|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтологияявление получило название причинной атрибуции. Различают три эффек- та восприятия: эсМзект ореола - обшее благоприятное впечатление при- водит к положительным оценкам неизвестных качеств личности и, наоб1 рот, обшее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок; новизна и первичность - при восприятии знаке иого действует эффект новизны - последняя, т.е. более новая информ, ция оказывается наибодее значимой. При встрече же с незнакомым че- ловеком большое влияние на нас оказывают первичные сведения; стереотипизация - часто возникает в связи с групповой принадлеж- ностью человека, например, профессиональной (бухгалтер, педагог, военный и т.д.).
Академиком А.А.Болапевым получены данные, иллюстрирующие де. вие данного эффекта: из 72 опрошенных им людей девять ответили, ч квадратный подбородок - признак сильной воли, большой лоб - ума; 14 отоишествляли полноту с добродушием; три - жесткие волосы с н покорным характером; для пята малый рост является свидетельством властности; д"я остальных же кра"ота была признаком глупости.
Руководители всех уровней управления, педагоги, представител: профессий типа "человек-человек" должны знать закономерности БОС! тия людей, чтобы уметь объективно, без предубетидений строить с я свои отношения, уметь прогнозировать конфликты и управлять ими.
Одним из факторов, влияющих на возникновение конфликтных оп шений, являются условия возникновения симпатий и антипатий. Проа лизируем их детально. Для зарождения симпатий Антипии появляются
1. Условий соперничества и ко ренции (когда решается эоп "Либо один - либо другой"
2. Неприемлемого поведения го (в манерах, походке, и позе).
ндобходимо: Т. Условия предполагаемого или реального сотрудкичесФва.
2. Приемлемое, приятное поведение другого.
См.: Обозов Н.Н. Психологическая культура вэаимньх отнс ;., 1". 16
з. Сходство основных отношений к жизненным ценностям и целям.
3. Различия основных отношений к жизненным ценностям (к семье, работе, своему месту в жизни и т.д.).
4. Близость позиций в главных представлениях о собствен- ном "Я" II различие по мало значимым качествам.
15. Точная, правильная оценка положительных и отрицатель- ных качеств нашей личности.
4. Расхг-щения в существенных представлениях о собственном "Я".
5. Искаженной оценки положитель- ных и отрицательных качеств натай личности дру"ими.
На последуютих этапах развития конфпиктрчх отношений каждое из [указанных условий будет оказывать влияние весьма неоднозначно, так [как сугубо личностные отношения могут диктовать выход из конфликта [по собственному желанию, а выход из отношений, скрепленных объектив- 1 ной необходимостью совместной трудовой деятельности, учебы, службы, воспитания и обучения детей и пр. требует серьезного и аргументиро- ванного разрешения с участием разных членов коллектива, занимающих определенный статус в системе групповых межличностных отношений (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Коломинский Я.Л., Петровский А.В. и др.) в соответствии со своими профессиональными, деловыми и личностными качествами. Все это создает достаточно разнообразную картину груп- повой дифференциации, в которой выделяют дзе основные системы: со- циометрические и референтометрические предпочтения и выборы.
Цзи помоши социометрии (методики, предложенной американским психологом Дк.Морено) определяется популярность-непопулярность чле- 1 ков коллектива, их различный социомерический статус, выявляются су- шествуютие микрогруппы. Техника проведения данного исследования тако- ва: опрашиваемым раздаются листы бумаги. В верхнем углу каждый пи- чгет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Эате< """Їяог зачитывает вопросы типа: "С кем из товарищей по работе Хй1еяи бы поехать в командировку?", кем из коллег хотели бы вместе провести отпуск??" и т.п. Вопросы могут быть разнь.е го содс-р- TЇ> но одно условие соблюдается обязательно: человек вь-бает " партнеров из своего коллектива. Заполненные листы соб.;ра)"ч. ЗДОГом и обрабатываются: все они расклалываится в ал;? -и Г!:о>
:1оу",яке .!0 мшт .лл. ""х я..) и цу"№;/отс.
.Пд срзпе.енй ". :"иг -тми, т.е. ""!)яктнх и нонфянитных о-эшений Ё0:о1, преплагаеые стенам грп. ш"л коллектива, носят характер откерганий 1"С кч гы не хотел бг рыполнять порленное заданяв? С кем не хтел бь; сидеть за одной партой, играть? С кем яе хотел бы раоо""" з одно:: бригаде?" : т.п.").
!1ии социоивтр:-.1аскои подходе к группе основный фаитороч выбора в системе четапчостньк огношений йздяегсЇ симпатия-антипатия. А раферекомрчьгеояи? осизаниен выбора вып-ляет ценностный факт
У каждого "озека гь своЇ референтная группа, с требовани. которой он сч.1?дтся и на мненке котэроС ориеьтируется. Презлочти- тэльноста пс ир!нак референности с;шесгвенно отличается от пред, почтительной;" ч йоциометрии.Референтность находится в более глу- боких слоях внугригрупповой битиинои"и, опосрепуемой ценностями, приняты.;.. > Дйг-ним коллективе. Методический прием - референтометр! состоит в той, чтобы, о одной стороны, дать возможность личности ознакодаьсй о инением лшбого одена ксилектива по поводу определе1 ных ьначимых объектов ?а той чисте деловых и личностных качеств рабогника), п с лруг:й - строго ограничить число избираемых лиц. рефызнгпкеряче-яч-ч процедура есьча оперативна и позволяет сост! акп гр"лс.й№51"?! о п"Е.т"дноД структуре коллектива, т.е. опрелвл> "кто есть кто".
Иссг.2ован"г пс,лачлор (В.З.Вогойчовокий, Я.Д.Ко."п11инсний и позволта" устакоЕть пьлчины, ослоаливаю11!те прелпосьшки иэолир1 ванкоси и }.онфдгкт-1ост1 иссольников.
Уста-гоапено, что наиболее важные из причин сяедуюшие. Ве-{йц вых, безрй-мичие отаергаеиых ккольников к учебе. Зти учащиеся эа чаются йлабо я яе делаит заметных устаий, чтоб> улучпк"ь успевав койть, Безраалитйд к собствежгм успехам оочетается с безраздяч] к удачам и каудачая одноклассников. Эти дети не радуются и не т чалятся п гоголу успеха или неуспеха классного коллектива, не 1 РВЬЙЮТ нд озабоченности, ни интереса к успеваемости класса. Дня учеба - .1"."о обяэатедуюе, нс неинтерес-зде, тягостное. Наблюдени: показувают, ч"с чап"с так.:а кмольнпи бе-юазличии не гси-лько х ; я вутреннея мз: стасса, ! и к своему вкринему ви.цу.
Эо-вторчх. отвергаекоать некоторих ал.ихя может быть об )1. ;1о1.:- ;"; " п..1М! . "1е".< -ТМ"т"д -) ипаяЯ!Г1 оч>ерач5.;я, тк чаг с1чя избега-ют ав;.б1;, 1- деар" усилий к
р.зь-рапис товйрЦ1;йсаих отношений, <шогла причиной безрар щ-.,- .. об"1"> мог-ут быть возрос" (старцга истальш-л), садоиност>. .е?я"о г 1. Своретникя считают таких детей неинтересными (я съестных игр, дйтррч. Мехсу тб< самя чзолирсванные и отвергае- ; с;;1-т, что прес.тии олж.н сломиться без их участия. Это срос- цэ-;"" оизч. 0;.ла же елегу.-г отгти нетей "неулобкьк", конфипт- к, т.; "о ;1051я"-:о бает чеповолн. кто много и без в"плй"о .зборя 1(1IН."ет чсех и рее. Очи г"<е непнтереснь в дружбе. третьих, изилирозан1"п варисит от уме!!ия налпя-гать ион- о?;кок.11ассникаии. Тадие школьники хотели бь уча-вовать в елах, но не йнают, как это сделать. Их исцеление чате вреЛ1,;. с;аэт им: они хвастают, надоедают с лрелложониями, ног-эслс"". )зЕат кочфдккчные сиаги.
По."окение человека (а особенно школьника) в группе, яоллектине ;ияет на его нравственнъй качествь, психокогическое и эмоционадь- )е благополучие, поведение. Школьник, который занимает полоиение шлярного, испытывает эмоциональный пояъем, уверенность в себе. >ое пилояение он, каж правило, недооценивает.. Он считает, "то .3 выборы полнит обязателоно, а оолыпего ему и не греб;узтся. Уве- ННОСУЬ создает эоональную табтаьность, чувстио благополл-чия.
Иэолированньв чувствуют себя не так уверенно в коллективе, хс- [, как показывают эксперименты, склонны переоценивать свое поло- ние. Они считают, что их популярность выше, чем э действитель- 1сти, что с ними желают дружить многие члены коллектива. Желание действителыюсть у ни-: расходятся (в сторону преувеличения желае- го). В нелегком пск.Хдении находятся "отвергаемые". Как правило, и вначале делают попытку органически влиться в коллектив, но ког- Убеждаются в невозможности этого, стремятся уйти из него, найти Tе группы, где бы их признавали, с ними считались. Неблагополуч- 6 положение таких школьников в классном коллективе часто является ичиной их ухода из шкалы, различные межличностных конфликтов.
Многие авторы, исследователи детского неблагополучия (Л.С.Вы- кий, Л.И.Бодович, Ф.Е.Василюк, В.Н.Мяситев, С.Г.Якобсон и др.) ог необходимым анализировать не только поло:китсльные отношения
"ь"я, но и конфликтные, вьл.а.яять их в качестве ("амосгоятель- > объекта лдя изучения, вояжировать типичные для каждого ЕОГраста
1" "чге ситуации в аспекте исслелонания [роблем; "коллектия и "Нопть"
Детские конфчикти изучались в условиях самостоятельно органи- зуемой детьми совместной трудовой пеятеяьности. Столкновение инте- ресов детей, возникающие при организации деятельности или в процессе ее, как правило, разпешаются ими самими за счет самостоятельного уст новления норм справедливости. Подобный путь преодоления конфликта, как подчеркивают автору, снимает неприязнь личных ОТНОПЕНИЙ, создает атмосферу признания и уважения прав и интересов кавдюго члена груп- ц также обеспечивает не только опыт собственного подчинения нор- и участие в контроле за ее соблюдением другими, т.е. подяин- Мвшественную активность. Таким образом, в данной работе также рассматриваются те внешние конфликты, которые осуществляют полезную функцию в регулировании отношений детей.
В более поздней серии исследований, посвяшенных психологиче- ской проблеме этического развития детей, С.Г.Якобсон развивает иде> нориатавной регуляции поведения в условиях совместной деятельности и покизивавт, что столкновение интересов, конфликты, возникаюшие в процессе деятельности, не всегда преодйлеваются нормативним пуее возможны и другие варианты, как, например, "силовой" способ, соста ший в психологической превосходстве (весь этот комплекс личнвстных яачеств .и,форм повеления, с поиотыо которого ребенок вынуждает лр; действовать в желательном, для него направлении) одного из партнеры над другими. В условиях такого превосходства ребенок поставлен пе] необходимостью выпокнять спучцую, неинтересную работу,в результате чего у него возникают неприязненные личностные отношения с партне- ром и нежелание вновь участвовать в подобном объединении. Рассмат ривая разные варианты конфликтов в совместной трудовой деятельное детей и их исходы, С.Г.Якобсон показывает, что нормализация детск деятельности отнюдь не всегда свидетельствует о нормализации дет( отношений, и прение всего их внутреннего психологического плана, именно личностннх отношений. При "силовом" решении конфаикта так< нормализации че происходит. Психологическое превосходство одного партнера нал другим (или другими) препятствует удовлетворению ин" ресов другого, утепляет его уверенность в себе, удовлетворенносп осуществляемой деятельностью.. Это исследование проводилось с дет) школьного возраста в условиях самостоятельной трудовой деятельно> Конфликты, возняхаигие между ними, вьтзнвали лишь временное эмоц> ное неблагополучие ребенка. Мь говорим здесь о временном характ такого неблагополучия в связи с имеющейся, з условиях данной ле. но""и, известной пвсопой выбора партне,". В исследуемых конфли:
возникающих в совместной игровой деятельности, небдагопап:чие ребен- ка имеет длительный, устойчивый характер и обычно приводит к психо- догической изоляции от сверстников.
Некоторые исследователи (Г.П.Сдровицкий, Р.Г.Надежина) прелла- "ают не избегать конфдиктных ситуаций в отношениях детей, а, наобо- рот, специально их моделировать и использовать как воспитательное 1дредство. Авторы исходят из того, что само по себе наличие псиожи- вдьного примера (в лице педагога) еше не ведет к усвоению необхо- {димых норм и средств установления взаимоотношений между детьми. Гони рекомендуют создавать ситуации "разрывов" или "конфликтов", ста- 1вяшие детей перед необходимостыв осознания их взаимоотношений и, (следовательно, перед выбором средств их налаживания. Усвоение таких (средств рассматривается как необходимый момент нравственного воспи- тания. Задача педагога, по мненив авторов, и заключается в умелой (и тонкой "подаче" этих средств, а осуществлении с их помощью руко- (водства конфликтами, а через них взаимоотношениями детей. 1 Возникает необходимость анализировать не только положительные, 1 но и конфликтные взаимоотношения, выделять их а качестве самостоя- 1 тельного объекта для изучения.
1 По мнению психологов (Л.И.Божович, Е.Е.Рояк и др.) за комплек- том негативных качеств детей (грубостью, агрессивностью, несдержан- ностью) кроется "аффект неадекватности" в том его понимании, как он интерпретируется применительно к учапимся (Л.И.Божович), т.е. про-, тиворечие неадекватно завышенной самооценки и уровня притязаний с неосознаваемой неуверенностыв ребенка в себе. Вместе с тем обнару- живается , что комплекс негативных реакций у ребенка и его внутри- личностный конфликт могут аознинать и как следствие совсем иных про- 1 тиворечий и сочетаться с занияешюй самооценкой и вполне осознанной неуверенностью в себе. Я.Л.Кояеминский считает, что индивидуальное развитие ребенка нельзя рассматривать вив взаимоотношений с членами Детской возрастной группы, которые имеют для ребенка специфическое значение по сравнению с взаимоотношением со взрослыми. М.И.Лисина, "Ї"Ртая эту мысль, считает, что формирование социального пове- ния и личности ребенка нельзя понять, если не изучать особенности Ї взаимоотношений с другими детьми. Недооценка собственно детских интимных, межличностных отношений
остаются неизученными осложнения в детских отношениях глу- вкутренние конфликты. А между тем, лишь после изучения особен-
ЇЇ"" к тому, что они порой упускаются исследователями. И в ре- "ьтате бокие
"остей детских отношении, специфики осложнений р них, можно прогно- ровять и управлять этими осложнениями, оптимизировать полноиеннге взаимоотношения летау детьми Е коллективе.
Уже простое наблюлание в первые дни ребенка в школе, в первом классе позволяет обнаружить, что далеко не всегяа отношения перво- ассников Друг с другою склаливаются благополучно. Одни приходят и сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются и подчинении у первнс; третьи остаются вообще вне внимания одно- "лассников: их почему-то не замечают, к некоторь" относятся крайне негативно; четвертые хотя и держатся уверенно, однако при отсутствии каких-либо ссор и обил сами ухолят от сверстников, предпочитзя оди- ночество. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в от- ношениях метау детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же вольная среда не одинакова тая разных детей. У каждого из них (к приходу в школу) уже имеется опыт эмоциональных отношений и пе- реживаний с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положитель- но окрашенный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверст- 1П1ками. Таким образом, дети приходят в школу с неодинаковыми при- тязаниями, неоднородным эмоциональным мироощущением и в то же время с различным уровнем интеллектуального и волевого развития, В резуль- тате каждый из них по-своему отвечает требованиям учителя и сверст- ников и создает соответствующее отношение к себе. В свои очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого пебенка. Именно в этом смысле среда - всегда конкретная совокуп- ность взаимоотношений между индивидами (Э.Ильенков) оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка с первых шагов школьног? обучения может про-: являться по-разному: малообкительное или агрессивнО-обшительное. Детское неблагополучие в условиях семьи, детского сала и школы - очень серьезная проблема конфликтологии. За этой проблемой стоит . Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|