Анастази А. » Психологическое тестирование



51 страница


зируем групповые тесты, предназначенные для колледжей и других выс-  

ших учебных заведений.  

 

ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

Преимущества группового тестирования. Групповые тесты  

разработаны в первую очередь как средство массового тестирования. По  

сравнению с индивидуальными тестами у них есть свои достоинства  

и свои недостатки. Позитивной стороной групповых тестов является воз-  

можность проводить их одновременно с таким количеством людей, ко-  

торые удобно разместятся в имеющемся помещении, и предъявлять их  

через микрофон. Благодаря развитию техники группового тестирования  

стало доступным проведение программ массового тестирования. Предъ-  

явление заданий теста в отпечатанном виде, использование простых от-  

ветов, которые легко зафиксировать в тестовой тетради или на бланке  

ответов, способствовали тому, что отпала необходимость взаимодей-  

ствия экспериментатора и испытуемого один на один.  

Еще одной особенностью группового тестирования, облегчившей  

проведение массовых исследований, является значительное упрощение  

функций проводящего тест. В отличие от большой опытности и обучен-  

ности, необходимых экспериментатору, например, при тестировании по  

шкале Станфорд-Бине, для предъявления большинства групповых те-  

стов от экспериментатора требуется лишь умение читать простые ин-  

струкции испытуемым и точно соблюдать время. Конечно, желательно  

проводить с экспериментаторами предварительные тренировочные заня-  

тия, так как неопытность может стать причиной отклонения от стандар-  

тизованной процедуры тестирования и тем самым сказаться на результа-  

тах теста. В то же время при групповом тестировании могут быть  

обеспечены более единообразные условия, чем при индивидуальном, по-  

скольку роль экспериментатора сведена к минимуму. Предъявление те-  

стовых заданий в форме звуковых записей, фильмов открывает дальней-  

шие возможности для стандартизации процедуры тестирования  

и применения его в больших масштабах.  

Обработка показателей при групповом тестировании обычно носит  

более объективный характер и может быть выполнена простым служа-  

щим. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться  

на ЭВМ. Кроме того, независимо от способов обработки групповые  

тесты обычно предусматривают специальные бланки ответов и тестовые  

тетради, а раз в тестах все ответы заносятся на отдельные бланки, те-  

стовые брошюры могут использоваться до тех пор, пока не износятся,  

 

------- ~" "n,,nn -ге-гпппгп ллаТРГШЯТТЯ КПЯНКИ  

 

266 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

ответов занимают меньше места, чем тестовые брошюры, и потому бо-  

лее удобны для групп с большим числом испытуемых.  

Еще одно преимущество группового тестирования-относительная  

легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные  

по сравнению с индивидуальным тестированием условия для установле-  

ния норм. Для большинства современных стандартизованных групповых  

тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки вклю-  

чают от 100000 до 200000 человек, в то время как даже наиболее тща-  

тельно разработанные индивидуальные шкалы при стандартизации  

с трудом собирают данные для 2000-4000 случаев.  

Групповые тесты существенно отличаются от индивидуальных как  

по форме, так и по расположению заданий. Хотя в групповых тестах мо-  

гут использоваться местоименные вопросы, требующие произвольных  

ответов (они особенно часто встречались в первых групповых тестах), все  

же на сегодняшний день более типичным является применение вопросов  

с множественным выбором заранее подготовленных ответов. Введение  

такой формы было вызвано необходимостью соблюдать принцип еди-  

нообразия и объективности при обработке результатов как машинным,  

так и ручным способом. Что касается расположения заданий, то в отли-  

чие от тестов типа шкал Вине, в которых задания располагаются по воз-  

растным уровням, в групповых тестах задания обычно группируются по  

сходству содержания в отдельные, проводимые в определенное время суб-  

тесты. Внутри каждого субтеста задания, как правило, расположены по  

возрастающей трудности. Такое расположение обеспечивает испытуемо-  

му возможность попробовать свои силы в каждом типе заданий (напри-  

мер, на словарный запас, арифметику, пространственные взаимосвязи  

и т.д.) и завершить выполнение самых легких пунктов каждого вида до  

того, как начнутся более трудные, на которые может понадобиться боль-  

ше времени.  

Однако практическая трудность, встречающаяся при использовании  

раздельных субтестов, состоит в том, что менее опытные и менее внима-  

тельные экспериментаторы могут неправильно организовывать тест во  

рремени. Такие ошибки, по-видимому, чаще встречаются и имеют более  

серьезные последствия, когда вместо указания общего времени проведе-  

ния теста приводится время проведения отдельных заданий. Чтобы отне-  

сти отведенный на тест лимит времени с таким расположением заданий,  

которое позволило бы испытуемым испробовать все типы задач, в неко-  

торых тестах используется спиральное расположение заданий. Одним из  

первых примеров такого расположения заданий были самоприменимые  

тесты умственных способностей Отиса, в которых, как указывает их на-  

звание, предпринята попытка свести роль экспериментатора к минимуму.  

Такое же расположение было сохранено и в следующем тесте ум-  

ственных способностей Отиса-Леннона, предназначенном для испы-  

туемых старше IV класса. В тесте со спиральным расположением зада-  

ний наиболее легкие задание каждого типа представлены в самом начале  

теста, затем идут следующие по степени трудности задания каждого ти-  

па и т.д., примерно так, как это приводится ниже.  

 

Ответ  

1. Противоположным ненависти является: а) вражда, б) страх, в) любовь,  

г) дружба, д) игра ........................ ()  

2. Если 3 карандаша стоят 25 центов, сколько карандашей можно купить на  

75 центов?  

 

267 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

3. У птицы не всегда бывают: а) крылья, б) глаза, в) ноги, г) гнездо, д) клюв.  

 

4. Противоположным чести является: а) слава, б) бесчестье, в) трусость,  

г) страх, д) поражение ....................... ()  

 

Для того чтобы избежать необходимости повторять инструкции для  

каждого задания и свести их число к минимуму, в некоторых тестах по  

спирали располагаются не единичные задания, а блоки из 5-10 заданий.  

Такой прием используется, например, в армейском квалификационном  

тесте и тесте способности к обучению Совета по вступительным экзаме-  

нам в колледж.  

Недостатки группового тестирования. Хотя групповые  

тесты обладают некоторыми желательными качествами и отвечают за-  

дачам современного тестирования, следует отметить и их ограничен-  

ность. При групповом тестировании у экспериментатора гораздо меньше  

возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересо-  

вать его и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные со-  

стояния обследуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство или  

тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо  

труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые  

с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в груп-  

повых тестах, нежели в индивидуальных. Существуют данные, свидетель-  

ствующие о том, что дети с нарушениями эмоциональной сферы лучше  

выполняют индивидуальные тесты, а не групповые (Е.М. Bower, 1969;  

J. Willis, 1970).  

Вместе с тем групповые тесты подвергаются нападкам за ограниче-  

ния, налагаемые на ответы испытуемых. Особенно критикуются задания  

с множественным выбором ответов и такие стандартные типы заданий,  

как аналогии, нахождение сходства и классификация (В. Hoffman, 1962;  

L. La Fave, 1966). Правда, используемые при этом доводы не всегда до-  

статочно убедительны. Одним из спорных является аргумент, что такие  

задания ставят в невыгодное положение тех, кто блестяще и оригиналь-  

но мыслит, кто ищет в ответах необычный смысл. Заметим, кстати, что  

если это и происходит, то очень редко, о чем говорят анализ заданий  

и данные по валидности.  

Часть критиков, что характерно для подхода Пиаже (I.E. Sigel, 1963),  

указывают на важность анализа ошибок и выяснения причин, которые  

побуждают индивида выбирать определенный ответ. Несомненно, груп-  

повые тесты почти или совсем не позволяют непосредственно наблюдать  

поведение испытуемых и устанавливать источник нетипичного выполне-  

ния тестов. По этой и другим причинам в тех случаях, когда принимае-  

мое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, же-  

лательно дополнить результаты группового тестирования либо индиви-  

дуальной проверкой неясных случЦв, либо информацией, полученной из  

других источников.  

Еще одним ограничением традиционного группового тестирования  

является его недостаточная гибкость, поскольку каждый обследуемый те-  

стируется одинаково по всем заданиям, хотя отводимое для тестирова-  

ния время может быть использовано более эффективно, если каждый ис-  

пытуемый сосредоточит свои силы на заданиях, соответствующих его  

уровню способностей. Более того, такая процедура могла бы помочь из-  

бежать CKVK-и ппи выполнении слишком легких запаний. с одной сто-  

 

268 ГЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

роны, а с другой - способствовала бы снятию фрустрации и тревожности  

при попытке выполнить задания, превышающие по сложности уровень  

способностей индивида. Напомним, что в некоторых индивидуальных те-  

стах, таких, как Станфорд-Бине и словарный тест в картинках Пибоди,  

выбор заданий осуществляется экспериментатором в зависимости от от-  

ветов испытуемого, т.е. в этих тестах обследуемому предъявляются  

только задания, соответствующие его уровню способностей.  

Использование компьютеров. С тем чтобы объединить не-  

которые достоинства индивидуальпото с преимуществами группового  

тестирования, стали использовать технические достижения. Основной ин-  

терес до сих пор представляли методики приспособления набора заданий  

к характеристикам ответа испытуемых. Во все увеличивающейся литера-  

туре, посвященной этой проблеме, такой подход обозначался как адап-  

тивный, последовательный, разветвленный, дриспособительный, индиви-  

дуализированный, программируемый, динамичный или зависящий от  

ответа (F.B. Baker, J971; R. Glaser, A.J. Nitko, 1971; D.J. Weiss, N.E. Betz,  

1973). Хотя тесты типа <карандаш-бумага> можно рассматривать как  

использующие адаптивные процедуры, но сама методика адаптации тре-  

бует использования вычислительной техники (Т. A. Cleary, R. L. Linn,  

D.A. Rock, 1968; F.M. Lord, 1971).  

В адаптивном тестировании применяются весьма разнообразные  

процедуры (L.J. De Witt, D.J. Weiss, 1974; К. С. Larkin, D.J. Weiss, 1975;  

D.J. Weiss, N.E. Betz, 1973). Простой пример тестирования в две стадии  

приведен на рис. 36. В этом гипотетическом тесте все обследуемые про-  

ходят отправной тест, состоящий из 10 заданий самой разной степени  

трудности. В зависимости от успешности выполнения отправного теста  

обследуемому предъявляется один из трех различных по трудности те-  

стов, каждый из которых состоит из 20 заданий. Таким образом, испы-  

туемый выполняет только 30 зада-  

ний, в то время как тест в целом  

содержит 70 заданий.  

Иной порядок расположения  

заданий дается в пирамидальном  

тесте, изображенном на рис. 37. В  

этом случае все обследуемые начи-  

нают с задания средней трудности.  

Если ответ испытуемого по зада-  

нию правилен, то ему предъявляет-  

ся следующее по степени трудно-  

сти задание; если неправилен, то  

следующее по степени легкости.  

Процедура повторяется после каж-  

дого выполнения задания до тех  

пор, пока испытуемый не выполнит  

10 заданий. Это пример 10-стадий-  

ного теста, в котором каждому ис-  

пытуемому предъявляется 10 из 55  

входящих в тест задачи.  

Некоторые вариант обеих  

моделей адаптивного тестирова-  

ния могут использоваться как в  

форме <карандаш-бумага>, тяь- и  

 

Рис. 36. Двустодийное адаптивное тестиро-  

вание с заданиями трех уровней трудностей.  

Каждый обследуемый проходит отправной  

тест и 20 заданий одного из трех уровней  

трудностей  

 

Уровни трудности Трудный  

Отправной тест20 задании  

1-  

Средний  

-  

 

-Легкий  

20 заданий  

 

 

269 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

" 12345678910  

тестирования .- и u.w  

 

Результать, ++_+++_+++  

испытуемого  

 

Рис. 37. Модель пирамидального тестирования. Жирной линией выделен ход тестиро-  

вания испытуемого, чьи результаты выполнения заданий приведены в верхней части  

рисунка  

 

в виде приспособленных к компьютерам вариантов. Для более сложных  

моделей, не предусматривающих заранее установленной системы предъяв-  

ления заданий, возможны только формы, приспособленные для машинно-  

го использования. В общем, изучение разных подходов показывает, что  

адаптивные тесты могут быть столь же надежными и валидными, как  

и общепринятые тесты, но при этом их проведение требует гораздо  

меньше времени (K.C.Larkin, D.J.Weiss, 1974; D.J.Weiss, N.E.Betz,  

1973). Кроме того, адаптивные тесты обеспечивают большую точность  

измерения у индивидов верхнего и нижнего уровней измеряемых данным  

тестом способностей (F.M. Lord, 1970; 71b; с, D.J.Weiss, N.E.Betz,  

1973). К тому же адаптивное тестирование особенно подходит для упо-  

минавшихся в гл. 4 индивидуализированный программ обучения. В этих  

 

тауну (hoDM приводятся в работах Д. Вейса, Н. Беца, Л. Девитта  

-" <п-п. п i wi.icc 1974).  

 

270 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

случаях учащиеся проходят учебный предмет в удобном для себя темпе  

и могут поэтому выполнять значительно отличающиеся по трудности  

тестовые задания. Тестирование с использованием вычислительных ма-  

шин позволяет прекращать эксперимент, как только ответы испытуемого  

показывают, насколько он овладел содержанием предмета.  

Наряду с возможностью приспособить тестирование к индиви-  

дуальным способностям и потребностям испытуемых вычислительные  

устройства могут помочь преодолеть другие недостатки традиционных  

групповых тестов (F. В. Baker, 1971; R.GIaser, A.J.Nitko, 1971;  

B.F. Green, 1970). Их использование при анализе неверных ответов мо-  

жет помочь в конкретных случаях идентифицировать тип ошибок. Спо-  

собность компьютеров к немедленной обратной связи позволяет испы-  

туемому выбирать ответы до тех пор, пока не найден правильный ответ,  

а такая процедура помогает исследовать способ ответов. Еще одна воз-  

можность в разработке процедур конкретных ответов и типов заданий-  

исследовать способы решения испытуемым проблемной ситуации. На-  

пример, исходя из первоначального представления о проблеме, испы-  

туемый может запросить у машины информацию, необходимую для ус-  

пешного выполнения каждого этапа решения; или испытуемого могут  

попросить указать последовательность шагов решения. Проводятся так-  

же исследования с использованием некоторых свободных по форме отве-  

тов, таких, как подчеркивание соответствующих слов в предложении или  

построение ответов, содержащих только одно слово.  

 

МНОГОУРОВНЕВЫЕ БАТАРЕИ  

 

Обзор. В отличие от индивидуальных шкал и разных типов адаптивных  

тестов в традиционных групповых тестах одни и те же задания предъ-  

являются всем испытуемым, вне независимости от их индивидуальных  

ответов. По этой причине любой групповой тест должен содержать зада-  

ния относительно ограниченного диапазона трудности, пригодные для  

того конкретного возраста или уровня способностей, для которых он  

предназначен. Чтобы обеспечить сравнимые меры интеллектуального  

развития в более широком диапазоне, созданы серии частично совпадаю-  

щих многоуровневых батарей. Таким образом, любой индивид может те-  

стироваться на подходящем именно для него уровне, а другие уровни  

могут использоваться при повторном тестировании испытуемого в после-  

дующие годы или для сравнительных оценок разных возрастных групп.  

Частичное совпадение последовательных батарей позволяет адекватно  

выявить нижнюю и верхнюю границу возможностей испытуемых для их  

возрастного распределения. Конечно, следует иметь в виду, что  

сопоставление трудности задания и способностей испытуемого при при-  

менении многоуровневых батарей в лучшем случае носит приблизи-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2059
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 1 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 2 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь