Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



26 страница


партнер буквально не вырабатывает никаких сигналов, или идеомоторные реакции  

вызывают у него страх, вы должны захотеть ему помочь. Запомните: никогда не  

следует рассматривать что-либо происходящее как успех или неудачу. Предлагая  

партнеру использовать один канал в противоположность другому, оставьте в  

этом вопросе некоторую неопределенность, сделайте так, чтобы партнеру было  

неясно, на какие каналы вы обращаете внимание, так, чтобы партнеру трудно  

было сказать, когда именно вы получаете тот или иной сигнал. Если вы  

определите что-либо слишком точно, партнер может прийти к убеждению, что он  

не способен это сделать, даже если это у него получается превосходно. Но  

партнер не заметит своего успеха, он заметит только то, что вы определите  

как неудачу.  

Я хотел бы проинструктировать подсознание каждого из присутствующих  

таким образом, чтобы каждый знал, что если ему кажется, что поведение  

гипнотизирующего означает, что он потерпел неудачу - значит, он ошибается.  

Ошибся _д_р_у_г_о_й_, тот, кто гипнотизирует. Эта мысль появилась у вас  

только потому, что гипнотизер не предоставил вам достаточных возможностей  

для того, чтобы вы смогли реагировать легко и так, как вы этого хотите.  

Иногда случается, что людям очень трудно вырабатывать идеомоторные  

реакции, потому что это для них совершено новая, незнакомая вещь. Если  

партнер сидит перед вами, и вы не наблюдаете никаких реакций, в большинстве  

случаев вы можете сказать ему следующее (лектор поворачивается к одной из  

присутствующих): "Сэлли, я подхожу к вам и поднимаю вашу левую руку. И я  

хочу, чтобы вы начали опускать ее не раньше, чем вы почувствуете, что  

полностью расслабились и чувствуете себя удобно и можете позволить другой  

руке двигаться совершенно непроизвольно. Итак, одна рука начнет медленно  

опускаться, в то время как вами будут овладевать приятные мысли... а другая  

рука постепенно будет становиться все легче и легче... так, что одна рука  

будет опускаться... точно с такой же скоростью, с какой другая начнет  

подниматься... и не быстрее. Это слишком быстро - опускайте медленно. И не  

раньше, чем другая рука сможет двигаться совершенно непроизвольно... Все  

правильно... Не спешите... Пусть этим займется подсознание... Опускайте  

медленно... Вот так... Теперь вы учитесь... на самом деле учитесь... Это вам  

приятно... Так оно и должно быть... Пусть поднимается совсем... поднимается  

до конца... Учитесь позволять своему подсознанию управлять движениями и  

изменениями... Продолжайте действовать подсознательно, в одном случае пусть  

возникает одно движение, а в другом случае - другое... И продолжайте до тех  

пор, пока не научитесь делать это в совершенстве".  

Гипноз есть процесс обучения. Неудача здесь невозможна, если гипнотизер  

не позволит пациенту определить какое-либо действие как неудачу. Если вы  

описываете ситуацию так, что возможность неудачи полностью исключается, не  

возникает никаких проблем. Если вы последовательно вызываете в пациенте  

переживания и внутренние реакции, которые могут служить основанием для  

дальнейшего построения обучения, и при этом предоставляете пациенту  

возможность выбора из множества вариантов, - вы делаете все, что возможно.  

То же самое относится к любому обучению вообще.  

Теперь вы можете опустить руку, Сэлли, и поздравить себя с тем, что вы  

хорошо справились с задачей.  

Итак, к настоящему моменту каждый из присутствующих умеет обучить своего  

пациента переходить в состояние транса, и может научить его достигать в этом  

состоянии любых желаемых результатов. Но не должно случиться так, что  

пациент находится в состоянии транса, а вы терпите неудачу в своих попытках  

получить желаемый результат. Традиционные гипнотизеры оказывают себе плохую  

услугу, постоянно заставляя пациентов делать вещи, к которым они не  

привыкли, о которых они ничего не знают. Я этого не делаю, потому что считаю  

такие методы ничего не дающими пациенту и только усложняющими мою работу. Я  

всегда позволяю своим пациентам делать то, что они уже делали в своей жизни,  

но при этом предоставляю им широкие возможности для выбора. Я позволяю им  

реагировать наиболее естественными для них способами, а затем, постепенно,  

начинаю использовать эти реакции для того, чтобы обучать пациентов,  

находящихся в измененном состоянии, чему-нибудь еще. Вы можете начать с  

таких простых вещей, как движения, и наращивать свой репертуар до тех пор,  

пока не научитесь достигать действительно глубоких изменений состояния,  

радикальных изменений личности.  

Хорошо. Выберите себе партнера, наведите измененное состояние, и затем  

выработайте несловесную сигнальную систему "да-нет". В качестве сигналов  

можно использовать не только движения, но и другие реакции. Вы можете  

использовать покраснение кожи в качестве сигнала "да" и бледность - в  

качестве сигнала "нет". Если вы используете самые различные способы, и все  

же не заметите никаких реакций, скажите: "Я хотел бы попросить ваше  

подсознание выработать легко распознаваемый сигнал, который я мог бы  

уверенно расценить как ответ "да". Можете ли вы это сделать для меня?" -  

после чего подождите и понаблюдайте. Если вы заметите реакцию, прекрасно.  

Если же нет, скажите так: "Будьте добры, постарайтесь сделать это так, чтобы  

я мог понять вас. Я хочу, чтобы ваше подсознание проинструктировало меня,  

какими должны быть мои действия, для того, чтобы они полностью  

соответствовали вашим желаниям, мне необходима сигнальная система -  

недвусмысленная и вполне определенная". Как правило, при этом ваш партнер  

выработает некоторые заметные реакции. У вас есть около двадцати минут для  

того, чтобы заняться этим самостоятельно. После этого возвращайтесь на свои  

места, и я дам более подробные инструкции.  

 

* * *  

 

Многие из вас только что сообщили мне, что проделать все это оказалось  

гораздо легче, чем они думали. Прохаживаясь по залу, я видел, что многие из  

вас блестяще справлялись со своей задачей, даже не замечая этого. Одна из  

проблем, возникающих при любом взаимодействии с подсознанием, заключается в  

том, что очень часто возникают слишком очевидные реакции. Я заметил, что  

некоторые из вас задавали вопросы, пристально рассматривая пальцы партнера,  

а он в это время отвечал "да" и "нет" движениями головы. Гипнотизер  

фокусировал свое внимание на пальцах, и по мере того, как то или иное  

обстоятельство заставляло его партнера приподнимать пальцы чуть выше  

обычного, предубеждение гипнотизирующего росло, и он все более заблуждался.  

Вы должны понимать, что подсознательные реакции, будучи совершенно  

неосмысленными, очень часто проявляют тенденцию к самому очевидному  

выражению, прямо-таки "кричат" о себе. Но если вы обращаете внимание только  

на одну часть тела, вы можете упустить их из виду.  

 

2. _И_д_е_н_т_и_ф_и_к_а_ц_и_я_ _ш_а_б_л_о_н_а_ _п_о_в_е_д_е_н_и_я_,  

 

_п_о_д_л_е_ж_а_щ_е_г_о_ _и_з_м_е_н_е_н_и_ю_  

 

Теперь, после того, как вы установили, каковы сигналы "да" и "нет", я  

хочу, чтобы вы снова перевели своего партнера в измененное состояние и  

заставили его идентифицировать, точно определить тот привычный для него  

шаблон поведения, от которого он хотел бы избавиться. Разумеется, на  

сознательном уровне он может думать: "О, это, конечно, курение", но на  

подсознательном уровне окажется, что он идентифицировал другой шаблон  

поведения. То, что сознательно предполагает идентифицировать ваш партнер, не  

имеет никакого значения, потому что я хочу, чтобы вы _з_а_с_т_а_в_и_л_и_  

_п_о_д_с_о_з_н_а_н_и_е_ _п_а_р_т_н_е_р_а_ _о_т_о_б_р_а_з_и_т_ь_ _в_с_е_  

_с_о_б_ы_т_и_я_ _е_г_о_ _ж_и_з_н_и_, _п_о_р_о_д_и_в_ш_и_е_  

_с_у_щ_е_с_т_в_у_ю_щ_и_е_ _п_р_о_б_л_е_м_ы_, _и_ _в_ы_б_р_а_т_ь_ _и_з_  

_н_и_х_ _г_л_а_в_н_е_й_ш_и_е_ _и_ _ж_и_з_н_е_н_н_о_ _в_а_ж_н_ы_е_ _д_л_я_  

_е_г_о_ _д_а_л_ь_н_е_й_ш_е_г_о_ _б_л_а_г_о_п_о_л_у_ч_и_я_.  

Когда подсознание партнера выберет такое событие, _з_а_с_т_а_в_ь_т_е_  

_е_г_о_ _п_о_д_а_т_ь_ _в_а_м_ _с_и_г_н_а_л_ "_д_а_". Вы должны будете дать  

инструкции, гарантирующие, что в том случае, если сознание партнера выбирает  

нечто тривиальное - например, курение, - то подсознание сможет выбрать нечто  

более полезное. Контролирование привычек - самое банальное приложение  

гипнотического обучения. Конечно, это важно, но все же далеко не так важно,  

как ваше благополучие в других отношениях. В нашей жизни образуется  

множество шаблонов поведения, препятствующих близкому общению с другими  

людьми, непосредственности манер, определяющих отношение к вам окружающих,  

шаблонов поведения, мешающих вам учиться у других и доставлять радость  

людям. Шаблоны такого рода глубоко проникают в нашу жизнь и сопровождают нас  

всюду, что бы мы ни делали. Вторичными следствиями таких шаблонов поведения  

могут стать сами привычки - неумеренное курение или необходимость проснуться  

в четыре часа утра и съесть несколько орехов.  

Мне однажды пришлось работать с таким человеком. Он просыпался в четыре  

часа утра, - и до тех пор, пока не съедал несколько орехов, не мог заснуть  

снова. При этом не имело значения, где он находился; даже переезжая в другой  

временной пояс и переводя часы, он вставал в четыре утра и ел орехи.  

Странная, необъяснимая на первый взгляд вещь! Между прочим, этот человек был  

врачом.  

Трудности начинались, когда он переезжал в такие места, где достать  

орехи именно такого сорта не было возможности; уезжая за границу, он возил  

эти орехи с собой, но иногда ему не разрешали ввозить в страну орехи. В  

таком случае ему приходилось вставать в четыре часа утра и больше не  

ложиться. Чтобы сохранить работоспособность, ему пришлось научиться ложиться  

спать в девять часов вечера и вставать в четыре утра. Все это, однако, не  

очень-то нравилось его жене. Это делало их жизнь безрадостной и монотонной.  

Он сказал мне, что хотел бы изменить подобную манеру поведения, но я  

знал, что его привычка - всего лишь следствие более важного, всеобъемлющего  

шаблона поведения. Но при этом я понимал, что работать со следствием - все  

равно, что работать с причиной, и поэтому приступил непосредственно к  

переработке.  

Итак, теперь я хотел бы, чтобы вы возвратили вашего партнера в состояние  

транса, восстановили подсознательную сигнальную систему "да-нет" и попросили  

вашего партнера идентифицировать - и сознательно, и подсознательно, - вполне  

определенный и немаловажный шаблон поведения, который он хотел бы изменить.  

При вербализации вы можете обозначить этот шаблон поведения как "Х" или "Y",  

- или как-нибудь еще, на ваше усмотрение.  

 

3. _В_ы_д_е_л_е_н_и_е_ _п_о_л_о_ж_и_т_е_л_ь_н_о_й_ _ф_у_н_к_ц_и_и_  

 

_п_о_в_е_д_е_н_и_я_  

 

а) Теперь мы можем приступить непосредственно к стандартной модели  

переработки. Сперва вы говорите нечто вроде: "_Я_ _х_о_ч_у_, _ч_т_о_б_ы_  

_д_ж_о_й_с_о_в_с_к_о_е_ _п_о_д_с_о_з_н_а_н_и_е_ _п_е_р_е_д_а_л_о_  

_и_н_ф_о_р_м_а_ц_и_ю_ _о_ _п_а_л_ь_ц_е_в_ы_х_ _с_и_г_н_а_л_а_х_ _в_ _т_у_  

_е_г_о_ _ч_а_с_т_ь_, _к_о_т_о_р_а_я_ _з_а_с_т_а_в_л_я_е_т_ _е_г_о_  

_д_е_л_а_т_ь_ "Х". _И_ _к_о_г_д_а_ _э_т_а_ _ч_а_с_т_ь_  

_п_о_д_с_о_з_н_а_н_и_я_ _б_у_д_е_т_ _п_о_л_н_о_с_т_ь_ю_  

_к_о_н_т_р_о_л_и_р_о_в_а_т_ь_ _п_а_л_ь_ц_е_в_у_ю_ _с_и_г_н_а_л_и_з_а_ц_и_ю_,  

_о_б_а_ _п_а_л_ь_ц_а_ _д_о_л_ж_н_ы_ _б_у_д_у_т_ _п_о_д_н_я_т_ь_с_я_, _т_а_к_  

_ч_т_о_б_ы_ _я_ _з_н_а_л_ _о_б_ _э_т_о_м_". Для поддержания обратной связи  

постоянно используются идеомоторные сигналы.  

б) Следующий вопрос очень важен. Вы спрашиваете: "_Ж_е_л_а_е_т_е_ _л_и_  

_в_ы_ _п_о_з_в_о_л_и_т_ь_ _с_в_о_е_м_у_ _с_о_з_н_а_н_и_ю_ _у_з_н_а_т_ь_,  

_к_а_к_о_е_ _д_е_й_с_т_в_и_е_ _и_з_ _в_с_е_г_о_, _ч_т_о_  

_п_р_о_и_с_х_о_д_и_т_, _к_о_г_д_а_ _в_ы_ _д_е_л_а_е_т_е_ "Х", _с_а_м_о_е_  

_в_а_ж_н_о_е_, _с_а_м_о_е_ _з_н_а_ч_и_т_е_л_ь_н_о_е_?" Этот вопрос рассчитан  

на ответ "да" или "нет". Если вы получили ответ "да", скажите: "Действуйте,  

пусть ваше сознание узнает об этом, и когда вы это сделаете, пусть ваш палец  

поднимется и скажет "да" (или пусть ваше лицо покраснеет и скажет "да"), -  

"...и с каждым таким движением вы все глубже погружаетесь в транс". Тогда  

Используйте все средства, чтобы направлять, вести партнера. Используйте  

ответы "да" и "нет" в качестве направляющих, наводящих сигналов, а не только  

как ответы.  

Между прочим, не имеет значения, какую реакцию - "да" или "нет" - вы  

получите в ответ на вопрос "Позволите ли вы сознанию узнать об основном  

предназначении действия "Х"?" Это не имеет значения, потому что в любом  

случае вы сохраняете коммуникацию с пациентом - а это именно то, чего вы  

хотите добиться. Если же вы употребите вопрос "Желаете ли вы сообщить об  

этом?", может последовать ответ "нет", - а это значит, что вы влипли.  

Придется начинать заново, и как-нибудь по-другому.  

