|
Причины аутизмаАвтор статьи: Плотникова Ольга Анатольевна
Причины аутизма сегодня не установлены, но мы попытаемся поразмышлять над этой проблемой.В наши дни актуальной темой является стремление субъекта избавиться от зависимости, обрести полную свободу. Однако каковы последствия такой «свободы» от ближнего, от Другого, не приведет ли этот путь к утрате человека самого себя? Чем больше я исследую проблему аутизма, тем яснее мне видится место, стремление современного человека и его проблема. Желание не иметь проблем, получить вечный комфорт может завести человечество в другое место, где обрести себя станет еще труднее, а может даже и невозможно. И кто сегодня только не обвиняет мать или отца в том, что происходит с ребенком, зачастую не имея видения полной картины трагедии человека на Земле. И когда, и как обретает свое человеческое и личностное ребенок? И кто он в процессе своего роста: объект воспитания или субъект собственного развития? Рассматривая в этом процессе роль матери и отца, и пытаясь найти объяснение происходящему, некоторые исследователи аутизма как бы «застряли» в поисках простых причин, и попытались всю ответственность переложить на родителей. Однако согласно Э. Лорану - «Отцы более не ответственны за психоз собственных детей также, как и матери не ответственны за аутизм своих детей» [1]. Радикальная вера в симптом закончена, объектом исследования должны стать дети тех матерей, на кого были направлены обвинения. Теории про «достаточно хорошую» и «холодную» мать не приносят пользы, а приводят мысль исследователя к определенным выводам, где поиск причины останавливается. Гуссерль в своих работах уже показал, что позитивная психология не является достаточным условием в понимании устройства человека и причины его существования: «… если мы на почве естественного мировосприятия стремимся к созданию некой психологии как позитивной науки и при этом, прежде всего, к созданию необходимой для нее и предшествующей ей чисто интенциональной психологии, черпающей чисто из внутреннего опыта»[2]. Изучение внутренней жизни души как раз и позволяет преодолевать эту позитивность, основанную на специально организованном опыте или эксперименте, а преодоление выводит исследователя в сторону причины существования феномена, в данном случае аутизма. Который с точки зрения интенциональной психологии недостаточно рассматривается. Согласно мнению многих психоаналитиков мать должна соблазнить ребенка к жизни. Однако, что сегодня психоанализ знает о соблазне и исследует ли эту проблему? В любом случае в отношении ребенка аутиста мы можем отметить, что он соблазнен к жизни, но почему он не входит в мир людей. Может соблазн не сработал до конца, оставив аутиста на границе, где он и черпает свое наслаждение, и остается с собственным ужасом? Но он не нуждается в другом, он целостен и самодостаточен. В качестве значимого объекта он выбирает частичные объекты окружающего мира, отбрасывая все остальное за ненадобностью. Тогда З.Фрейд[3] оказался пророчески справедлив, указывая на то, что культура и сама цивилизация не справляется, не выполняет до конца возложенные на нее функции и человек не может со многим справиться. Возникает вопрос, а что не срабатывает уже в самой культуре или же самой культуре чего-то не достает? Для поиска ответа на этот вопрос можно посмотреть, как меняется количество аутистов в зависимости от происходящих процессов в мире людей и в культуре в целом. Но может ли сама культура быть достаточной, если сам Фрейд в поиске ответа показывает, что это является настоящей проблемой для всего человечества. Осмысление проблемы аутизма может приблизить к пониманию самой причины вхождения в мир людей или обретения замкнутости на самом себе, возможно и увидеть то, что для кого-то является достаточным для обретения другого, а для кого-то является или недостаточным или избыточным и выступает причиной разворота от другого к себе самому. Возможно, сама цивилизация на современном этапе перенасыщена идеями создания самодостаточного человека, по сути радикального индивидуализма. Не утрачивается ли сейчас ценность другого и потребность в семье как особых отношениях с другим? Не порождает ли само человеческое общество новое мышление – аутистическое мышление, замкнутое на самом себе? [1] Э. Лоран. Психоз, или радикальная вера в симптом / перевод текста Э. Лорана. “Представления Темы одиннадцатого Конгресса Новой Лакановской Школы, Афины 2012”, который давался на французском языке, на конгрессе НЛШ в Тель-Авиве, 17 июня 2012 года.[2] Э. Гуссерль. Картезианские размышления. § 35. Экскурс в эйдетическую внутреннюю психологию / Перевод А.Я. Слинина [3] З.Фрейд. Недовольство культурой. 1930.
Статья опубликована в научно-методическом электронном журнале «Концепт». – 2017. – Приложение 31. «Современные научные исследования. Выпуск 6» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|