстрой скорости на первую самую мощную в тез случаях когда дорога становится ухабистой или встречается крутой подъем в гору.   

Рассмотрим на примере. Человеку с ведущей функцией интровертной интуиции для сохранения нормального питания в осложненных условиях будет важна в первую очередь система проверенных другими людьми и отработанных на собственном опыте правил питания (экстравертное мышление).

Здесь пригодятся базовые знания о калорийности, гликемическом индексе, режиме питания и другие когнитивные ориентиры - все то, что можно ассимилировать в своем личном опыте для наведения порядка в питании. Попросту говоря стать грамотным в вопросах питания. Это действительно ценно для людей с первой вспомогательной функцией экстравертного мышления.

Учитывая детский характер второй вспомогательной функции в виде интровертного чувства, важным будет развитие осознанности для взаимодействия с эмоциональными переживаниями из детского опыта (обида, злость, вина, стыд и пр.) и предупреждение заедания этих чувств. То есть работа с эмоциогенным принятием пищи. Работа потребует где-то от года до пяти лет, но в перспективе всей жизни это не так уж и много.

И потом самое проблематичное. Это не то, что беспокоит постоянно, но временами дает о себе знать. Речь о подчиненной функции, которая в нашем примере человека с ведущей интровертной интуитивной функции будет эксравертные ощущения. 

Это означает, что его доступ к обонятельным, тактильным, вкусовым, зрительным характеристикам пищи (экстравертные ощущения) и к сигналам собственного тела - голод, сытость, тяжесть, комфорт, уменьшение и увеличение энергии (интровертные ощущения) - будет проблематичен. Функция ощущений находится в тени сознательного функционирования психики и часто бесконтрольна.

Но ее можно воспитывать и даже дрессировать как животное - приучать к месту, к поводку, к твердой руке. Сенсорную подчиненную функцию интуитов действительно можно сравнить с животным. 

Будет большой ошибкой побуждать человека, например, интуитивного типа практиковать с первых шагов улучшение прямого контакта с пищей - распознавание пищевых качеств блюд с упором на вкусовые ощущения, нюансы послевкусия или телесную удовлетворенность после еды. Скорее всего, это приведет лишь к ощущению неполноценности, и выводу, что он тупица. Лучшее, что может случиться, это оценка осознанного питания как неподходящего для него.

Но в то же время именно там, в подчиненной функции, наибольший потенциал развития и личной трансформации, в том числе для развития осознанного питания. То есть для того же интуита самое стабильное и радикальное улучшение отношений с пищей возможно через постепенное освоение подчиненной функции сенсорики.

С возрастом

…стиль питания человека неизбежно меняется, что связано с «изнашиванием» ведущей функции и вступлением в свои права подчиненной функции.

До поры, до времени решая свои текущие задачи и полагаясь на ведущую функцию, человек действует слишком односторонне и прямолинейно. Благодаря ведущей функции он занят адаптацией – образование, семья, работа и пр. Его питание строится по остаточному принципу – ем, как естся, и ведущая функция здесь всегда в помощь.

При этом подчиненная функция выглядит «примитивной и хлопотной, как для самого человека, так и для его окружающих» Д. Шарп. В это время подчиненная функция склонна активироваться лишь неестественным образом, давая ход многочисленным проблемам, в том числе с питанием и лишим весом.

Как пишет Луиза-фон-Франц:


Жизнь не милосердна, с низким положением подчиненной функции.


 

В том числе отсюда из-за неизбежного ослабления ведущей адаптивной функции опечаленность многих людей своим возрастом. В то время это может быть сигналом о необходимости развития других функций. Сама жизнь настойчиво принуждает к развитию сознания и движению к подчиненной функции. Нередко это происходит через избыточный вес и связанные с ним проблемы.

В кризисе середины жизни раннее пренебрежение к своему питанию и телу настойчиво требует переоценки и обращения к забытой подчиненной функции в бессознательном человека. Именно там сосредоточена огромная концентрация новой зарождающейся жизни - источник открытия второго, третьего и четвертого дыхания. 


По мере того, как ведущая функция изнашивается, а человек обращается к подчиненной функции, он переоткрывает новый потенциал жизни. В этой области подчиненной функции все становится волнующим, драматичным, полным положительных и отрицательных возможностей. Возникает напряжение огромной потрясающей силы, и мир раскрывается заново через подчиненную функцию * — хотя и не без некоторого дискомфорта, так как процесс ассимиляции подчиненной функции, “поднимает” ее в сознание и неизменно сопровождается “понижением” ведущей или первичной функции» (Д. Шарп)

Для человека мыслительного типа оказываются важны эмоциональные связи, поддерживаемые семейным ужином, и он вспоминает мамину манную кашу с вареньем или как его наказывали, выставляя из-за стола.

Ощущающий тип становится непривычно для него рассеянным и не замечает сколько котлет он положил в рот.

Интуитив очаровывается приготовлением блюд, цветом, вкусом, текстурой пищи или неожиданно для самого себя отказывается есть мясо, так как вдруг понимает, что на животных лучше смотреть, гладить и чувствовать их своей рукой, чем употреблять их в пищу.

Чувствующий тип увлекается изучением диет, особенностями национальных блюд, кухонной бухгалтерией и кулинарными премудростями.

Во всех случаях во второй половине жизни неизбежно происходит определенная и всегда заметная инверсия пищевого поведения человека.

В терапии расстройств пищевого поведения очень важно учитывать этот фактор и способствовать развитию именно подчиненной функции. Однако делать это постепенно и, как уже упоминалось, прежде всего путем прохождения через одну из вспомогательных функций.

Именно оттуда, из подчиненной функции особенно настойчиво человека начинает доставать аппетит, и приходят эксцессы пищевого разврата. Здесь нужно понимать, что аппетит аппетиту рознь. И когда человек просит уменьшить аппетит, то, судя по всему, он говорит о чем-то болезненном для него.

Аппетит, согласуемый с ведущей функцией - это радость, способ укрепить через еду связи с миром. Он всегда служит адаптации человека, является частью психического иммунитета и помогает сохранить психологическое равновесие в потоке жизненных вызовов.

Чрезмерный аппетит

- это то, что почти всегда связано с подчиненной функцией: это резервные возможности психики, гиперадаптация на случай выживания. Такой аппетит становится чем-то вроде психологического аутоимунного расстройства. Так же, как накопление в теле жира является гиперадаптацией к условиям голода и недостатку питательных веществ, так и накопление энергии аппетита в подчиненной функции - это готовая включиться в любой момент гиперадаптация к условиям эмоционального голода.

Если мы думаем не о том, как удерживать или подавлять «аутоиммунное заболевание» - увеличивать аппетит и наращивать жир - а о том, как стать именно стройным человеком, то именно эта подчиненная функция и проход к ней через освоение дополнительных функций сознания должны быть в центре нашего внимания.

 

Читать по теме:

Общее представление о типологии К.Г. Юнга



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Личность, ее строение, функции и значение для Человека.
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Стиль питания как подход к жизни.
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Успешные стратегии питания для снижения веса. часть 2
  • Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Гипноз для женской репродуктивной функции
  • А что мне за ЭТО - будет?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Одно из главных удовольствий в жизни, или Как изменить систему питания?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь