Психологические причины аутизма

Автор статьи: Ольга Короновская

 

На сегодняшний день, аутизм – это одно из самых распространенных расстройств (точнее группы расстройств), связанных с нарушением в сфере общения и поведения человека, в основе которых лежит нарушение развития головного мозга. По данным статистики (США) примерно каждый 70-ый ребенок имеет расстройство аутичного спектра. Также есть данные, свидетельствующие, что данное расстройство не зависит от национальности и рассовой принадлежности. Тем не менее, по статистике (США) латиноамериканцы менее подвержены данному расстройству.

Общеизвестным также является факт, что аутизмом страдают не только дети. Более того, расстройство аутичного спектра не поддается лечению. Однако выявление его и ранняя терапия способствуют улучшению состояния ребенка.

Считается, что причины аутизма связаны с генами. Однако серьезных результатов исследования в данной области пока не принесли.
В большинстве источников (англо- и русскоязычных) нет никаких ссылок на психологические предпосылки аутизма. Что, на мой взгляд, печально.
Вероятно, что причины аутизма носят генетический характер, но одним из толчков, запускающим данное расстройство, возможно, является именно психологический фактор. И здесь я приведу позиции двух авторов, известных психологов – Франсуазы Дольто и Джона Боулби. Они оба были психоаналитиками, новаторами своего времени, оба изучали детскую психологию. Франсуаза Дольто – известный детский психоаналитик, выдвинувшая в свое время новые и интересные идеи работы и общения с детьми (как для специалистов, так и для родителей). Джон Боулби – основатель теории привязанности, совершивший прорыв в психологии развития, исследуя детей в раннем возрасте в ситуации разлуки с матерью (или лицом ее заменяющим).
В своей книге “Привязанность” Боулби говорит о том, что определенное поведение матери влияет на развитие и становление ребенка, а также на его способность справляться со стрессом и взаимодействовать с другими людьми и миром в целом.

“Особое внимание уделяется, с одной стороны, чуткости матери к сигналам ребенка и правильному выбору времени для общения с ним, а с другой — тому, чувствует ребенок или нет, что его попытки вступить в общение ведут к прогнозируемым результатам, и может ли оценить, насколько его инициативы в установлении взаимного обмена с матерью действительно успешны. Вполне вероятно, что когда все эти условия выполняют, то между матерью и ребенком устанавливаются активные, дружелюбные отношения и формируется надежная привязанность. Если условия выполняются лишь частично, то имеют место некоторые трения, взаимоотношения сопровождаются определенным неудовольствием, а развивающаяся привязанность менее надежна. Наконец, если названные выше условия практически совсем не выполняются, в результате могут возникать серьезные нарушения в общении и привязанности. Среди них, конечно, следует назвать значительную задержку в развитии привязанности из-за недостаточного общения и, возможно, некоторые формы аутизма из-за того, что ребенку слишком трудно прогнозировать реакции матери или того, кто ее заменяет” (Дж.Боулби “Привязанность”).

Вот, что пишет об аутизме Ф.Дольто:
“В действительности, аутизм — не врожденное заболевание. Он выявляется позже. Это реакция адаптации ребенка, подвергшегося в процессе его самоидентификации какому-то испытанию. Это может быть травма, в результате которой ребенок потерял аффективный и символический контакт с матерью, или сфера чувств ребенка пострадала по какой-либо другой причине. Обычно это случается либо в первые дни жизни младенца, либо между четырьмя и десятью месяцами, аутизм — никак не врожденное заболевание… Я не верю в психотические состояния. Во всяком случае в их «фатальность». Для меня дети, страдющие аутизмом, это рано созревшие дети, с которыми не говорят о том, что для них важно. Это «важно» могло случиться в первые дни жизни, в родильном доме, когда, например, ребенку не говорят, как его мать боится рожать без отца, или ребенка не посвящают в то, что он в семье нежеланный, или, что хотели девочку, а получился мальчик, или что есть какая-то проблема, которая не касается ребенка, но мать о ней неотступно думает.
Считается, что эти дети страдают из-за отсутствия адаптации, они блокированы, потому что брошены или чувствуют себя отвергнутыми. На самом же деле не было произведено акта-слова, в котором бы этим детям были проговорены те сложности, через которые прошли их тела, физическая оболочка, в то время как духовная имела несчастье впасть в заблуждение, что мать (болезнь — происшествие — забота) их отвергла.
Когда обрываются все жизненные корешки, связывающие ребенка с тем, кого он любит, то зацепиться больше не за что — ребенок отделяется от своего взрослого проводника в жизни, он изъят из живых; но когда этот отрыв понят матерью, проговорен ею, он лучше переживается ребенком. Рана не затянулась, но лечение ее может привести пациента к воспоминанию о том, что было в дальние времена его прибежищем безопасности. Оживить прошлое и вернуть желающему право надеяться на того, кого желаешь, и на других, — вот в чем заключается та трудная работа, которую ведут психотерапевты вместе с родителями, с детьми, страдающими аутизмом, которых, увы! — немало” (Ф.Дольто “На стороне ребенка”).

Оба автора по-разному, безусловно, каждый в своем духе, говорят о том, что аутизм связан с ранним травматичным опытом ребенка.
И дело не в том, что нужно винить родителей, а лишь в том, что если все же психологические причины, влияющие на возникновение аутизма, имеют место, значит, в некоторых случаях их можно предотвратить.

Я очень надеюсь, что в этой области будут проводиться больше исследований. И, возможно, акцент в данных исследованиях будет смещен с генетических предпосылок на психологические. Что, например, произошло с таким заболеванием как шизофрения. На сегодняшний день известно, что существуют генетические предпосылки данного заболевания, тем не менее, часто, хотя и не всегда, пусковым механизмом стают именно психологические факторы.



15.12.2016

 

© Ольга Короновская

Копирование статьи или любой ее части допускается только со ссылкой на сайт и фамилию автора: психолог-консультант Ольга Короновская, http://www.waytoyourself.com.au/ru/



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Диагностика аутизма. Как определить, что у ребенка страдает коммуникативная сфера.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Аутизм и СДВГ, гиперактивность с чертами аутизма - как понять, как разобраться?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Словарь по книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Вспомните того ребенка, которым был каждый из нас
  • Часть третья. Причины аутизма. Бруно Беттельхейм и "теория холодной матери"
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Противоречивое поведение ребенка – дезорганизованная привязанность
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Привязанность по Джону Боулби
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь