Аутизм в настоящее время встречается все чаще. В моей практике такого количества детей с диагнозом аутизм никогда не было. С чем связана такая распространенность аутизма я пока не очень понимаю. Хотя информации про аутизм много, но зачастую родители приходят к специалистам достаточно поздно, когда проявления аутизма уже расцветают пышным цветом и хороших результатов ждать не приходится. Поэтому я решила написать эту статью.
Что такое аутизм?
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие тотального нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Существуют различные варианты аутизма – это ранний детский аутизм, синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ретта.
Причины возникновения.
В настоящее время выделяют множество причин возникновения и развития аутизма.
Внутриутробное поражение головного мозга, обусловленное перенесенными инфекционными заболеваниями матери (корь, краснуха, ветряная оспа, грипп), длительная внутриутробная гипоксия, раннее старение плаценты, что приводит к нарушению формирования нервных путей в головном мозге. Тяжелые роды с явлениями гипоксии у малыша (обвитие пуповины, заглатывание мекония и околоплодных вод), что в последующем может затормозить созревание нервной системы.
Существует теория наследования этого заболевания. Так, если один из родителей болен аутизмом, высока вероятность рождения ребенка с аутизмом.
Некоторые ученые считают, что вакцины могут быть причиной развития заболевания. Но подтверждения этому не было найдено. Прививка чаще является лишь пусковым
Причиной появления аутизма могут быть биохимические нарушения, нарушения миграции клеток и созревания коры головного мозга.
механизмом в развитии заболевания, проявляет то, что н было не так ярко видно ранее.
Основные симптомы
Важно знать причины возникновения аутизма, но еще важнее раннее выявление и ранняя коррекция возникших нарушений в деятельности головного мозга и поведенческих расстройств. Это имеет большое значение в дальнейшем развитии ребенка, социальной адаптации и в развитии ребенка (интеллектуально и физически). Для раннего выявления аутизма необходимо обращать внимание на первые тревожные «звоночки»:
1. Ребенок фиксирует взгляд на родителях на короткое время или совсем не смотрит на них. Когда ребенку с аутизмом что-то нужно, он просто берет маму за руку и ведет к интересующему предмету, показывая, что надо сделать.
2. Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям. Возникает ощущение, что ребенку «все равно» берет ли его на руки мама или посторонний человек.
3. Задержка в развитии речи сопровождается тем, что к 12 месяцам малыш не «гулит», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз. Отмечается эхолалия (повторение сложных слов за родителями, но слова быстро исчезают из активного словаря). Задержка речевого развития может быть достаточно серьезной проблемой, т.к. речь может развиваться крайне медленно или быстро с последующим регрессом в возрасте 1,5 или 3 лет, речь может совсем не развиваться.
4.Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть. Агрессивность у таких детей носит больше защитный характер, т.к. им очень сложно понять эмоции поведение других детей.
5. Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что звук, свет и другие приглушенные звуки заставляют его бояться. Ребенок замирает, закрывает уши, глаза или прячется.
6. Отсутствие интереса к обыкновенным игрушкам Такого ребенка больше заинтересуют провода, веревочки, бытовые приборы, розетки, различные конструкторы. Игровая деятельность также носит специфический характер – игрушки часто выстраиваются в ряд или отбираются только по цвету или размеру, мальчики любят складывать схемы из конструктора. При попытке переставить игрушки, изменить последовательность возникает моментальная реакция в виде крика, плача. У таких детей нет имитации в игре, они не повторяют действия взрослых. Игра носит скорее хаотичный характер.
7. Разборчивость в еде. Часто с младенчества дети плохо берут грудь, отмечается слабый сосательный рефлекс, возникают проблемы с введением прикорма, т.к. трудно найти тот продукт, который ребенок захочет съесть. Избирательность в еде сохраняется и дальнейшем.
8. С раннего детства могут отмечаться стереотипные, навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба), подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование.
Эти «тревожные» звоночки может выявить внимательная мама и обратиться за консультацией к специалисту, а именно к психиатру и психотерапевту. Окончательный диагноз может поставить только врач после подробной беседы с родителями, проведенных обследований. Аутизм необходимо дифференцировать с такими заболеваниями как:
1. Глухота
2. Умственная отсталость
3. Шизофрения
4. Задержка речевого развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга
5. Невротические расстройства
Врач по результатам обследований и в зависимости от степени выраженности разрабатывает схему длительного лечения ноотропными препаратами, которые помогают восстановить обменные процессы в головном мозге. Не менее эффективным является метод транскраниальной стимуляции. Кроме медикаментозного лечения, важна психотерапевтическая коррекция поведенческих расстройств. Наиболее результативными методами является АВА – терапия, холдинг – терапия, дельфино – и иппотерапия. Процесс психотерапии с такими детьми очень длительный и кропотливый, может занять не один год. К сожалению, аутизм полностью неизлечим, но в большинстве случаев, удается минимизировать поведенческие проявления и помочь ребенку адаптироваться в обществе.
На начальном этапе родителям придется быть очень терпеливыми и внимательными. Дело в том, что жизнь детей с аутизмом носит монотонный характер. Для них важно выполнять все в определенном порядке, в определенное время, определенным способом. Любое отхождение от привычного распорядка может приводить к усилению тревоги, агрессивности. Еще одной сложностью для родителей является отсутствие близкого контакта с ребенком, он мало реагирует на ласки, улыбку, обращенную речь. Это может сильно пугать или раздражать родителей. В процессе медикаментозного лечения и психотерапии, вместе с любящей мамой, ребенок будет постепенно выходить из своего замкнутого мира, становиться более контактным, эмоциональным.
Надеюсь, что эта статья поможет родителям в ранней диагностике такого непростого явления, как аутизм.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.