|
Лечение аутизма в Америке.Автор статьи: Ирина Сазоновна Стрилец
Стрилец И.С. Молдова, Тирасполь, педагог-психолог, [email protected] В статье рассматривается теория возникновения аутизма, даётся объяснение симптомов заболевания. На основании исследований делается вывод о том, что зеркальные нейроны не только посылают моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и людям определять намерения других индивидов путём мысленного воспроизведения их действий. Даются рекомендации как общаться с ребёнком аутистом. Ключевые слова: аутист, лечение, зеркальные нейроны. Strilets I.S. Moldova, Tiraspol [email protected] In article the theory of emergence of an autism is considered, the explanation of symptoms of a disease is offered. On the basis of researches the conclusion that mirror neurones not only posylakt motor teams to muscles, but also allow monkeys and people to define intentions of other individuals by a mental voskproizvedeniye of their actions is drawn. Recommendations how to communicate with the child the autist are made. Keywords: autist, treatment, mirror neurones.
На первый взгляд, ребёнок, больной аутизмом, ничем не отличается от своих сверстников. Однако, попытавшись разговорить его, вы скоро поймете, что с ним творится что-то неладное: он избегает вашего взгляда, нервничает. может даже начать биться головой о стену. Охваченный крайним смущением, он не в состоянии поддержать даже самую простую беседу. Ему не чужды чувства страха, гнева и удовольствия, но он глух к переживаниям других людей и не замечает тонких оттенков их поведения, понятных большинству его сверстников. Аутизм, которым страдает около 0.5% американских детей, представляет собой одну из форм нарушения развития. В 1940-х гг. он впервые был описан двумя специалистами — американским психиатром Лео Кэннером (LeoKanner) и австрийским педиатром Хансом Аспергером (HansAsperger). Ничего не зная о работе другого, исследователи, словно сговорившись, присвоили обнаруженному синдрому одно и то же название — аутизм (от греческого слова autos — «сам»). Оно как нельзя лучше отражает сущность расстройства — ведь его основным признаком является выключенность человека из социальных взаимодействий. Описав недуг, медики задумались о его причинах. Они установили, что аутизм может передаваться по наследству, однако немалую роль в его возникновении играют другие факторы. В конце 1990-х гг. сотрудники нашей лаборатории в Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, имеется ли связь между аутизмом и недавно открытым классом нервных клеток, получивших название зеркальных нейронов. Именно им человек обязан своей способностью распознавать намерения и эмоции других людей, поэтому мы предположили. что некоторые симптомы аутизма могут возникать вследствие дисфункций системы зеркальных нейронов. Объяснение симптомов. Основными признаками аутизма считаются социальная изолированность. нежелание смотреть в глаза собеседнику, дефекты речи и неспособность к сопереживанию. Однако расстройство нередко сопровождается и менее явными симптомами. Так, многие больные аутизмом не понимают метафор, иногда воспринимая их слишком буквально, не могут воспроизвести действия других людей. Они могут быть озабочены пустяками, но не обращать внимания на существенные события (особенно социального плана). И, наконец, нередко они испытывают отвращение к определенным звукам, вызывающих у них сильную тревогу. Теории возникновения аутизма можно разделить на две группы: анатомические и психологические. Эрик Корчесн (EricCourchesne) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ряд других анатомов обнаружили у детей с аутизмом характерные аномалии в развитии мозжечка — мозговой структуры, ответственной за координацию сложных произвольных движений. Но повреждения мозжечка, обусловленные кровоизлиянием в мозг, обычно вызывают тремор, нарушение походки и аномальные движения глаз, однако при аутизме подобные симптомы наблюдаются крайне редко. И наоборот, показатели, типичные для аутизма, никогда не отмечаются у пациентов с пораженным мозжечком. Таким образом, патологические изменения данной структуры у детей с аутизмом представляют собой скорее всего побочные эффекты работы аномальных генов, а истинные причины расстройства имеют иное происхождение. Наиболее оригинальное объяснение аутизма предложили Юта Фрит (UtaFrith) из Лондонского университетского колледжа и Саймон Бэрон-Коэн (SimonBaron-Cohen) из Кембриджского университета. Главную причину заболевания они усматривают в неспособности человека «создавать теории о чужой психике». По мнению исследователей, выстраивать сложные гипотезы о психических особенностях других людей нам позволяют особые нейронные цепи в головном мозге, благодаря которым мы предугадываем поведение окружающих. Однако теория Фрит и Бэрон-Коэна не объясняет многообразия симптомов аутизма, на первый взгляд не связанных друг с другом. Исследователям необходимо в первую очередь идентифицировать мозговые механизмы, нарушение которых вызывает аутизм. Один из подходов к изучению данного вопроса изложен в работе Джакомо Риццолатти (GiacomoRizzolatti) из Пармского университета в Италии. В 1990-х гг. итальянские исследователи изучали активность нервных клеток головного мозга макак, выполнявших целенаправленные действия. Как известно, некоторые нейроны премоторной коры (части фронтальной доли мозга) участвуют в управлении произвольными движениями. Так. например, один нейрон генерирует импульсы, когда животное протягивает руку к лежащему рядом арахису, другой — когда оно нажимает на рычаг, и т. д. Данные клетки мозга называют моторными командными нейронами. Риццолатти и его коллег удивило то обстоятельство, что некоторые популяции моторных командных нейронов генерировали разряды даже в том случае, когда обезьяна не действовала сама, а наблюдала, как те же движения выполняет другая особь или человек. Как показали дальнейшие исследования с использованием методов нейровизуализации, такие «зеркальные нейроны" присутствуют и в соответствующих областях мозговой коры человека. Исследователи предположили, что зеркальные нейроны (а точнее, нейронные сети, частью которых они являются) не только посылают моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и людям определять намерения других индивидов путем мысленного воспроизведения их действий. Если у животных роль данных систем ограничена предсказанием простых целенаправленных действий, то у человека зеркальные клетки могут опосредовать способность к интерпретации более сложных намерений. Позже было доказано, что зеркальные нейроны имеются и в других частях головного мозга человека (например, в поясной и островковой коре), и они могут принимать участие в таких сложных формах эмоционального поведения. как сопереживание. Изучая переднюю область поясной коры бодрствующих людей, исследователи обнаружили, что некоторые нейроны, активизирующиеся в ответ на болевое воздействие, генерируют импульсы и в том случае, когда испытуемый видит, что другому человеку больно. Не исключено, что зеркальные нейроны отвечают и за подражательные способности, слабо развитые у человекообразных обезьян и играющие огромную роль в жизни людей. В конце 1990-х гг. мы заметили, что зеркальные нейроны выполняют как раз те функции, нарушение которых отмечается при аутизме. Если система зеркальных клеток участвует в интерпретации человеком сложных намерений других, то наиболее серьезную патологию у аутичных людей (дефицит социальных навыков) можно объяснить повреждением этой нейронной сети. Дисфункции зеркальных нейронов могут провоцировать возникновение и прочих важных симптомов данного расстройства: неспособности к сопереживанию, дефектов речи, плохо развитых подражательных способностей и т. д.[1] Лечение аутизма становится всё более насущным, т.к. критерии этого состояния расширяются, а потому число выявляемых случаев растет. В 1970-х гг. аутизм назывался детским психозом, а его признаками были нарушения социализации и умственная отсталость. Тогда это расстройство считалось редким: его частота составляла 5 на 10 тыс. детей. В случаях, когда, например, восьмимесячный ребенок даже не устанавливал зрительного контакта, педиатры предлагали обеспокоенным родителям «подождать еще немного». Впоследствии критерии аутизма были расширены за счёт выделения так называемых расстройств аутистического спектра, характеризующихся более мягкой симптоматикой, и частота этого заболевания соответственно возросла. К 1994 г., когда была опубликована настольная книга американских психиатров - четвертое издание «Руководства по диагностике и статистике психических болезней» (DiagnosticandStatisticalManualofMentalDisorders), или DSMIV, - к подобным расстройствам были отнесены синдром Аспергера (заболевание со значительной сохранностью психических функций, описанное в фильме «Человек дождя») и разнородная группа, обозначенная как «первазивные расстройства развития без дополнительных уточнений». Преимущества ранней диагностики и лечения начали становиться все более очевидными, и в 2007 г. Американская академия педиатрии выпустила рекомендации по массовому обследованию всех детей в возрасте от 18 до 24 месяцев на предмет аутизма. К этому времени частота диагностики аутизма возросла до 1 на 110 детей. До сих пор неизвестно, обусловлен ли такой рост частоты диагностики истинным повышением распространенности аутизма. В значительной степени это связано с тем, что причины заболевания неизвестны. По словам руководителя исследовательского отдела Института медицинских исследований болезней развития нервной системы (MedicalInvestigationofNeurodevelopmentalDisorders, MIND) Калифорнийского университета в Дэвисе и президента Международного общества по изучению аутизма Дэвида Амарала (DavidAmaral), «в большинстве случаев аутизма нет даже явного наследования». Не существует и объективных показателей, по которым можно было бы судить о риске развития аутизма у ребенка или об эффективности лечения. Основные усилия направлены на разработку психологических и психотерапевтических воздействий, нацеленных на формирование у ребенка навыков общения и речи. Некоторые из таких воздействий, возможно, дают какой-то эффект. Отсутствие научно обоснованных методов лечения создает прекрасную почву для всякого рода шарлатанов, наживающихся на человеческом горе. Врач из Чапел-Хилл (штат Северная Каролина) Стивен Баррет (StephenBarrett), в прошлом работавший психиатром (в настоящее время он находится на пенсии), создал сайт Quackwatch.com, посвященный сомнительным методам лечения. Касаясь аутизма, Баррет на этом сайте пишет так: «Прибегая к этим методам, вы получаете смесь из псевдонауки и мошенничества. Отчаявшиеся родители пытаются уловить малейшие признаки улучшения состояния детей, и когда со временем некое улучшение наступает, они не видят его истинных причин». А причиныэти, как указывает Баррет, связаны вовсе не с лечением, а с элементарным возрастным развитием. Тем временем Интернет заполнен объявлениями торговцев надеждой. На одном сайте родителям всего за $299 предлагают книжку, способную «навсегда избавить ребёнка от аутизма». На другом сайте можно увидеть видеозапись «больной аутизмом девочки, пошедшей на поправку после введения стволовых клеток». Многие родители признают, что главным источником информации для них служит Интернет, и часто они «доверяются слухам о случаях исцеления, рассказам знакомых или других родителей, - отмечает сотрудник Центра педиатрии Йельского университета Брайан Речоу (BrianReichow). - Научные исследования в области аутизма сильно отстают от так называемых методов лечения». Надежда стоит недёшево. Сеанс гипербарической оксигенации в барокамере (той самой, которую применяют при кессонной болезни), при которой временно повышается уровень кислорода в крови, стоит не менее $100 в час, а таких часовых сеансов якобы требуется не меньше, чем два в день. Так называемая сенсорно-интегративная терапия, формы которой варьируют от обтягивающей одежды или помещения ребёнка в так называемую обжимную машину до игр с ароматизированной глиной, может обходиться до $200 в час. Поставщики запрашивают до $800 за консультации и тысячи долларов за витамины, пищевые добавки и лабораторные исследования. На постоянном форуме в рамках сайта InteractiveAutismNetwork, организованном Институтом Кеннеди Кригера (Балтимор), родители сообщают о том, что ежемесячно тратят на все эти виды лечения не менее $200. Единственный вид терапии, для которого доказана некоторая эффективность, - поведенческая психотерапия - обходится ежегодно в $33 тыс. и больше. Конечно, эти затраты часто берут на себя программы страхования и школьные округа, но в таких случаях иногда приходится слишком долго ждать очереди на обследование и лечение. В целом же, по данным Института здравоохранения Гарвардского университета, прямые ежегодные затраты на лечение и непрямые расходы составляют в среднем $72 тыс. на больного аутизмом ребёнка. Спорные методы лечения включают и некоторые виды лекарственной терапии. Так, иногда больным назначают средства, предназначенные для лечения других состояний. Примером может быть лейпрорелин (Lupron) - блокатор образования тестостерона у мужчин и эстрогенов у женщин, применяемый при раке предстательной железы и для химической кастрации маньяков-насильников. Некоторые врачи применяют сахаропонижающее средство пиоглитазон (Actos) и иммуноглобулин G для внутривенного введения, обычно назначаемый при лейкозах и ВИЧ-инфекции у детей. Все эти препараты обладают серьезными побочными эффектами, а их эффективность и безопасность для человека не исследовались. К препаратам, официально утвержденным для лечения других заболеваний, но применяемым при аутизме, относятся и комплексобразующие средства (препараты, связывающие свинец, ртуть и другие металлы с образованием биологически неактивных соединений, выводимых с мочой). Некоторые считают, что аутизм может вызываться воздействием тяжелых металлов, в частности ртутьсодержащим консервантом для вакцин тиомерсалом. Однако такая связь никогда не была доказана, а после перехода на вакцины без тиомер-сала (в 2001 г.) частота диагностики аутизма продолжала повышаться. Комплексобразующие средства, особенно для