Представьте себе, что вы занимаетесь семейной психотерапией, и  

спрашиваете отца: "Желаете ли вы изменить свое поведение по отношению к  

сыну?". Он может ответить: "Нет". Но если вы спросите его: "Любите ли вы  

вашего сына?", - от ответит: "Да". Если вы спросите затем: "Любите ли вы  

вашего сына _н_а_ _с_а_м_о_м_ _д_е_л_е_?", - от опять ответит: "Да". Но если  

вы спросите потом: "Любите ли вы его _н_а_с_т_о_л_ь_к_о_, чтобы захотеть  

изменения в собственном поведении, которое позволило бы вам жить в согласии  

с сыном?", - найдется не так уж много отцов, которые ответят "Нет".  

Процедура переработки, которой вы теперь учитесь, - сходный процесс.  

Предположив заранее, что вы хотите от партнера чего-то очень важного, вы  

поможете ему легче ответить на поставленный вопрос.  

Чтобы заранее выработать предположение, я использую коммуникацию. Если  

подсознание клиента говорит: "Нет, я не хочу сообщать об этом сознанию", - я  

уже знаю об этом, при помощи коммуникации. Я говорю: "А теперь не желаете ли  

вы представить самому себе, что именно вы считаете наиважнейшим, самым  

значительным аспектом такого поведения?" Как видите, все, что мне нужно -  

это коммуникация. Что отвечает клиент - "да" или "нет" - не имеет значения.  

Дело не в том, узнает ли об этом сознание. Даже если оно уже узнало об этом,  

клиенту это еще не сможет помочь. Иногда знание дает иллюзию безопасности,  

но информация, поступающая в сознание, сама по себе не является основной  

целью. Все, что меня интересует - это коммуникация.  

В равной степени меня интересует и то, чтобы пациент ощутил разницу  

между тем поведением, которое ему не нравится, и полезным предназначением  

этого поведения. Такое выделение предназначения заранее предполагается в  

моем вопросе. Я не спрашиваю о том, _с_у_щ_е_с_т_в_у_е_т_ ли вообще такое  

полезное предназначение. Я спрашиваю о том, желает ли часть подсознания  

клиента сообщить, в чем состоит такое полезное предназначение. Если такая  

область подсознания не желает сообщить свою положительную функцию, я говорю:  

"Прекрасно", - и продолжаю свое дело. Самое важное - разница между  

поведением и его полезным предназначением - уже существует. Это придает  

большую гибкость моим действиям, когда я изменяю состояние личности. Клиенту  

не нравится его поведение, но я открываю ему глаза на положительную функцию  

этого поведения. Это позволяет приступить к созданию новых возможностей.  

 

4. _С_о_з_д_а_н_и_е_ _н_о_в_ы_х_ _а_л_ь_т_е_р_н_а_т_и_в_  

 

а) После того, как сознание узнало о полезном предназначении данного  

шаблона поведения, - или после того, как область подсознания, ответственная  

за это поведение, идентифицировала его положительную функцию, - следующий  

этап заключается в том, чтобы выработать альтернативные способы поведения,  

удовлетворяющие его полезному предназначению. Вы можете просто  

_с_п_р_о_с_и_т_ь_, _ж_е_л_а_е_т_ _л_и_ _д_а_н_н_а_я_ _о_б_л_а_с_т_ь_  

_п_о_д_с_о_з_н_а_н_и_я_ _о_б_р_а_т_и_т_ь_с_я_ _к_ _с_о_з_и_д_а_ю_щ_и_м_  

_и_с_т_о_ч_н_и_к_а_м_, _ф_у_н_к_ц_и_о_н_и_р_у_ю_щ_и_м_, _к_о_г_д_а_  

_ч_е_л_о_в_е_к_ _с_п_и_т_ _и_ _в_ы_р_а_б_а_т_ы_в_а_е_т_ _и_д_е_и_, - при  

этом можно описать любые понятия, связанные с обнаружением новых  

возможностей, переосмыслением вещей или творчеством, - _и_  

_в_ы_р_а_б_о_т_а_т_ь_ _н_е_к_и_е_ _н_о_в_ы_е_ _с_п_о_с_о_б_ы_




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 675
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь