|
Ранний детский аутизм. Психологическая помощь детям с РДА.Автор статьи: Кудина Елена Евгеньевна
Детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии в настоящее время, несмотря на то, что имеются многочисленные исследования этого феномена. Впервые этот синдром был выделен в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. «Ранний детский аутизм» как понятие можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения»[1]. Наиболее распространенные причины РДА: - генетическая обусловленность; - органическое поражение мозга; - нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки. К типичным проявлениям детского аутизма относят: - постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками; - категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки; - необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым; - отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью; - стереотипизация действий; - патологическое фантазирование; - манипулирование руками; - погруженность в мир собственных переживаний; - эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз. Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.). Психологическая помощь детям с РДА заключается в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка. В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил: - если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге; - необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий; - убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы; - насколько это возможно, звукоизолировать комнату; - избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений; - интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной; - не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему. Для развития ориентировки в своем теле предлагается развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри. Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата. Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой. Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Главное – во всем соблюдать последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом. Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды. Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться. Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т.д. Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины. Последнее - одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка. [1] Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|