внутривенного введения (а именно такие рекомендуют при аутизме), могут вызывать почечную недостаточность. В 2005 г. в штате Пенсильвания после курса внутривенной комплексобразующей терапии умер страдавший аутизмом пятилетний мальчик. В 2006 г. Национальный институт психиатрии объявил о планировании контролируемого испытания комплексобразующих средств при аутизме. Однако в 2008 г. это испытание было отложено, поскольку, по мнению официальных лиц, «не было явных данных о пользе терапии», а риск для детей «был выше допустимого». Такое мнение было частично основано на данных опытов на крысах, в которых были выявлены когнитивные нарушения у животных, не имевших отравлений тяжелыми металлами и получавших комплексобразующие средства. «Я не думаю, что кто-то серьезно верит в эффективность комплексобразующих средств у существенной части больных детей», - утверждает директор Национального института психиатрии Томас Инсел (ThomasR. Insel). По его мнению, научных сотрудников института «больше интересует испытание средств с более очевидным механизмом действия». Как и следовало ожидать, прекращение упомянутого испытания вызвало волну обвинений в адрес официальной медицины, игнорирующей альтернативные подходы. Кроме того, средства всегда охотнее выделяют на испытание новых методов лечения, чем на доказательство неэффективностисомнительных способов. До недавнего времени большая часть работ в области аутизма проводилась специалистами по социальным наукам и педагогике, а в этих дисциплинах значительно меньше как финансирование, так и объемы работ: иногда в «испытании» участвует только один ребёнок! «Это нельзя даже назвать доказательствами», - говорит помощник директора Южнокалифорнийского центра доказательной медицины корпорации RAND Маргарет Мальоне (MargaretMaglione). В настоящее время Мальоне руководит созданием федерального обзора по поведенческой психотерапии, который был опубликован в 2011 г. Научных исследований для большинства методов лечения аутизма либо нет вообще, либо их объемы слишком малы. В 2007 г. Кокрановское сотрудничество (организация, занимающаяся независимой экспертизой медицинских исследований) провела обзор испытаний безглютеновых и безказеиновых диет. Применение этих диет основано на предположении о том, что белок молока казеин и белок пшеницы глютен способны действовать на рецепторы головного мозга. Были проведены два очень ограниченных испытания (в первом участвовали 20 детей, во втором - 15). В первом испытании было обнаружено некоторое снижение симптомов аутизма, во втором - нет. Профессор педиатрии медикостоматологической школы Рочестерского университета Сьюзен Хаймэн (SusanHyman) опубликовала в мае этого года данные рандомизированного контролируемого испытания с участием 14 детей, в котором на фоне безглютеновых и безказеиновых диет не было выявлено никаких изменений сна, внимания и поведения, в том числе характерной для аутизма симптоматики. По словам врачапедиатра из Филадельфийской детской больницы Сьюзен Леви (SusanЕ. Levy), сотрудничавшей с Хаймэн, «постепенно накапливаются данные о том, что диеты - не та панацея, о которой все мечтают». Леви на собственном опыте знает, как трудно изменить общественное мнение. В 1998 г. было опубликовано сообщение о трех больных аутизмом детях, у которых после введения секретина в ходе обследования пищеварительной системы улучшились зрительный контакт, общая активность и речь. После этого секретин пошел нарасхват, а средства массовой информации, в том числе GoodMorningAmerica и Ladies’ HomeJournal стали публиковать жизнерадостные рассказы родителей о том, как неузнаваемо изменились их дети. Национальный институт детского здоровья и развития тотчас же выделил средства для клинических испытаний. К маю 2005 г. пять таких испытаний были проведены, и ни в одном из них никаких положительных сдвигов обнаружено не было. Однако, как указывает участвовавшая в этих испытаниях Леви, понадобились годы, чтобы ажиотаж вокруг секретина стих. По её словам, «исследования трудоёмки, а прогресс может идти медленно. Родители могут ощущать полную беспомощность и хотят, чтобы не осталась неизученной ни одна возможность». Однако есть и хорошие новости. Одна из них заключается в том, что растущая потребность в методах лечения с доказанной эффективностью привлекает все большее внимание исследователей и финансирующих организаций. На первой конференции по изучению аутизма, состоявшейся в 2001 г., присутствовало от силы 250 человек, а в мае этого года на аналогичной конференции в Филадельфии собралось более 1,7 тыс. исследователей, аспирантов и представителей родительских организаций. Появление новых технологий и рост общественного интереса делают аутизм более привлекательным для исследователей.[2] Учитывая сверхчувствительность аутистов, надо быть сними очень внимательными. Даже разговаривать лучше вполголоса. Нельзя создавать тревожную, драматическую обстановку. Полезно осторожное тактильное взаимодействие, например массаж, но он должен быть неглубокий, не очень чувствительный, в виде игры, потому что сильное воздействие на кожу и мышцы может вызвать ухудшение состояния. Для аутистов не годятся экстравагантные формы воспитания. Новое (например, одежду) нужно предлагать, но не навязывать, поскольку таким детям свойственна боязнь всего нового. Нельзя выхватывать и выбрасывать старую игрушку, объявив её негодной рухлядью. Дороги аутистам и разные атрибуты, найденные на улице: палочки, веревочки, обломки игрушек. Им, кстати, часто нравятся именно части игрушек. Нельзя их отбирать, да еще объявлять «мусором». Аутист косвенно всё замечает, запоминает, и можно совсем потерять его доверие, в результате чего еще более гипертрофированно проявится его основная черта - защитный негативизм и протестные реакции. Походы в театр, цирк, на ёлку, где много людей и шума, для аутистов - чрезмерная нагрузка. Они часто боятся игрушек, особенно крупных. Сейчас на улицах больших городов можно увидеть «живую рекламу» - людей, одетых в костюм Микки-Мауса или динозавра. На аутистов подобное зрелище действует пугающе, поскольку воображение у них бурное. От страха ребёнок на какое-то время может стать вообще неуправляемым и потом долго будет отказываться выходить на улицу. Аутисту важно, чтобы его жизнь была размеренна и предсказуема. Он любит гулять по строго определенным маршрутам, носить привычную одежду, совершать одни и те же ритуалы подготовки ко сну, есть в определенном месте и даже из определенной тарелки. Избирателен он и в выборе цветов. Скажем, любит все белое, а желтое терпеть не может. И если родители действительно пытаются ему помочь, приходится какое-то время приспосабливаться к его особенностям. С улучшением состояния малыша эти странности понемногу исчезают. Расширяется спектр вещей, которые ему нравятся, и взаимодействовать с ним становится легче. Теперь он любит новую одежду, примеряет её перед зеркалом. Он даже начинает смотреть собеседнику в глаза, хотя для аутиста самое трудное - смотреть в глаза другому человеку, ведь это означает тесный контакт. Улучшение выражается в неожиданной разблокировке этой части эмоциональной сферы. Ребёнок вдруг подходит к взрослому и, как котёнок, тычется головкой в руку, ища ласки. И это бессловесное проявление чувств дорогого стоит, потому что оно при всей своей скромности и ненавязчивости «прошло» сквозь огромные трудности, «преодолело» чрезвычайно сильный внутренний протест. Поэтому, когда аутист вдруг проявляет потребность в ласке, нужно обязательно откликнуться. Одно из основных правил взаимодействия с таким ребенком гласит, что его необходимо поощрять за каждое проявление правильных форм поведения и отвлекать от неправильных. Наказывать же нельзя, пока его состояние не улучшится, да и потом лучше этого избегать, к тому же наказание на такого ребёнка всё равно не действует. Причём при всей осторожности обращения с аутичным ребёнком от родителей требуется большая эмоциональность, ему необходимо наглядно демонстрировать свою любовь, вызывать его на контакт. Мягко преодолевая сопротивление ребёнка, надо приобщать его к реальному миру, к природе, игре. Он не смотрит в глаза - надо стимулировать его, чтобы смотрел. Не разговаривает - надо добиваться, чтобы говорил. С первых месяцев жизни необходимо направлять его внимание на себя, и результаты обязательно появятся. Очень полезен спорт, но спорт должен быть не командным, а индивидуальным, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. В этом отношении хороши разные виды восточных единоборств типа карате ушу, они не агрессивны, развивают сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Полезны и плавание, велоспорт, коньки, лыжи. А вот лёгкая атлетика для таких детей чересчур нагрузочна. Из других занятий им полезны танцы и хоровое пение. В хоре они не смущаются, часто хорошо поют. А со временем, если разовьются голосовые данные, могут солировать. Пение заметно уменьшает аутизм, поскольку аутисты начинают себя слышать. Очень важно беречь ребёнка от стрессов, поскольку стресс в раннем возрасте может спровоцировать развитие аутизма. Причём, учитывая гиперчувствительность ребёнка с симптомами риска по аутизму, надо понимать, что для него травмирущими стрессорными факторами являются не только крикив взрослых, их скандалы, которые вредят любому ребёнку, но и вроде бы безобидные события. Например, переезд, громкий шум или даже смена мамой своего облика.[3] ЛИТЕРАТУРА:
LITERATURE:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|