Исследования аутизма в психоанализе

Эта небольшая заметка для тех, кто встретился с проблемой аутизма и ищет новые подходы и методы для её решения.

На сегодняшний день в психоанализе, как и в других областях, занимающихся данным вопросом, аутизм находится в эпицентре дискуссий и исследований. Первые психоаналитические исследования аутизма относятся к 1952 году, когда в одном из детских учреждений Розин Лефорт начала лечение мальчика по имени Робер, которому не было ещё и четырёх лет. Эта клиническая работа положила начало современному подходу лакановского психоанализа в работе с ребёнком-аутистом. Материалы этого случая были представлены на Семинарах Жака Лакана в 1953-54 гг., но мы смогли познакомиться с ними лишь в 2009 г., когда была издана на русском языке книга Ж. Лакана «Семинар 1. Работы Фрейда по технике психоанализа».

В этой заметке было бы не к месту освещать основные современные концепции, положения и методы работы с ребёнком-аутистом, но желающие познакомиться с ними могут обратиться к статье «Краткий обзор книги Эрика Лорана «Война аутизма», опубликованной в Международном психоаналитическом журнале №3, 2013 г.

Что можно было бы сказать родителям о ребёнке, демонстрирующем «странность» и «невписанность» в социальную среду?

В настоящее время в нашем обществе в работе с такими детьми основными являются подходы, в которых ребёнка пытаются социализировать и адаптировать к современному миру, исходя из понятий о «норме». Во главе угла находятся знания о том, каким должен быть ребёнок на каждом этапе своего развития. Но в таком случае за рамками остаётся сама суть заболевания ребёнка, его индивидуальный симптом.

Однако необходимо понять, что же на самом деле происходит с ребёнком и найти для него подходящий способ существования в мире, исходя из его особенностей. А для этого есть насущная потребность в иной позиции, которую могли бы занимать специалисты по отношению к ребёнку, страдающему ранним детским аутизмом или психозом.

Психоаналитик в своей работе занимает именно такую позицию, при всём своём знании и многолетней профессиональной подготовке, он занимает позицию «незнания» по отношению к ребёнку. Нисколько не будет преувеличением, когда мы говорим, что, прежде всего мы даем своё согласие на то, чтобы субъект с аутизмом учил нас тому, как устроен его мир. Именно это позволяет открыть симптом ребёнка, прочитать его и тем самым найти для каждого «особенного» ребёнка индивидуальное решение, помочь ему в восстановлении социальных связей и включении в общество. Но при этом используется другой подход, нежели в когнитивно-поведенческой практике, работа с ребёнком строится индивидуально в противоположность программе общей и уравнительной для всех. Речь идёт о том, чтобы понять логику каждого. Помощь ребёнку заключается в том, чтобы найти его особенную самостоятельность, которая могла бы обеспечить ему место в социальных отношениях. Психоанализ видит в каждом ребёнке особенного субъекта, создающего в его собственном ритме и в контакте с другими, свои уникальные изобретения, которые служат ему проводниками в мир знаний, и, в то же время, открывают дверь в отношения с миром.

«Самый автономный из людей – это больной аутизмом в тяжёлой форме…доказывая это безразличием в любой момент. Речь идёт о помощи ребёнку построить такую автономию, которая, тем не менее, опиралась бы на другого, и уважала бы требования самого субъекта, то есть была исключительно его собственной, таким образом, подобная автономия могла бы обеспечить ему место в социальной связи.

Всё это неосуществимо без одного элемента, на который опирается наш проект: мы не считаем, что симптоматика этих детей свидетельствует об их отсталости. Как раз напротив мы всегда полагали в Antenne (дневной стационар в пригороде Брюсселя для детей с психозом), что эти дети «потенциально способны понимать и выражаться» при условии, что они будут окружены взрослыми, готовыми к неожиданностям», - Александр Стивенс.

По этическим причинам мы не используем интернет-ресурсы для размещения материалов конкретных клинических случаев, но, если у Вас есть интерес к психоаналитической работе с ребёнком, страдающим ранним детским аутизмом или психозом, то публикации материалов Вы сможете найти в нескольких номерах «Международного психоаналитического журнала».



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Куда пропал мой мужчина? Техника НЛП для вас, которая поможет понять его мысли
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Что есть отношения для каждого из нас...
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Эта статья для тех, кто уже понимает на своём собственном опыте, что человеку сложно измениться
  • Что такое место психоаналитика и как его занимать?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Воспитание ребёнка исходя из типа его психики
  • Что вы дадите своему ребёнку, отправляя его в ЛЕС?..
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как найти своё предназначение в жизни и помочь своему ребёнку сделать это.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Где найти свободное время, когда его нет вообще?
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Мне всегда было его жалко, но я его не любила
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь