|
Исследования аутизма в психоанализеАвтор статьи: Ирина Николаевна Кузнецова
Эта небольшая заметка для тех, кто встретился с проблемой аутизма и ищет новые подходы и методы для её решения. На сегодняшний день в психоанализе, как и в других областях, занимающихся данным вопросом, аутизм находится в эпицентре дискуссий и исследований. Первые психоаналитические исследования аутизма относятся к 1952 году, когда в одном из детских учреждений Розин Лефорт начала лечение мальчика по имени Робер, которому не было ещё и четырёх лет. Эта клиническая работа положила начало современному подходу лакановского психоанализа в работе с ребёнком-аутистом. Материалы этого случая были представлены на Семинарах Жака Лакана в 1953-54 гг., но мы смогли познакомиться с ними лишь в 2009 г., когда была издана на русском языке книга Ж. Лакана «Семинар 1. Работы Фрейда по технике психоанализа». В этой заметке было бы не к месту освещать основные современные концепции, положения и методы работы с ребёнком-аутистом, но желающие познакомиться с ними могут обратиться к статье «Краткий обзор книги Эрика Лорана «Война аутизма», опубликованной в Международном психоаналитическом журнале №3, 2013 г. Что можно было бы сказать родителям о ребёнке, демонстрирующем «странность» и «невписанность» в социальную среду? В настоящее время в нашем обществе в работе с такими детьми основными являются подходы, в которых ребёнка пытаются социализировать и адаптировать к современному миру, исходя из понятий о «норме». Во главе угла находятся знания о том, каким должен быть ребёнок на каждом этапе своего развития. Но в таком случае за рамками остаётся сама суть заболевания ребёнка, его индивидуальный симптом. Однако необходимо понять, что же на самом деле происходит с ребёнком и найти для него подходящий способ существования в мире, исходя из его особенностей. А для этого есть насущная потребность в иной позиции, которую могли бы занимать специалисты по отношению к ребёнку, страдающему ранним детским аутизмом или психозом. Психоаналитик в своей работе занимает именно такую позицию, при всём своём знании и многолетней профессиональной подготовке, он занимает позицию «незнания» по отношению к ребёнку. Нисколько не будет преувеличением, когда мы говорим, что, прежде всего мы даем своё согласие на то, чтобы субъект с аутизмом учил нас тому, как устроен его мир. Именно это позволяет открыть симптом ребёнка, прочитать его и тем самым найти для каждого «особенного» ребёнка индивидуальное решение, помочь ему в восстановлении социальных связей и включении в общество. Но при этом используется другой подход, нежели в когнитивно-поведенческой практике, работа с ребёнком строится индивидуально в противоположность программе общей и уравнительной для всех. Речь идёт о том, чтобы понять логику каждого. Помощь ребёнку заключается в том, чтобы найти его особенную самостоятельность, которая могла бы обеспечить ему место в социальных отношениях. Психоанализ видит в каждом ребёнке особенного субъекта, создающего в его собственном ритме и в контакте с другими, свои уникальные изобретения, которые служат ему проводниками в мир знаний, и, в то же время, открывают дверь в отношения с миром.
По этическим причинам мы не используем интернет-ресурсы для размещения материалов конкретных клинических случаев, но, если у Вас есть интерес к психоаналитической работе с ребёнком, страдающим ранним детским аутизмом или психозом, то публикации материалов Вы сможете найти в нескольких номерах «Международного психоаналитического журнала». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|