|
Речевое развитие младенцев, как функции Эго в ранних объектных отношенияхАвтор статьи: Ильяшенко Ольга Александровна
Речевое развитие младенцев, как функции Эго в ранних объектных отношениях Тема исследования является весьма актуальной и практически значимой, так как речь является одной из важнейших функций Эго и процессы речевого развития и развития Эго взаимно влияют друг на друга. Нарушения развития речи и её отсутствие, говорят о нарушениях развития ребенка в целом. Нарушения речевого развития затрудняют адаптационный период детей раннего возраста в образовательных учреждениях, социализацию ребенка, что ведет к соматическому отреагированию, способствует регрессам и необходимости психоаналитического вмешательства. В отечественной литературе систематизированных психоаналитических исследований, касающихся речевого развития ребенка во взаимосвязи с развитием Эго и особенностями его социализации, не проводилось. Не изучены многообразные аспекты особенностей речевого развития ребенка в связи с процессами сепарации-индивидуации в его ранних объектных отношениях. Учитывая актуальность и практическую значимость работы это явилось основной целью данного исследования. В теории З. Фрейда, Эго является одним из компонентов личности и он высказывал различные идеи на его происхождение. Первая состоит в том, что Эго выделяется из недифференцированной Ид-Эго матрицы, кристаллизуясь вокруг системы осознания и восприятия. Вторым стало предположение, что Эго формируется как результат интернализации репрезентаций инвестированных инстинктами объектов, что сознание и восприятие ребенка активизируются в отношениях с матерью и инвестированные инстинктами развивающиеся связи с ней, оставляют следы в поле детского сознания. По мнению З. Фрейда, новорожденный не имеет структуры Эго и оно выделяется и развивается из структуры бессознательного. Первичное Эго, согласно теории З. Фрейда телесно. Психические репрезентации «Я» и объекта являются базовыми для формирования и функционирования структур Эго и Суперэго. Эго выполняет ряд функций, имеет тенденцию объединять и организовывать личность. Функции ориентированные во вне и внутрь, находятся в постоянном взаимодействии и, развиваясь, Эго научается общению с миром внешним и внутренним. Для маленького ребенка роль «интерпретатора и организатора опыта», внешнего Эго, играет мать. Различные авторы вносили различные взгляды на развитие Эго младенца и на его развитие в целом. А. Фрейд начала исследование Эго с его психологических защит и конфликтов, а также подчеркивала важную роль «объектных отношений» в развитии ребенка. С. Шпильрейн высказала мысль о том, что речь позволяет осуществлять развитие гетеросексуальности. Предваряя открытия Ж. Пиаже, показала, истоки речи и первых слов в частности, провела аналогию между механизмами сновидения и функционированием языка. Принципиальной стал её вклад в психологию афазии. Она показала, что афазия является аналогом естественной стадии развития мышления ребенка и отражает доминирование примитивных механизмов бессознательного. Врожденные адаптивные механизмы младенца получают свою активацию только во взаимности и развиваются благодаря опыту эмоциональных отношений в паре мать-дитя. Мать и ребенок оказывают друг на друга взаимное влияние и именно матери принадлежит всеобъемлющая роль в возникновении и развитии Эго ребенка. Развитие Эго и развитие речи являются взаимовлияющими процессами. Овладение языком, говорит о том, что ребенок совершает переход от пассивности к активности, где разрядка является источником удовольствия, от уровня нарциссического, где ребенок сам себя воспринимает как объект, к объектным отношениям. Рассматривая стадии развития речи ребенка от превербального уровня до развитой способности к вербализации, символизации, игровой активности и ментализации во взаимосвязи с взаимодействием в системе мать-дитя, становится ясно, что развитее Эго и речи, как его функции происходит и возможно только в присутствии Другого, в эмоциональном диалоге, в удовлетворяющем уходе, в атмосфере благополучного «эмоционального климата», в условиях формирования продолжительной привязанности к отзывчивому и ответственному заботящемуся взрослому и первичной функцией речи является социальное взаимодействие. Овладение символами и перевод представлений в слова обусловлены отношениями в паре мать-дитя. Способность матери к мечтанию о своем младенце закладывает основу возможностям ребенка к контейнированию и осмыслению, к переходу от конкретного мышления к символическому. Способность младенца к ментализации необходимая для успешного развития стабильного чувства Я и формирования идентичности развивается в контексте отношений мать-дитя через процессы отзеркаливания. Именно разделенные другим первичные процессы символизации создают форму невербальной коммуникации между субъектом и другим. Важным патогенетическим моментом является безуспешность попыток младенца в установления эмпатической связи с матерью. Разработанная А. Фрейд концепция линий развития отражает последовательный процесс развития ребенка и подчеркивает его кумулятивный и непрерывный характер. Норма и патология развития ребенка, по мнению А. Фрейд определяется совпадением или несовпадением характеризующих развитие линий, которые взаимодействуют между собой и пересекаются. Р. Эджкумб, описала линию развития речи у ребенка через пять стадий в контексте ранних отношений матери и младенца, подчеркнув важность довербальной связи для последующего формирования языка. Развитие речи расширяет диапазон переживаний ребенка, позволяет категоризировать, организовывать и осуществлять модели самовыражения с помощью языка, дает возможность интеллектуальной манипуляции переживаниями, способствует идентификации, добавляет большую степень чувства автономии и разобщенности. Он узнает о себе как не только действующем, но и как о говорящем и этом укрепляет осознание ребенком себя как субъекта. Если речь не используется, то психика находит для себя другие способы выражения. Развитие языка у ребенка, лишенного общения со взрослыми, будет значительно нарушено. Ребенок активно ориентирован в речи с самого начала, научение младенца может происходить еще до рождения ребенка и сразу после, младенцы могут успешно сопоставлять слова с категориями и его способности понимать речь, рано и быстро развиваются. Язык и речь играет важную роль с первых дней жизни ребенка. Новорожденный воспринимает речь на слух и может задолго до конца первого года жизни обрабатывать и использовать звуки и их значения. Сегодня мы понимаем, что ребенок является восприимчивым и полноправным участником нашего мира. Младенцы настраиваются и обрабатывают речь других с самого рождения и строят своё видение мира до того, как начинают сами воспроизводить слова. Процесс развития речи неотрывно связан с развитием объектных отношений ребенка и нарушения речевого развития можно рассматривать, как нарушение в структуре Эго ребенка.
Ильяшенко Ольга Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|