Речевое развитие младенцев, как функции Эго в ранних объектных отношениях

Речевое развитие младенцев,

как функции Эго в ранних объектных отношениях

Тема исследования является весьма актуальной и практически значимой, так как речь является одной из важнейших функций Эго и процессы речевого развития и развития Эго взаимно влияют друг на друга.  Нарушения развития речи и её отсутствие, говорят о нарушениях развития ребенка в целом.  Нарушения речевого развития затрудняют адаптационный период детей раннего возраста в образовательных учреждениях, социализацию ребенка, что ведет к соматическому отреагированию, способствует регрессам и необходимости психоаналитического вмешательства.  

В отечественной литературе систематизированных психоаналитических исследований, касающихся речевого развития ребенка во взаимосвязи с развитием Эго и особенностями его социализации, не проводилось. Не изучены многообразные аспекты особенностей речевого развития ребенка в связи с процессами сепарации-индивидуации в его ранних объектных отношениях. Учитывая актуальность и практическую значимость  работы это явилось основной целью данного исследования. 

В теории З. Фрейда, Эго является одним из компонентов личности и он высказывал различные идеи  на его происхождение.  Первая состоит в том, что Эго выделяется из  недифференцированной Ид-Эго матрицы, кристаллизуясь  вокруг системы осознания и восприятия.

     Вторым стало предположение, что Эго формируется как  результат интернализации репрезентаций инвестированных инстинктами объектов, что сознание и восприятие ребенка активизируются в отношениях с матерью и инвестированные инстинктами развивающиеся связи с ней, оставляют следы в поле детского сознания.

По мнению З. Фрейда, новорожденный не имеет структуры Эго и оно выделяется и развивается из структуры бессознательного. Первичное Эго, согласно теории З. Фрейда телесно. Психические репрезентации «Я» и объекта являются базовыми для формирования и функционирования структур Эго и Суперэго.

Эго выполняет ряд функций, имеет тенденцию объединять и организовывать личность.  Функции ориентированные во вне и внутрь, находятся в постоянном взаимодействии и, развиваясь, Эго научается общению с миром внешним и внутренним. Для маленького ребенка роль «интерпретатора и организатора опыта», внешнего Эго, играет мать.

Различные авторы вносили различные взгляды на развитие Эго младенца и на его развитие в целом.

А. Фрейд начала исследование Эго с его психологических защит и конфликтов, а также подчеркивала важную роль «объектных отношений» в развитии ребенка. С. Шпильрейн высказала мысль о том, что речь позволяет осуществлять развитие гетеросексуальности. Предваряя открытия Ж. Пиаже, показала, истоки речи и первых слов в частности, провела аналогию между  механизмами сновидения и функционированием языка. Принципиальной стал её вклад в психологию афазии. Она показала, что афазия является аналогом естественной стадии развития мышления ребенка и отражает доминирование примитивных механизмов бессознательного.

Врожденные адаптивные механизмы младенца получают свою активацию только во взаимности и развиваются благодаря опыту эмоциональных отношений в паре мать-дитя.   Мать и ребенок оказывают друг на друга взаимное влияние и именно матери принадлежит всеобъемлющая роль в возникновении  и развитии Эго ребенка.

Развитие Эго и развитие речи являются взаимовлияющими процессами.  Овладение языком, говорит о том, что ребенок совершает переход от пассивности к активности, где разрядка является источником удовольствия, от уровня нарциссического, где ребенок сам себя воспринимает как объект, к объектным отношениям.

Рассматривая стадии развития речи ребенка от превербального уровня до развитой способности к вербализации, символизации, игровой активности  и ментализации во взаимосвязи с взаимодействием в системе мать-дитя, становится ясно, что развитее  Эго и речи, как его функции происходит и возможно только в присутствии  Другого, в эмоциональном диалоге, в удовлетворяющем уходе, в атмосфере благополучного «эмоционального климата», в условиях формирования продолжительной привязанности к отзывчивому и ответственному заботящемуся взрослому и первичной функцией речи является социальное взаимодействие.

Овладение символами и перевод представлений в слова обусловлены отношениями в паре мать-дитя. Способность матери к мечтанию о своем младенце закладывает основу возможностям ребенка к контейнированию и осмыслению, к переходу от конкретного мышления к символическому. Способность младенца к ментализации необходимая для успешного развития стабильного чувства Я и формирования идентичности развивается в контексте отношений мать-дитя через процессы отзеркаливания. Именно разделенные другим первичные процессы символизации создают форму невербальной коммуникации между субъектом и другим. Важным патогенетическим моментом является безуспешность попыток младенца в установления эмпатической связи с матерью.

Разработанная А. Фрейд концепция линий развития отражает последовательный процесс развития ребенка и подчеркивает его кумулятивный и непрерывный характер. Норма и патология развития ребенка, по мнению А. Фрейд определяется совпадением или несовпадением характеризующих развитие линий, которые взаимодействуют между собой и  пересекаются.

   Р. Эджкумб, описала линию развития речи у ребенка через пять стадий в контексте ранних отношений матери и младенца, подчеркнув важность довербальной связи для последующего формирования языка.

Развитие речи расширяет диапазон переживаний ребенка,  позволяет категоризировать, организовывать и осуществлять модели самовыражения с помощью языка, дает возможность интеллектуальной манипуляции переживаниями, способствует идентификации, добавляет большую степень чувства автономии и разобщенности. Он узнает  о себе как не только действующем, но и как о говорящем и этом укрепляет осознание ребенком себя как субъекта.

Если речь не используется, то психика находит для себя другие способы выражения. Развитие языка у ребенка, лишенного общения со взрослыми, будет значительно нарушено.

Ребенок активно ориентирован в речи с самого начала, научение  младенца может происходить еще до рождения ребенка и сразу после, младенцы могут успешно сопоставлять слова с категориями и его способности понимать речь, рано и быстро развиваются. Язык и речь играет важную роль с первых дней жизни ребенка. Новорожденный воспринимает речь на слух и может задолго до конца первого года жизни обрабатывать и использовать звуки и их значения.

     Сегодня мы понимаем, что ребенок является восприимчивым и полноправным участником нашего мира.  Младенцы настраиваются и обрабатывают речь других с самого рождения и строят своё видение мира до того, как начинают сами воспроизводить слова.

Процесс развития речи неотрывно связан с развитием объектных отношений ребенка и нарушения речевого развития можно рассматривать, как нарушение в структуре Эго ребенка.

 

Ильяшенко Ольга



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Развитие речи ребенка
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Мать-основа развития ребенка
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Некоторые аспекты развития младенца в связи с детско-родительскими отношениями
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь