Лечение аутизма в Америке.

Стрилец И.С.

Молдова, Тирасполь, педагог-психолог,

[email protected]

         В статье рассматривается теория возникновения аутизма, даётся объяснение симптомов заболевания. На основании исследований делается вывод о том, что зеркальные нейроны не только посыла­ют моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и лю­дям определять намерения других индивидов путём мысленного вос­произведения их действий. Даются рекомендации как общаться с ребёнком аутистом.

         Ключевые слова: аутист, лечение, зеркальные нейроны.

Strilets I.S.

Moldova, Tiraspol

[email protected]

          In article the theory of emergence of an autism is considered, the explanation of symptoms of a disease is offered. On the basis of researches the conclusion that mirror neurones not only posylakt motor teams to muscles, but also allow monkeys and people to define intentions of other individuals by a mental voskproizvedeniye of their actions is drawn. Recommendations how to communicate with the child the autist are made.

 Keywords: autist, treatment, mirror neurones.

 

На первый взгляд, ребёнок, больной аутизмом, ничем не отличается от своих сверстников. Однако, попытавшись разговорить его, вы скоро поймете, что с ним творится что-то неладное: он избегает вашего взгляда, нервни­чает. может даже начать биться го­ловой о стену. Охваченный крайним смущением, он не в состоянии под­держать даже самую простую бесе­ду. Ему не чужды чувства страха, гнева и удовольствия, но он глух к переживаниям других людей и не замечает тонких оттенков их пове­дения, понятных большинству его сверстников.

Аутизм, которым страдает около 0.5% американских детей, пред­ставляет собой одну из форм на­рушения развития. В 1940-х гг. он впервые был описан двумя специ­алистами — американским психи­атром Лео Кэннером (LeoKanner) и австрийским педиатром Хансом Аспергером (HansAsperger). Ничего не зная о работе другого, исследо­ватели, словно сговорившись, при­своили обнаруженному синдрому одно и то же название — аутизм (от греческого слова autos — «сам»). Оно как нельзя лучше отражает сущность расстройства — ведь его основным признаком является выключенность человека из социаль­ных взаимодействий.

Описав недуг, медики задума­лись о его причинах. Они установи­ли, что аутизм может передавать­ся по наследству, однако немалую роль в его возникновении играют другие факторы. В конце 1990-х гг. сотрудники нашей лаборатории в Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, име­ется ли связь между аутизмом и не­давно открытым классом нервных клеток, получивших название зер­кальных нейронов. Именно им че­ловек обязан своей способностью распознавать намерения и эмоции других людей, поэтому мы предпо­ложили. что некоторые симптомы аутизма могут возникать вследс­твие дисфункций системы зеркаль­ных нейронов.

Объяснение симптомов.

 Основными признаками аутиз­ма считаются социальная изоли­рованность. нежелание смотреть в глаза собеседнику, дефекты речи и неспособность к сопережива­нию. Однако расстройство нередко сопровождается и менее явными симптомами. Так, многие больные аутизмом не понимают метафор, иногда воспринимая их слишком буквально, не могут воспроизвести действия других людей. Они могут быть озабочены пустяками, но не обращать внимания на существен­ные события (особенно социально­го плана). И, наконец, нередко они испытывают отвращение к опреде­ленным звукам, вызывающих у них сильную тревогу.

Теории возникновения аутизма можно разделить на две группы: анатомические и психологические. Эрик Корчесн (EricCourchesne) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ряд других анатомов обнаружили у детей с аутизмом ха­рактерные аномалии в развитии мозжечка — мозговой структуры, ответственной за координацию сложных произвольных движений. Но повреждения мозжечка, обус­ловленные кровоизлиянием в мозг, обычно вызывают тремор, нару­шение походки и аномальные дви­жения глаз, однако при аутизме подобные симптомы наблюдаются крайне редко. И наоборот, показа­тели, типичные для аутизма, ни­когда не отмечаются у пациентов с пораженным мозжечком. Таким образом, патологические измене­ния данной структуры у детей с аутизмом представляют собой ско­рее всего побочные эффекты рабо­ты аномальных генов, а истинные причины расстройства имеют иное происхождение.

Наиболее оригинальное объяс­нение аутизма предложили Юта Фрит (UtaFrith) из Лондонского уни­верситетского колледжа и Саймон Бэрон-Коэн (SimonBaron-Cohen) из Кембриджского университета. Главную причину заболевания они усматривают в неспособности чело­века «создавать теории о чужой пси­хике». По мнению исследователей, выстраивать сложные гипотезы о психических особенностях других людей нам позволяют особые ней­ронные цепи в головном мозге, бла­годаря которым мы предугадываем поведение окружающих. Однако тео­рия Фрит и Бэрон-Коэна не объясня­ет многообразия симптомов аутизма, на первый взгляд не связанных друг с другом. Исследователям необходимо в первую очередь идентифицировать мозговые механизмы, нарушение ко­торых вызывает аутизм.

Один из подходов к изучению данного вопроса изложен в рабо­те Джакомо Риццолатти (GiacomoRizzolatti) из Пармского универси­тета в Италии. В 1990-х гг. итальянские исследова­тели изучали активность нервных клеток головного мозга макак, вы­полнявших целенаправленные действия. Как известно, некоторые нейроны премоторной коры (части фронтальной доли мозга) участву­ют в управлении произвольными движениями. Так. например, один нейрон генерирует импульсы, когда животное протягивает руку к лежа­щему рядом арахису, другой — ког­да оно нажимает на рычаг, и т. д. Данные клетки мозга называют мо­торными командными нейронами.

Риццолатти и его коллег удивило то обстоятельство, что некоторые популяции моторных командных нейронов генерировали разряды даже в том случае, когда обезьяна не действовала сама, а наблюдала, как те же движения выполняет дру­гая особь или человек. Как показали дальнейшие исследования с исполь­зованием методов нейровизуализа­ции, такие «зеркальные нейроны" присутствуют и в соответствую­щих областях мозговой коры чело­века. Исследователи предположили, что зеркальные нейроны (а точнее, нейронные сети, частью которых они являются) не только посыла­ют моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и лю­дям определять намерения других индивидов путем мысленного вос­произведения их действий. Если у животных роль данных систем ог­раничена предсказанием простых целенаправленных действий, то у человека зеркальные клетки могут опосредовать способность к интер­претации более сложных намере­ний.

Позже было доказано, что зер­кальные нейроны имеются и в других частях головного мозга че­ловека (например, в поясной и островковой коре), и они могут при­нимать участие в таких сложных формах эмоционального поведе­ния. как сопереживание. Изучая переднюю область поясной коры бодрствующих людей, исследова­тели обнаружили, что некоторые нейроны, активизирующиеся в от­вет на болевое воздействие, генери­руют импульсы и в том случае, ког­да испытуемый видит, что другому человеку больно. Не исключено, что зеркальные нейроны отвечают и за подражательные способности, сла­бо развитые у человекообразных обезьян и играющие огромную роль в жизни людей.

 В конце 1990-х гг. мы заметили, что зеркальные нейроны выполняют как раз те функции, нарушение которых от­мечается при аутизме. Если систе­ма зеркальных клеток участвует в интерпретации человеком сложных намерений других, то наиболее се­рьезную патологию у аутичных лю­дей (дефицит социальных навыков) можно объяснить повреждением этой нейронной сети. Дисфункции зеркальных нейронов могут прово­цировать возникновение и прочих важных симптомов данного рас­стройства: неспособности к сопе­реживанию, дефектов речи, плохо развитых подражательных способ­ностей и т. д.[1]

Лечение аутизма становится всё более насущным, т.к. критерии этого состояния расширяются, а потому число выявляемых случа­ев растет. В 1970-х гг. аутизм на­зывался детским психозом, а его признаками были нарушения со­циализации и умственная отста­лость. Тогда это расстройство счи­талось редким: его частота состав­ляла 5 на 10 тыс. детей. В случаях, когда, например, восьмимесяч­ный ребенок даже не устанавли­вал зрительного контакта, педиа­тры предлагали обеспокоенным ро­дителям «подождать еще немного».

Впоследствии критерии аутизма были расширены за счёт выделе­ния так называемых расстройств аутистического спектра, харак­теризующихся более мягкой сим­птоматикой, и частота этого забо­левания соответственно возросла.

К 1994 г., когда была опубликова­на настольная книга американ­ских психиатров - четвертое из­дание «Руководства по диагностике и статистике психических болезней» (DiagnosticandStatisticalManualofMentalDisorders), или DSMIV, - к подобным расстройствам были отнесены синдром Аспергера (забо­левание со значительной сохран­ностью психических функций, опи­санное в фильме «Человек дождя») и разнородная группа, обозначен­ная как «первазивные расстрой­ства развития без дополнительных уточнений». Преимущества ранней диагностики и лечения начали ста­новиться все более очевидными, и в 2007 г. Американская академия педиатрии выпустила рекоменда­ции по массовому обследованию всех детей в возрасте от 18 до 24 ме­сяцев на предмет аутизма. К это­му времени частота диагностики аутизма возросла до 1 на 110 детей.

До сих пор неизвестно, обуслов­лен ли такой рост частоты диагно­стики истинным повышением рас­пространенности аутизма. В зна­чительной степени это связано с тем, что причины заболевания неизвестны. По словам руководителя исследовательского отде­ла Института медицинских исследований болезней развития нерв­ной системы (MedicalInvestigationofNeurodevelopmentalDisorders, MIND) Калифорнийского уни­верситета в Дэвисе и президен­та Международного общества по изучению аутизма Дэвида Ама­рала (DavidAmaral), «в большин­стве случаев аутизма нет даже яв­ного наследования». Не существу­ет и объективных показателей, по которым можно было бы судить о риске развития аутизма у ребен­ка или об эффективности лечения. Основные усилия направлены на разработку психологических и пси­хотерапевтических воздействий, нацеленных на формирование у ребенка навыков общения и речи. Некоторые из таких воздействий, возможно, дают какой-то эффект.

Отсутствие научно обоснованных методов лечения создает прекрасную почву для всякого рода шар­латанов, наживающихся на чело­веческом горе. Врач из Чапел-Хилл (штат Северная Каролина) Стивен Баррет (StephenBarrett), в прошлом работавший психиатром (в насто­ящее время он находится на пен­сии), создал сайт Quackwatch.com, посвященный сомнительным ме­тодам лечения. Касаясь аутизма, Баррет на этом сайте пишет так: «Прибегая к этим методам, вы по­лучаете смесь из псевдонауки и мо­шенничества. Отчаявшиеся роди­тели пытаются уловить малейшие признаки улучшения состояния детей, и когда со временем некое улучшение наступает, они не видят его истинных причин». А причиныэти, как указывает Баррет, связа­ны вовсе не с лечением, а с элемен­тарным возрастным развитием.

Тем временем Интернет запол­нен объявлениями торговцев на­деждой. На одном сайте родителям всего за $299 предлагают книжку, способную «навсегда избавить ре­бёнка от аутизма». На другом сай­те можно увидеть видеозапись «больной аутизмом девочки, по­шедшей на поправку после введе­ния стволовых клеток». Многие ро­дители признают, что главным ис­точником информации для них служит Интернет, и часто они «до­веряются слухам о случаях исцеле­ния, рассказам знакомых или дру­гих родителей, - отмечает сотруд­ник Центра педиатрии Йельского университета Брайан Речоу (BrianReichow). - Научные исследования в области аутизма сильно отстают от так называемых методов лечения».

Надежда стоит недёшево. Сеанс гипербарической оксигенации в ба­рокамере (той самой, которую при­меняют при кессонной болезни), при которой временно повышается уровень кислорода в крови, стоит не менее $100 в час, а таких часовых сеансов якобы требуется не мень­ше, чем два в день. Так называемая сенсорно-интегративная терапия, формы которой варьируют от обтя­гивающей одежды или помещения ребёнка в так называемую обжим­ную машину до игр с ароматизированной глиной, может обходиться до $200 в час. Поставщики запра­шивают до $800 за консультации и тысячи долларов за витамины, пищевые добавки и лабораторные исследования. На постоянном фо­руме в рамках сайта InteractiveAutismNetwork, организованном Институтом Кеннеди Кригера (Балтимор), родители сообщают о том, что ежемесячно тратят на все эти виды лечения не менее $200. Единственный вид терапии, для которого доказана некоторая эф­фективность, - поведенческая пси­хотерапия - обходится ежегодно в $33 тыс. и больше. Конечно, эти затраты часто берут на себя про­граммы страхования и школьные округа, но в таких случаях иногда приходится слишком долго ждать очереди на обследование и лече­ние. В целом же, по данным Инсти­тута здравоохранения Гарвардско­го университета, прямые ежегод­ные затраты на лечение и непрямые расходы составляют в среднем $72 тыс. на больного аутизмом ребёнка.

Спорные методы лечения включа­ют и некоторые виды лекарствен­ной терапии. Так, иногда больным назначают средства, предназна­ченные для лечения других со­стояний. Примером может быть лейпрорелин (Lupron) - блокатор образования тестостерона у муж­чин и эстрогенов у женщин, при­меняемый при раке предстатель­ной железы и для химической ка­страции маньяков-насильников. Некоторые врачи применяют са­харопонижающее средство пиоглитазон (Actos) и иммуноглобу­лин G для внутривенного введе­ния, обычно назначаемый при лейкозах и ВИЧ-инфекции у детей. Все эти препараты обладают се­рьезными побочными эффектами, а их эффективность и безопасность для человека не исследовались.

 К препаратам, официально ут­вержденным для лечения других заболеваний, но применяемым при аутизме, относятся и комплексобразующие средства (препараты, связывающие свинец, ртуть и дру­гие металлы с образованием биологически неактивных соединений, выводимых с мочой). Некоторые считают, что аутизм может вызы­ваться воздействием тяжелых ме­таллов, в частности ртутьсодер­жащим консервантом для вакцин тиомерсалом. Однако такая связь никогда не была доказана, а после перехода на вакцины без тиомер-сала (в 2001 г.) частота диагности­ки аутизма продолжала повышать­ся. Комплексобразующие средства, особенно для внутривенного введе­ния (а именно такие рекомендуют при аутизме), могут вызывать по­чечную недостаточность. В 2005 г. в штате Пенсильвания после кур­са внутривенной комплексобразующей терапии умер страдавший аутизмом пятилетний мальчик.

 В 2006 г. Национальный инсти­тут психиатрии объявил о плани­ровании контролируемого испыта­ния комплексобразующих средств при аутизме. Однако в 2008 г. это испытание было отложено, по­скольку, по мнению официальных лиц, «не было явных данных о поль­зе терапии», а риск для детей «был выше допустимого». Такое мнение было частично основано на дан­ных опытов на крысах, в которых были выявлены когнитивные на­рушения у животных, не имевших отравлений тяжелыми металлами и получавших комплексобразую­щие средства. «Я не думаю, что кто-то серьезно верит в эффективность комплексобразующих средств у существенной части больных де­тей», - утверждает директор Наци­онального института психиатрии Томас Инсел (ThomasR. Insel). По его мнению, научных сотрудни­ков института «больше интересу­ет испытание средств с более оче­видным механизмом действия».

Как и следовало ожидать, пре­кращение упомянутого испыта­ния вызвало волну обвинений в адрес официальной медици­ны, игнорирующей альтерна­тивные подходы. Кроме того, средства всегда охотнее выде­ляют на испытание новых ме­тодов лечения, чем на дока­зательство неэффективностисомнительных способов. До недав­него времени большая часть работ в области аутизма проводилась спе­циалистами по социальным нау­кам и педагогике, а в этих дисци­плинах значительно меньше как финансирование, так и объемы работ: иногда в «испытании» уча­ствует только один ребёнок! «Это нельзя даже назвать доказатель­ствами», - говорит помощник ди­ректора Южнокалифорнийско­го центра доказательной медици­ны корпорации RAND Маргарет Мальоне (MargaretMaglione). В на­стоящее время Мальоне руководит созданием федерального обзора по поведенческой психотерапии, ко­торый был опубликован в 2011 г.

Научных исследований для боль­шинства методов лечения аутизма либо нет вообще, либо их объемы слишком малы. В 2007 г. Кокрановское сотрудничество (организация, занимающаяся независимой экс­пертизой медицинских исследо­ваний) провела обзор испытаний безглютеновых и безказеиновых диет. Применение этих диет осно­вано на предположении о том, что белок молока казеин и белок пше­ницы глютен способны действо­вать на рецепторы головного мозга. Были проведены два очень ограни­ченных испытания (в первом уча­ствовали 20 детей, во втором - 15). В первом испытании было обна­ружено некоторое снижение сим­птомов аутизма, во втором - нет. Профессор педиатрии медико­стоматологической школы Рочестерского университета Сьюзен Хаймэн (SusanHyman) опублико­вала в мае этого года данные ран­домизированного контролируемо­го испытания с участием 14 детей, в котором на фоне безглютеновых и безказеиновых диет не было вы­явлено никаких изменений сна, внимания и поведения, в том чис­ле характерной для аутизма сим­птоматики. По словам врачапедиатра из Филадельфийской дет­ской больницы Сьюзен Леви (SusanЕ. Levy), сотрудничавшей с Хай­мэн, «постепенно накапливают­ся данные о том, что диеты - не та панацея, о которой все мечтают».

Леви на собственном опыте знает, как трудно изменить обществен­ное мнение. В 1998 г. было опубли­ковано сообщение о трех больных аутизмом детях, у которых после введения секретина в ходе обследо­вания пищеварительной системы улучшились зрительный контакт, общая активность и речь. После этого секретин пошел нарасхват, а средства массовой информации, в том числе GoodMorningAmerica и Ladies’ HomeJournal стали публи­ковать жизнерадостные рассказы родителей о том, как неузнаваемо изменились их дети. Националь­ный институт детского здоровья и развития тотчас же выделил сред­ства для клинических испытаний. К маю 2005 г. пять таких испыта­ний были проведены, и ни в одном из них никаких положительных сдвигов обнаружено не было. Одна­ко, как указывает участвовавшая в этих испытаниях Леви, понадоби­лись годы, чтобы ажиотаж вокруг секретина стих. По её словам, «ис­следования трудоёмки, а прогресс может идти медленно. Родители могут ощущать полную беспомощ­ность и хотят, чтобы не осталась не­изученной ни одна возможность».

Однако есть и хорошие новости. Одна из них заключается в том, что растущая потребность в мето­дах лечения с доказанной эффек­тивностью привлекает все боль­шее внимание исследователей и финансирующих орга­низаций. На первой кон­ференции по изучению аутизма, состоявшейся в 2001 г., присутствовало от силы 250 че­ловек, а в мае этого года на ана­логичной конференции в Фила­дельфии собралось более 1,7 тыс. исследователей, аспирантов и представителей родительских организаций. Появление новых технологий и рост общественно­го интереса делают аутизм бо­лее привлекательным для иссле­дователей.[2]

Учитывая сверхчувстви­тельность аутистов, надо быть сними очень внимательными. Да­же разговаривать лучше вполго­лоса. Нельзя создавать тревож­ную, драматическую обстанов­ку. Полезно осторожное так­тильное взаимодействие, на­пример массаж, но он должен быть неглубокий, не очень чув­ствительный, в виде игры, пото­му что сильное воздействие на кожу и мышцы может вызвать ухудшение состояния.

Для аутистов не годятся экс­травагантные формы воспита­ния. Новое (например, одежду) нужно предлагать, но не навя­зывать, поскольку таким детям свойственна боязнь всего но­вого. Нельзя выхватывать и вы­брасывать старую игрушку, объявив её негодной рухлядью. Дороги аутистам и разные ат­рибуты, найденные на улице: палочки, веревочки, обломки игрушек. Им, кстати, часто нра­вятся именно части игрушек. Нельзя их отбирать, да еще объявлять «мусором». Аутист косвенно всё замечает, запо­минает, и можно совсем поте­рять его доверие, в результате чего еще более гипертрофиро­ванно проявится его основная черта - защитный негативизм и протестные реакции.

Походы в театр, цирк, на ёлку, где много людей и шума, для ау­тистов - чрезмерная нагрузка. Они часто боятся игрушек, осо­бенно крупных. Сейчас на улицах больших городов можно увидеть «живую рекламу» - людей, оде­тых в костюм Микки-Мауса или динозавра. На аутистов подоб­ное зрелище действует пугаю­ще, поскольку воображение у них бурное. От страха ребёнок на какое-то время может стать во­обще неуправляемым и потом долго будет отказываться выхо­дить на улицу.

Аутисту важно, чтобы его жизнь была размеренна и пред­сказуема. Он любит гулять по строго определенным маршру­там, носить привычную одежду, совершать одни и те же ритуалы подготовки ко сну, есть в опре­деленном месте и даже из опре­деленной тарелки. Избирателен он и в выборе цветов. Скажем, любит все белое, а желтое тер­петь не может. И если родители действительно пытаются ему по­мочь, приходится какое-то вре­мя приспосабливаться к его осо­бенностям.

С улучшением состояния ма­лыша эти странности понемногу исчезают. Расширяется спектр вещей, которые ему нравятся, и взаимодействовать с ним ста­новится легче. Теперь он любит новую одежду, примеряет её пе­ред зеркалом. Он даже начина­ет смотреть собеседнику в гла­за, хотя для аутиста самое труд­ное - смотреть в глаза другому человеку, ведь это означает тес­ный контакт. Улучшение выра­жается в неожиданной разбло­кировке этой части эмоцио­нальной сферы. Ребёнок вдруг подходит к взрослому и, как ко­тёнок, тычется головкой в руку, ища ласки. И это бессловесное проявление чувств дорогого стоит, потому что оно при всей своей скромности и ненавязчивости «прошло» сквозь огром­ные трудности, «преодолело» чрезвычайно сильный внутрен­ний протест.

Поэтому, когда аутист вдруг проявляет потребность в ласке, нужно обязательно откликнуть­ся. Одно из основных правил взаимодействия с таким ребен­ком гласит, что его необходимо поощрять за каждое проявление правильных форм поведения и отвлекать от неправильных. На­казывать же нельзя, пока его со­стояние не улучшится, да и по­том лучше этого избегать, к тому же наказание на такого ребёнка всё равно не действует.

Причём при всей осторожно­сти обращения с аутичным ре­бёнком от родителей требуется большая эмоциональность, ему необходимо наглядно демон­стрировать свою любовь, вызы­вать его на контакт. Мягко пре­одолевая сопротивление ре­бёнка, надо приобщать его к ре­альному миру, к природе, игре. Он не смотрит в глаза - надо стимулировать его, чтобы смот­рел. Не разговаривает - надо добиваться, чтобы говорил. С первых месяцев жизни необхо­димо направлять его внимание на себя, и результаты обяза­тельно появятся.

Очень полезен спорт, но спорт должен быть не командным, а индивидуальным, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. В этом отношении хороши разные виды восточных единоборств типа карате ушу, они не агрессивны, развивают сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Полезны и плавание, велоспорт, коньки, лыжи. А вот лёгкая атлетика для таких детей чересчур нагрузочна. Из других занятий им полезны танцы и хоровое пение. В хоре они не смущаются, часто хорошо поют. А со временем, если разовьются голосовые данные, могут солировать. Пение заметно уменьшает аутизм, поскольку аутисты начинают себя слышать. Очень важно беречь ребёнка от стрессов, поскольку стресс в раннем возрасте может спровоцировать развитие аутизма. Причём, учитывая гиперчувствительность ребёнка с симптомами риска по аутизму, надо понимать, что для него травмирущими стрессорными факторами являются не только крикив взрослых, их скандалы, которые вредят любому ребёнку, но и вроде бы безобидные события. Например, переезд, громкий шум или даже смена мамой своего облика.[3]

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рамачандран В., Оберман Л. Теория аутизма.//В мире науки 2007г. №3-с.31
  2. Шут Н. Лечение аутизма.//В мире науки. 2010г. №11-12, с.34
  3. Шишова Т. Детский аутизм.//Будь здоров. 2010г.-№4, с.58

LITERATURE:

  1. Ramachandran V., L. Oberman. The theory аутизма.//In the world of science of 2007 No. 3-s.31
  2. Clown of N. Treatment аутизма.//In the world of science. 2010 No. 11-12, page 34
  3. Shishova T. Children's autism. Bless you. 2010-№4, page 58


Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аутизм и СДВГ, гиперактивность с чертами аутизма - как понять, как разобраться?
  • Лечение аутизма. Поведенческая терапия или пересадка микробиоты?
  • Эпидемия цифрового аутизма. Можно ли избежать заражения?
  • Исследования аутизма в психоанализе
  • Психологические причины аутизма
  • Причины аутизма
  • Спектр Аутизма
  • Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма
  • Часть четвертая. Причины аутизма. Виноват ли мозг?
  • часть шестая. Причины аутизма. Истина где-то рядом.
  • Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. 2 апреля
  • Ранние признаки аутизма.
  • Аутизма нет
  • Часть вторая. Причины аутизма. Версия Каннера
  • Холдинг-терапия в коррекции раннего детского аутизма
  • Диагностика аутизма. Как определить, что у ребенка страдает коммуникативная сфера.
  • Психологическое развитие младенца: фазы нормального аутизма и симбиоза (0- 4 месяцев)
  • Стучаться в двери аутизма
  • Взглянуть на проблему аутизма
  • Несколько слов на тему раннего детского аутизма.
  • Большой город против аутизма
  • Часть третья. Причины аутизма. Бруно Беттельхейм и "теория холодной матери"
  • Феномен аутизма: услышать, понять, заговорить из пустоты…
  • Часть пятая. Причины аутизма. Рождение "Телесного Я"
  • Как стать "секретарем" аутизма?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как некоторые люди энергетически и психологически «подъедают» других людей
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь