Исследования аутизма в психоанализе

Эта небольшая заметка для тех, кто встретился с проблемой аутизма и ищет новые подходы и методы для её решения.

На сегодняшний день в психоанализе, как и в других областях, занимающихся данным вопросом, аутизм находится в эпицентре дискуссий и исследований. Первые психоаналитические исследования аутизма относятся к 1952 году, когда в одном из детских учреждений Розин Лефорт начала лечение мальчика по имени Робер, которому не было ещё и четырёх лет. Эта клиническая работа положила начало современному подходу лакановского психоанализа в работе с ребёнком-аутистом. Материалы этого случая были представлены на Семинарах Жака Лакана в 1953-54 гг., но мы смогли познакомиться с ними лишь в 2009 г., когда была издана на русском языке книга Ж. Лакана «Семинар 1. Работы Фрейда по технике психоанализа».

В этой заметке было бы не к месту освещать основные современные концепции, положения и методы работы с ребёнком-аутистом, но желающие познакомиться с ними могут обратиться к статье «Краткий обзор книги Эрика Лорана «Война аутизма», опубликованной в Международном психоаналитическом журнале №3, 2013 г.

Что можно было бы сказать родителям о ребёнке, демонстрирующем «странность» и «невписанность» в социальную среду?

В настоящее время в нашем обществе в работе с такими детьми основными являются подходы, в которых ребёнка пытаются социализировать и адаптировать к современному миру, исходя из понятий о «норме». Во главе угла находятся знания о том, каким должен быть ребёнок на каждом этапе своего развития. Но в таком случае за рамками остаётся сама суть заболевания ребёнка, его индивидуальный симптом.

Однако необходимо понять, что же на самом деле происходит с ребёнком и найти для него подходящий способ существования в мире, исходя из его особенностей. А для этого есть насущная потребность в иной позиции, которую могли бы занимать специалисты по отношению к ребёнку, страдающему ранним детским аутизмом или психозом.

Психоаналитик в своей работе занимает именно такую позицию, при всём своём знании и многолетней профессиональной подготовке, он занимает позицию «незнания» по отношению к ребёнку. Нисколько не будет преувеличением, когда мы говорим, что, прежде всего мы даем своё согласие на то, чтобы субъект с аутизмом учил нас тому, как устроен его мир. Именно это позволяет открыть симптом ребёнка, прочитать его и тем самым найти для каждого «особенного» ребёнка индивидуальное решение, помочь ему в восстановлении социальных связей и включении в общество. Но при этом используется другой подход, нежели в когнитивно-поведенческой практике, работа с ребёнком строится индивидуально в противоположность программе общей и уравнительной для всех. Речь идёт о том, чтобы понять логику каждого. Помощь ребёнку заключается в том, чтобы найти его особенную самостоятельность, которая могла бы обеспечить ему место в социальных отношениях. Психоанализ видит в каждом ребёнке особенного субъекта, создающего в его собственном ритме и в контакте с другими, свои уникальные изобретения, которые служат ему проводниками в мир знаний, и, в то же время, открывают дверь в отношения с миром.

«Самый автономный из людей – это больной аутизмом в тяжёлой форме…доказывая это безразличием в любой момент. Речь идёт о помощи ребёнку построить такую автономию, которая, тем не менее, опиралась бы на другого, и уважала бы требования самого субъекта, то есть была исключительно его собственной, таким образом, подобная автономия могла бы обеспечить ему место в социальной связи.

Всё это неосуществимо без одного элемента, на который опирается наш проект: мы не считаем, что симптоматика этих детей свидетельствует об их отсталости. Как раз напротив мы всегда полагали в Antenne (дневной стационар в пригороде Брюсселя для детей с психозом), что эти дети «потенциально способны понимать и выражаться» при условии, что они будут окружены взрослыми, готовыми к неожиданностям», - Александр Стивенс.

По этическим причинам мы не используем интернет-ресурсы для размещения материалов конкретных клинических случаев, но, если у Вас есть интерес к психоаналитической работе с ребёнком, страдающим ранним детским аутизмом или психозом, то публикации материалов Вы сможете найти в нескольких номерах «Международного психоаналитического журнала».



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Так грациозны вокруг пустоты (Статья о работе с детьми с аутизмом)
  • Лингвистические методы работы с речью или вариации на тему структурного психоанализа Жака Лакана
  • Как познакомиться со своим «Детским Я». Техника работы с субличностъю ребёнка
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Беседа 1. Младший школьник! Как родителям найти общий язык с ребёнком?
  • Беседа 2. Младший школьник! Как родителям найти общий язык с ребёнком?
  • Как найти своё предназначение в жизни и помочь своему ребёнку сделать это.
  • Папа на работе? Это не повод не общаться с ребёнком! :)
  • Сказочка про Принцессу, которая Принца своего найти не могла.
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Как учителю найти подход к гиперактивному ребёнку?
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 5
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 4
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 2
  • Что происходит с ребёнком во время развода родителей?
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Как помочь ребёнку "найти свои слёзы".
  • Она была идеальным ребёнком
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Аутизм и СДВГ, гиперактивность с чертами аутизма - как понять, как разобраться?
  • Одинокая женщина с ребёнком хочет познакомиться
  • Когда начинать развивать речь ребёнка?
  • Как помочь ребёнку с успеваемостью в домашней работе. Журнал Premium Monthly. г. Лондон. Сентябрь
  • Как разговаривать с маленьким ребёнком, чтобы добиться послушания
  • Про мотивацию. Как понять свои истинные желания, чтобы найти свое призвание?
  • Когда идти с ребёнком к логопеду?
  • Когда и как говорить с ребёнком о сексе
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • История одного ребёнка. Девочка-подросток, которая ненавидит всё общество.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь