В детстве Оля была идеальным ребёнком. Да, да идеальным для мамы и папы. Она ела всё, что ей давали, никогда не капризничала и не устраивала истерик, если нужно было идти спать и чистить зубы, она молча это выполняла. В младенчестве Оля не лишала родителей сна, позволяя им выспаться, только изредка могла похныкать, но быстро успокаивалась, стоило слегка покачать детскую кроватку. Родители не могли нарадоваться на свою девочку.
Оля мило улыбалась маме и папе, когда они шли на прогулку. В коляске на улице она могла проспать 3 часа, пока её родители болтали между собой, заходили в ближайшее кафе, к друзьям или просто шли по магазинам. Малышкой она никогда не брыкалась, если вдруг её очередную вылазку из коляски внезапно нарушали и заново усаживали в кресло. Соседские мамочки сильно завидовали Олиной маме и между собой шептались на тему, за что ей достался такой идеальный ребёнок.
С играми и досугами у мамы и папы тоже никогда не возникало проблем, они могли спокойно её оставить в комнате, в детской у друзей или просто посадить её на диван с игрушками, и заняться своими домашними, а может личными делами. Оля умела себя занять, ей было достаточно 2-х, 3-х игрушек, чтобы придумать очередную историю про зайку, который искал дорогу домой, про самолетик, который улетел в дальние страны, про куклу Катю, которая лечила всех зверей в лесу.
Она не требовала к себе большого внимания со стороны родителей, взрослых. К тому же Оле нравился процесс, в котором она сама себе хозяйка. Ведь в играх можно было отвести всю душу и быть свободной в действиях и выборах.
Но время шло, и девочка взрослела, а вместе с ней росла её индивидуальность и самость. И вот к 12 годам Олю уже было не узнать. Её покорность, скромность и послушность улетучилась. Девочку словно подменили. Родители хватались за голову, пили карвалол, вздыхали, охали и сильно удивлялись. И каждый раз, когда дочь их чем-то «радовала» говорили: «Нет! Это не наш ребёнок! Не наша девочка! Её нам подменили! Не знали, что у нас вырастет такая дочь!». Оля в ответ дерзила и кричала: «Что? Не нравлюсь вам такая?! Не хотите меня такую? А я вас и не просила, чтоб вы меня рожали!», громко хлопала дверью и убегала на улицу к своим друзьям.
Ведь там её принимали, как ей казалось - слышали, понимали и позволяли быть самостоятельной в своих выборах, поступках. В этой компании она могла себя почувствовать свободной, там можно было быть естественной, открытой. На тот момент это было для неё правильным решением.
Я думаю, все узнали в этом небольшой рассказе период подростничества. Как ребёнок из милого послушного ангелочка превращается в неуправляемого монстра. Конечно, подростковому возрасту предшествуют более ранние периоды психологического отделения от родителей, в особенности от мамы, так называемая в психологии сепарация. Но сейчас не хочу про это. Про это лучше приходите на консультацию ), где я либо помогаю взрослым сепарировать (отделиться) от родителей, либо помогаю установить контакт с собственным ребёнком-подростком.
С одной стороны, есть желание обсудить описанный пример, периоды младенчества, дошкольного и младшего школьного возраста – какие ошибки совершаются в воспитании и мешают сепарации. С другой стороны, про это много сказано и есть уже статьи. Поэтому мне интереснее узнать, как у вас проходило психологическое отделение от родителей? Удалось ли или вы ещё чувствуете свою зависимость от них? Как ярко проживался кризис? И чем запомнился больше всего?
Пишите, дайте обратную связь :)