Ранний детский аутизм. Психологическая помощь детям с РДА.

     Детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии в настоящее время, несмотря на то, что имеются многочисленные исследования этого феномена. Впервые этот синдром был выделен в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. «Ранний детский аутизм» как понятие можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения»[1].

     Наиболее распространенные причины РДА:

- генетическая обусловленность;

- органическое поражение мозга;

- нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.

     К типичным проявлениям детского аутизма относят:

- постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;

- категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;

- необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

- отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;

- стереотипизация действий;

- патологическое фантазирование;

- манипулирование руками;

- погруженность в мир собственных переживаний;

- эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

      Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).

      Психологическая помощь детям с РДА заключается в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.

      В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:

- если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;

- необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;

- убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;

- насколько это возможно, звукоизолировать комнату;

- избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;

- интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;

- не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

     Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.

      Для развития ориентировки в своем теле предлагается развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.

      Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.

     Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.

      Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Главное – во всем соблюдать последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом.

      Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды.

      Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться.

      Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т.д.

     Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины. Последнее - одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.


[1] Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.





Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Дети с другой планеты: Ранний детский аутизм
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Детский нейропсихолог: кто это такой и чем он может помочь ребенку?
  • Ранний детский аутизм
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Почему (после психотерапии) может пропасть желание поддерживать множество контактов?
  • Как помочь ребенку преодолеть страх быть высмеянным сверстниками
  • Ранний детский аутизм (теоретическая заметка)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Первый раз в детский сад ( особенности первого контакта ребенка и педагога)
  • Сахарный диабет 1 типа и ранний возраст ребенка. Как быть в будущем?
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Ну когда уже можно будет приступать к сексу с вашим новым мужчиной
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь