|
Анастази А. » Психологическое тестированиезируем групповые тесты, предназначенные для колледжей и других выс- ших учебных заведений.
ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Преимущества группового тестирования. Групповые тесты разработаны в первую очередь как средство массового тестирования. По сравнению с индивидуальными тестами у них есть свои достоинства и свои недостатки. Позитивной стороной групповых тестов является воз- можность проводить их одновременно с таким количеством людей, ко- торые удобно разместятся в имеющемся помещении, и предъявлять их через микрофон. Благодаря развитию техники группового тестирования стало доступным проведение программ массового тестирования. Предъ- явление заданий теста в отпечатанном виде, использование простых от- ветов, которые легко зафиксировать в тестовой тетради или на бланке ответов, способствовали тому, что отпала необходимость взаимодей- ствия экспериментатора и испытуемого один на один. Еще одной особенностью группового тестирования, облегчившей проведение массовых исследований, является значительное упрощение функций проводящего тест. В отличие от большой опытности и обучен- ности, необходимых экспериментатору, например, при тестировании по шкале Станфорд-Бине, для предъявления большинства групповых те- стов от экспериментатора требуется лишь умение читать простые ин- струкции испытуемым и точно соблюдать время. Конечно, желательно проводить с экспериментаторами предварительные тренировочные заня- тия, так как неопытность может стать причиной отклонения от стандар- тизованной процедуры тестирования и тем самым сказаться на результа- тах теста. В то же время при групповом тестировании могут быть обеспечены более единообразные условия, чем при индивидуальном, по- скольку роль экспериментатора сведена к минимуму. Предъявление те- стовых заданий в форме звуковых записей, фильмов открывает дальней- шие возможности для стандартизации процедуры тестирования и применения его в больших масштабах. Обработка показателей при групповом тестировании обычно носит более объективный характер и может быть выполнена простым служа- щим. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Кроме того, независимо от способов обработки групповые тесты обычно предусматривают специальные бланки ответов и тестовые тетради, а раз в тестах все ответы заносятся на отдельные бланки, те- стовые брошюры могут использоваться до тех пор, пока не износятся,
------- ~" "n,,nn -ге-гпппгп ллаТРГШЯТТЯ КПЯНКИ
266 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ответов занимают меньше места, чем тестовые брошюры, и потому бо- лее удобны для групп с большим числом испытуемых. Еще одно преимущество группового тестирования-относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для установле- ния норм. Для большинства современных стандартизованных групповых тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки вклю- чают от 100000 до 200000 человек, в то время как даже наиболее тща- тельно разработанные индивидуальные шкалы при стандартизации с трудом собирают данные для 2000-4000 случаев. Групповые тесты существенно отличаются от индивидуальных как по форме, так и по расположению заданий. Хотя в групповых тестах мо- гут использоваться местоименные вопросы, требующие произвольных ответов (они особенно часто встречались в первых групповых тестах), все же на сегодняшний день более типичным является применение вопросов с множественным выбором заранее подготовленных ответов. Введение такой формы было вызвано необходимостью соблюдать принцип еди- нообразия и объективности при обработке результатов как машинным, так и ручным способом. Что касается расположения заданий, то в отли- чие от тестов типа шкал Вине, в которых задания располагаются по воз- растным уровням, в групповых тестах задания обычно группируются по сходству содержания в отдельные, проводимые в определенное время суб- тесты. Внутри каждого субтеста задания, как правило, расположены по возрастающей трудности. Такое расположение обеспечивает испытуемо- му возможность попробовать свои силы в каждом типе заданий (напри- мер, на словарный запас, арифметику, пространственные взаимосвязи и т.д.) и завершить выполнение самых легких пунктов каждого вида до того, как начнутся более трудные, на которые может понадобиться боль- ше времени. Однако практическая трудность, встречающаяся при использовании раздельных субтестов, состоит в том, что менее опытные и менее внима- тельные экспериментаторы могут неправильно организовывать тест во рремени. Такие ошибки, по-видимому, чаще встречаются и имеют более серьезные последствия, когда вместо указания общего времени проведе- ния теста приводится время проведения отдельных заданий. Чтобы отне- сти отведенный на тест лимит времени с таким расположением заданий, которое позволило бы испытуемым испробовать все типы задач, в неко- торых тестах используется спиральное расположение заданий. Одним из первых примеров такого расположения заданий были самоприменимые тесты умственных способностей Отиса, в которых, как указывает их на- звание, предпринята попытка свести роль экспериментатора к минимуму. Такое же расположение было сохранено и в следующем тесте ум- ственных способностей Отиса-Леннона, предназначенном для испы- туемых старше IV класса. В тесте со спиральным расположением зада- ний наиболее легкие задание каждого типа представлены в самом начале теста, затем идут следующие по степени трудности задания каждого ти- па и т.д., примерно так, как это приводится ниже.
Ответ 1. Противоположным ненависти является: а) вражда, б) страх, в) любовь, г) дружба, д) игра ........................ () 2. Если 3 карандаша стоят 25 центов, сколько карандашей можно купить на 75 центов?
267 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
3. У птицы не всегда бывают: а) крылья, б) глаза, в) ноги, г) гнездо, д) клюв.
4. Противоположным чести является: а) слава, б) бесчестье, в) трусость, г) страх, д) поражение ....................... ()
Для того чтобы избежать необходимости повторять инструкции для каждого задания и свести их число к минимуму, в некоторых тестах по спирали располагаются не единичные задания, а блоки из 5-10 заданий. Такой прием используется, например, в армейском квалификационном тесте и тесте способности к обучению Совета по вступительным экзаме- нам в колледж. Недостатки группового тестирования. Хотя групповые тесты обладают некоторыми желательными качествами и отвечают за- дачам современного тестирования, следует отметить и их ограничен- ность. При групповом тестировании у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересо- вать его и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные со- стояния обследуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство или тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в груп- повых тестах, нежели в индивидуальных. Существуют данные, свидетель- ствующие о том, что дети с нарушениями эмоциональной сферы лучше выполняют индивидуальные тесты, а не групповые (Е.М. Bower, 1969; J. Willis, 1970). Вместе с тем групповые тесты подвергаются нападкам за ограниче- ния, налагаемые на ответы испытуемых. Особенно критикуются задания с множественным выбором ответов и такие стандартные типы заданий, как аналогии, нахождение сходства и классификация (В. Hoffman, 1962; L. La Fave, 1966). Правда, используемые при этом доводы не всегда до- статочно убедительны. Одним из спорных является аргумент, что такие задания ставят в невыгодное положение тех, кто блестяще и оригиналь- но мыслит, кто ищет в ответах необычный смысл. Заметим, кстати, что если это и происходит, то очень редко, о чем говорят анализ заданий и данные по валидности. Часть критиков, что характерно для подхода Пиаже (I.E. Sigel, 1963), указывают на важность анализа ошибок и выяснения причин, которые побуждают индивида выбирать определенный ответ. Несомненно, груп- повые тесты почти или совсем не позволяют непосредственно наблюдать поведение испытуемых и устанавливать источник нетипичного выполне- ния тестов. По этой и другим причинам в тех случаях, когда принимае- мое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, же- лательно дополнить результаты группового тестирования либо индиви- дуальной проверкой неясных случЦв, либо информацией, полученной из других источников. Еще одним ограничением традиционного группового тестирования является его недостаточная гибкость, поскольку каждый обследуемый те- стируется одинаково по всем заданиям, хотя отводимое для тестирова- ния время может быть использовано более эффективно, если каждый ис- пытуемый сосредоточит свои силы на заданиях, соответствующих его уровню способностей. Более того, такая процедура могла бы помочь из- бежать CKVK-и ппи выполнении слишком легких запаний. с одной сто-
268 ГЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
роны, а с другой - способствовала бы снятию фрустрации и тревожности при попытке выполнить задания, превышающие по сложности уровень способностей индивида. Напомним, что в некоторых индивидуальных те- стах, таких, как Станфорд-Бине и словарный тест в картинках Пибоди, выбор заданий осуществляется экспериментатором в зависимости от от- ветов испытуемого, т.е. в этих тестах обследуемому предъявляются только задания, соответствующие его уровню способностей. Использование компьютеров. С тем чтобы объединить не- которые достоинства индивидуальпото с преимуществами группового тестирования, стали использовать технические достижения. Основной ин- терес до сих пор представляли методики приспособления набора заданий к характеристикам ответа испытуемых. Во все увеличивающейся литера- туре, посвященной этой проблеме, такой подход обозначался как адап- тивный, последовательный, разветвленный, дриспособительный, индиви- дуализированный, программируемый, динамичный или зависящий от ответа (F.B. Baker, J971; R. Glaser, A.J. Nitko, 1971; D.J. Weiss, N.E. Betz, 1973). Хотя тесты типа <карандаш-бумага> можно рассматривать как использующие адаптивные процедуры, но сама методика адаптации тре- бует использования вычислительной техники (Т. A. Cleary, R. L. Linn, D.A. Rock, 1968; F.M. Lord, 1971). В адаптивном тестировании применяются весьма разнообразные процедуры (L.J. De Witt, D.J. Weiss, 1974; К. С. Larkin, D.J. Weiss, 1975; D.J. Weiss, N.E. Betz, 1973). Простой пример тестирования в две стадии приведен на рис. 36. В этом гипотетическом тесте все обследуемые про- ходят отправной тест, состоящий из 10 заданий самой разной степени трудности. В зависимости от успешности выполнения отправного теста обследуемому предъявляется один из трех различных по трудности те- стов, каждый из которых состоит из 20 заданий. Таким образом, испы- туемый выполняет только 30 зада- ний, в то время как тест в целом содержит 70 заданий. Иной порядок расположения заданий дается в пирамидальном тесте, изображенном на рис. 37. В этом случае все обследуемые начи- нают с задания средней трудности. Если ответ испытуемого по зада- нию правилен, то ему предъявляет- ся следующее по степени трудно- сти задание; если неправилен, то следующее по степени легкости. Процедура повторяется после каж- дого выполнения задания до тех пор, пока испытуемый не выполнит 10 заданий. Это пример 10-стадий- ного теста, в котором каждому ис- пытуемому предъявляется 10 из 55 входящих в тест задачи. Некоторые вариант обеих моделей адаптивного тестирова- ния могут использоваться как в форме <карандаш-бумага>, тяь- и
Рис. 36. Двустодийное адаптивное тестиро- вание с заданиями трех уровней трудностей. Каждый обследуемый проходит отправной тест и 20 заданий одного из трех уровней трудностей
Уровни трудности Трудный Отправной тест20 задании 1- Средний -
-Легкий 20 заданий
269 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
" 12345678910 тестирования .- и u.w
Результать, ++_+++_+++ испытуемого
Рис. 37. Модель пирамидального тестирования. Жирной линией выделен ход тестиро- вания испытуемого, чьи результаты выполнения заданий приведены в верхней части рисунка
в виде приспособленных к компьютерам вариантов. Для более сложных моделей, не предусматривающих заранее установленной системы предъяв- ления заданий, возможны только формы, приспособленные для машинно- го использования. В общем, изучение разных подходов показывает, что адаптивные тесты могут быть столь же надежными и валидными, как и общепринятые тесты, но при этом их проведение требует гораздо меньше времени (K.C.Larkin, D.J.Weiss, 1974; D.J.Weiss, N.E.Betz, 1973). Кроме того, адаптивные тесты обеспечивают большую точность измерения у индивидов верхнего и нижнего уровней измеряемых данным тестом способностей (F.M. Lord, 1970; 71b; с, D.J.Weiss, N.E.Betz, 1973). К тому же адаптивное тестирование особенно подходит для упо- минавшихся в гл. 4 индивидуализированный программ обучения. В этих
тауну (hoDM приводятся в работах Д. Вейса, Н. Беца, Л. Девитта -" <п-п. п i wi.icc 1974).
270 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
случаях учащиеся проходят учебный предмет в удобном для себя темпе и могут поэтому выполнять значительно отличающиеся по трудности тестовые задания. Тестирование с использованием вычислительных ма- шин позволяет прекращать эксперимент, как только ответы испытуемого показывают, насколько он овладел содержанием предмета. Наряду с возможностью приспособить тестирование к индиви- дуальным способностям и потребностям испытуемых вычислительные устройства могут помочь преодолеть другие недостатки традиционных групповых тестов (F. В. Baker, 1971; R.GIaser, A.J.Nitko, 1971; B.F. Green, 1970). Их использование при анализе неверных ответов мо- жет помочь в конкретных случаях идентифицировать тип ошибок. Спо- собность компьютеров к немедленной обратной связи позволяет испы- туемому выбирать ответы до тех пор, пока не найден правильный ответ, а такая процедура помогает исследовать способ ответов. Еще одна воз- можность в разработке процедур конкретных ответов и типов заданий- исследовать способы решения испытуемым проблемной ситуации. На- пример, исходя из первоначального представления о проблеме, испы- туемый может запросить у машины информацию, необходимую для ус- пешного выполнения каждого этапа решения; или испытуемого могут попросить указать последовательность шагов решения. Проводятся так- же исследования с использованием некоторых свободных по форме отве- тов, таких, как подчеркивание соответствующих слов в предложении или построение ответов, содержащих только одно слово.
МНОГОУРОВНЕВЫЕ БАТАРЕИ
Обзор. В отличие от индивидуальных шкал и разных типов адаптивных тестов в традиционных групповых тестах одни и те же задания предъ- являются всем испытуемым, вне независимости от их индивидуальных ответов. По этой причине любой групповой тест должен содержать зада- ния относительно ограниченного диапазона трудности, пригодные для того конкретного возраста или уровня способностей, для которых он предназначен. Чтобы обеспечить сравнимые меры интеллектуального развития в более широком диапазоне, созданы серии частично совпадаю- щих многоуровневых батарей. Таким образом, любой индивид может те- стироваться на подходящем именно для него уровне, а другие уровни могут использоваться при повторном тестировании испытуемого в после- дующие годы или для сравнительных оценок разных возрастных групп. Частичное совпадение последовательных батарей позволяет адекватно выявить нижнюю и верхнюю границу возможностей испытуемых для их возрастного распределения. Конечно, следует иметь в виду, что сопоставление трудности задания и способностей испытуемого при при- менении многоуровневых батарей в лучшем случае носит приблизи- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|