"Время для ребенка"

Сколько времени нужно уделять родителю   на совместную деятельность с ребенком, чтобы удовлетворить его потребность во внимании? Этим вопросом часто задаются родители. Планируя «детское» время, взрослый как бы сообщает ребенку: «Ты для меня важен и ценен. Мне с тобой интересно. Хорошо, что ты есть».

   Ребенок развивается через общение и взаимодействие со взрослым. В своем развитии он проходит путь от полной зависимости от взрослого до независимости.

   В разном возрасте ребенку необходимо разное количество времени, которое насыщено играми и общением с мамой, папой или другими близкими людьми.

   Ранний возраст (до3 лет).    Ориентация ребенка во времени привязана к привычному режиму дня. Для него нет обобщенного понятия «время», а есть «время сна», «время обеда», «время прогулки» и т.д. До 3 лет ребенок учится различать день /ночь/утро/вечер, понимать «сейчас», «потом», «завтра». Но у детей еще нет чувства времени, они не смогут определить, прошло ли, например, 5 минут или еще не прошло. Поэтому для ребенка раннего возраста всегда значима ситуация   «здесь и сейчас». Дети нуждаются в большом количестве родительского времени, основная часть которого связана с уходом за ними. В этом возрасте формируется привязанность между ребенком и родителем, для развития которой важно интенсивное эмоционально-насыщенное общение. Родитель, находясь рядом с ребенком, создает у него ощущение безопасности и чувство базового доверия к миру.   Ребенок нуждается в ситуатино-личностной и ситуативно-деловой формах общения со взрослыми. Взрослый для него является источником положительных эмоций и образцом практических действий с предметами. Основные способы времяпровождения в этом возрасте: совместная предметно-практическая и игровая деятельность, эмоциональное общение.

Дошкольный возраст (4-6 лет).       

Младшие дошкольники с трудом ориентируются во времени. Так как время невидимо, абстрактно, то дети плохо воспринимают временные интервалы. Труднее всего ими усваиваются понятия вчера/сегодня/завтра, ребенок долго не понимает их взаимопереходов. Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение данных понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их. Так же трудно дается ребенку и освоение временных понятий (минута, час, день, неделя, месяц, год) и названий дней недели. Ребенок в этом возрасте только открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего . В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: когда я был маленьким…» , «когда я вырасту и стану большим…». Дети уже не так привязаны к родителям и могут какое-то время обходиться без них. Однако родитель для них по-прежнему остается центральной фигурой, общение с которой необходимо для нормального развития. Происходит уменьшение времени, необходимого родителям для ухода за ребенком в связи с его растущей самостоятельностью. Существенную часть времени многие дети проводят вне семьи (в детском саду и др.).Ребенок испытывает потребность во внеситуативно-познавательном и внеситуативно-личностном общении с родителями. Способы времяпровождения: познавательные беседы, экспериментирование, сюжетные игры, чтение книг.

«Мама, поиграй со мной. Мама , иди посмотри, что я сделал. Мама, дай мне… Мама, давай с тобой…» А у мамы ворох белья, который нужно перегладить, приготовить ужин, сходить в магазин, вытереть пол на кухне и еще хотелось бы почитать книгу, которая никак не дождется своего часа в этой бесконечной очереди «Надо». Мама понимает, что уделить своему чаду время и внимание необходимо, иначе малыш будет требовать этого своим плохим поведением. В этом случае можно предположить, что раздражение будет проявляться и у ребенка и у мамы, так как их потребности не удовлетворяются.

И.Павлов в своей книге «Как найти время на общение с детьми» описывает 4 стратегии распределения времени.

«Многие родители испытывают трудности при распределении времени между собственными интересами и интересами детей. Конфликт между количеством времени, которое необходимо для себя, и количество времени, которое нужно уделять детям (ребенку), чаще всего имеет одно из четырех стратегических решений. В основе каждого из таких решений лежат два параметра: собственные интересы и интересы ребенка, хотя граница между ними довольно условна».

Стратегия «Черная дыра». Времени не хватает ни на себя, ни на ребенка.

Стратегия «Родитель-звезда». При этой стратегии максимальное количество времени для себя и минимальное количество времени для ребенка.

Стратегия «Ребенок – звезда». Минимальное количество времени для себя и максимальное количество для ребенка.

Стратегия «Созвездие». При этой стратегии хватает времени и на удовлетворение потребностей ребенка и своих собственных.

   Конечно, количество времени, проведенного в непосредственном общении или какой-либо совместной деятельности со своими детьми, определяет для себя каждый родитель сам.

Это могут быть 15 минут, может быть 1 час, а может быть и целый день. Это специальное «детское» время, когда мама или папа полностью принадлежат ребенку (мама не моет посуду, папа не смотрит одним глазом на ребенка, а другим в телевизор) и именно ребенок выступает инициатором той или иной деятельности. В это время не входит обучение буквам, если ребенок не хочет, выполнение развивающих заданий, которые так полезны для растущего мозга. Это время игры, валяний на полу и прочих «глупостей», по мнению некоторых родителей.

Бесспорно, «детское» время просто необходимо, но не все так однозначно в этом вопросе. Думаю, многие родители сталкивались с ситуацией, когда они проводили    время с ребенком, а ему все мало и мало. Стоит в гости прийти бабушке или маме заняться своими делами, как малыш не дает слова сказать или своим поведением притягивает внимание. Особенно ярко такое демонстративное поведение наблюдается в детском коллективе. Среди детей находится   ребенок, который паясничает, говорит глупости, нарушает правила, явно рассчитывая на реакцию зрителей. О чем может свидетельствовать подобная ситуация? Это может говорить о том, что у ребенка сформировалась неправильная установка. Г. Хоментаускас , описывая последствия чрезмерного внимания родителей к детям , обозначает так : «я значим только тогда, когда на меня обращают внимание».

Дети иногда говорят: «Мне скучно». Ребенку, не умеющему себя занять требуется постоянная подпитка в виде другого человека, который его развлечет, либо мультиков , которые можно просто поглощать. Р.Дрейкурс и В. Золц считают, что «первое требование для каждого человеческого существа стать самодостаточным. Ребенок учится заботиться о себе, и этот процесс начинается с самого его рождения». «Для «хорошей» матери вовсе не обязательно исполнять все требования ребенка. Ребенок, чувствующий себя прекрасно, лишь, когда он в центре внимания, на самом деле несчастлив. Подлинное счастье не зависит от внимания других, а возникает как результат самодостаточности».

 

 

 



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Когда на ребенка не хватает времени...
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Качество или количество времени с близкими?
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Сколько времени в день вы тратите на себя?
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Когда ребенок все время болеет. Немного о причинах детских психосоматических расстройств.
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Как маме с маленьким ребенком найти время для себя (лайфхак от психолога)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь