Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



2 страница


естественные переходы ведут людей к измененному состоянию, не сбивая их.  

Есть также способы навести у человека измененное состояние, сбивая его.  

Измененные состояния можно вызвать, пользуясь обоими способами коммуникации.  

Люди часто используют в качестве процедуры наведения так называемую технику  

замешательства. Когда вы применяете технику замешательства, вы _н_е_ строите  

осмысленные переходы. Вы начинаете с того, что вызываете у человека  

состояние мягкого замешательства, а _з_а_т_е_м_, отправляясь от этого  

момента, начинаете строить естественные переходы. Мы еще займемся этим в  

дальнейшем.  

Когда вы слушаете, какие вещи сбивают людей, обычно оказывается, что это  

нечто не связанное с чувственными восприятиями, или не входящее в  

универсальный опыт. Если вы играете на пианино, вы должны ощущать  

прикосновение ваших пальцев к клавишам, но вовсе не обязательно чувствуете,  

что "музыка - это вы". Если, например, вы разыгрываете "Чижика", то вряд ли  

чувствуете себя чижиком? Это совсем не обязательно.  

 

У п р а ж н е н и е 2  

 

Вскоре я предложу вам проделать то же, что раньше, но на этот раз  

попрошу вас ограничиться описаниями того, что _д_о_л_ж_н_о_ _б_ы_т_ь_ _в_  

_ч_у_в_с_т_в_е_н_н_о_м_ _п_е_р_е_ж_и_в_а_н_и_и_, и при этом выражаться  

_н_е_о_п_р_е_д_е_л_е_н_н_о_ <означает также "неоднозначно", "неточно", "не  

подробно". - Прим. перев.>. Если вы скажете: "Вы слышите, как ваша рука  

хлопает по воде", а человек находится _п_о_д_ водой, это не подействует. Но  

вы можете сказать: "Вы слышите звук воды", потому что какие-то звуки должны  

быть.  

На этот раз прошу вас прибавить одну важную вещь: прошу вас соблюдать  

постоянный темп речи и использовать дыхание другого человека как  

_с_к_о_р_о_с_т_ь_... и _ч_а_с_т_о_т_у_... и _м_е_р_у_... _р_е_ч_и_...,  

которую вы _п_р_о_и_з_в_о_д_и_т_е_ <подчеркнутые слова по-английски -  

односложные (кроме последнего) - Прим. перев.>. Когда вы соразмеряете  

чье-либо дыхание с чем-то в вашем поведении - частотой вашего дыхания,  

темпом вашей речи или чем-нибудь еще - это производит сильное действие.  

Попробуйте, и вы увидите, как это действует. Воспользуйтесь тем же  

переживанием, что раньше, сохранив те же группы. Упражнение займет две  

минуты. Не говорите о нем. Понадобится восемь-десять минут, чтобы это  

проделал каждый человек в группе. Обратите внимание, есть ли разница в  

ощущениях.  

 

* * *  

 

Прошу вас сказать, ощутили ли вы какую-нибудь разницу в вашем  

переживании от этого столь малого указания. Была ли у вас вообще  

какая-нибудь разница? Некоторые из вас кивают. Есть ли кто-нибудь, у кого не  

было вообще никакой разницы?.. Один человек. Даже с этим крошечным  

указанием, с этим крошечным изменением переживание изменилось у каждого в  

этой комнате, кроме одного человека. Для меня это глубокое различие, потому  

что указание, которое я вам дал, это лишь _н_и_ч_т_о_ж_н_а_я_ часть  

возможного.  

Гипноз сам по себе, как я его понимаю, это просто использование самого  

себя как механизма обратной связи. Это вы и делали, когда соразмеряли темп  

вашего голоса с дыханием другого человека. Ваше поведение стало постоянно  

действующим механизмом обратной связи для его поведения. Во всех случаях,  

когда вы хотите использовать измененные состояния - способности, позволяющие  

вам реагировать на поведение другого человека переходом в измененное  

состояние, не предопределены генетически. Это попросту механизмы  

коммуникации.  

Если я скажу вам, чтобы вы подумали об этом (быстрая речь)  

"очень-медленно-и-тщательно", то несоответствие между тем, что я говорю и  

тем, как я это говорю, дает вам два противоречивых указания. Но если я скажу  

вам, чтобы вы остановились... и подумали... очень... медленно... какое  

именно... изменение... в нашем переживании... было... то... темп... частота  

моего дыхания... движения моего тела (раскачивание тела в ритме речи) не  

вступают в конфликт с моими словами. Более того, они _у_к_р_а_ш_а_ю_т_ их и  

усиливают их действие.  

Я слышал, как один из присутствующих сказал слово "вверх", и в то же  

время понизил голос. Это несоответствие. Эти вещи несовместимы. Точно так же  

вы можете говорить монотонным голосом, как сильно вы волнуетесь. Так делают  

иногда гипнотизеры. Существует старое представление, будто бы гипнотизер  

должен говорить монотонно. Но в действительности, если вы хотите вызвать у  

кого-нибудь захватывающее переживание, то гораздо эффективнее говорить  

возбужденным голосом. Ведь находиться в трансе - не значит быть мертвым.  

Многие говорят мне: "Думаю, что я не был в трансе, потому что я видел и  

слышал". Но если вы уже не видите и не слышите, то это смерть, а смерть -  

другое состояние. В действительности, в гипнозе ваша способность видеть,  

слышать и чувствовать, как правило, усиливается.  

Я считаю, что в состоянии гипноза люди контролируют себя гораздо  

_б_о_л_ь_ш_е_, чем они думают. Гипноз - это не процесс, в котором вы  

управляете людьми. Это процесс, в котором вы даете им управлять собой,  

доставляя им обычно отсутствующую у них обратную связь.  

Я знаю, что каждый из вас способен перейти в состояние транса - даже  

если Наука "доказала", что это не так. В том смысле, как ученые это  

доказали, они правы. Если вы применяете к группе людей одно и то же  

гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так  

поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный  

гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону  

Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до  

такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где  

даже не упоминается слово "гипноз".  

Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как  

вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав  

над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную  

против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они  

переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не  

доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек  

может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы  

занимаетесь гипнозом, ваша задача - _з_а_м_е_т_и_т_ь_, _н_а_ _ч_т_о_  

_ч_е_л_о_в_е_к_ _р_е_а_г_и_р_у_е_т_ _е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_.  

Человек приходит ко мне на прием и говорит: "Меня пытались  

гипнотизировать много лет, и ничего из этого не вышло". Он садится и  

говорит: "Возьмитесь и попробуйте меня гипнотизировать". Я говорю ему: "Я не  

смогу вас гипнотизировать". Но он говорит: "Вы все-таки попытайтесь". Я  

говорю ему: "Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать; если  

я решил заставить вас не закрывать глаза, то вы закроете глаза. Я попробую.  

Держите глаза широко открытыми. Будьте насторожены и бдительны. Все, что вы  

делаете, вы делаете здесь и сейчас". И вот человек сопротивляется мне, пока  

не впадает в транс. Используемый мною принцип состоит попросту в том, что я  

замечаю реакции сидящего передо мною человека и доставляю ему контекст, в  

котором он может надлежащим образом реагировать естественным для него  

способом. В большинстве случаев люди не оказывают столь решительного  

сопротивления. Но иногда вам попадается нечто в этом роде. И если вы  

поймете, что человек делает, и измените ваше поведение, это может оказаться  

совсем нетрудным.  

Эстрадный гипнотизер выбирает обычно из аудитории человек двадцать и  

дает им несколько приказов. Затем он выгоняет всех сильно поддающихся  

гипнозу и оставляет просто послушных. По-моему, это не свидетельствует об  

искусстве; это статистический подход к гипнозу. Я хочу научить вас видеть,  

как человек реагирует, чтобы вы могли изменить свое поведение, доставив ему  

контекст, в котором он сможет реагировать надлежащим образом. Если вы этому  

научитесь, вы сможете перевести кого угодно в измененное состояние, в  

котором сможете внушить ему, что хотите.  

Как я заметил, люди реагируют с большей легкостью, находясь в состоянии,  

которое гипнотизеры называют раппортом. По-видимому, раппорт строят,  

соразмеряя свое поведение с поведением человека. Разногласия с ним не  

способствуют раппорту. Раппорт не получается, если вы говорите быстрее, чем  

он может слушать. Раппорт не получается также, если вы говорите об  

ощущениях, когда человек видит зрительные образы. Но если вы  

приспосабливаете темп вашей речи к частоте его дыхания, если вы моргаете с  

той же частотой, как он моргает, если вы киваете с той же частотой, как он  

кивает, если вы раскачиваетесь с той же частотой, как он раскачивается и  

если вы говорите, что на самом деле должно быть или что, как вы замечаете,  

происходит, тогда вы построите раппорт. Если вы говорите: "Вы ощущаете  

температуру своей руки, звуки в комнате, движения вашего тела при дыхании",  

то ваши слова соответствуют переживаниям человека, потому что все это  

происходит. Этот род соответствия мы называем "подстройкой" <... означает  

приспособление своей походки к способу ходьбы другого или соблюдение темпа в  

зависимости от внешних обстоятельств. - Прим. перев.>.  

Универсальный опыт в этой стране состоит в том, что вы ведете машину по  

дороге и замечаете, что кто-нибудь поблизости едет с той же скоростью. Если  

вы едете быстрее, то и он увеличивает скорость вслед за вами, а если вы  

едете медленнее, то и он замедляет ход. Когда вы вступаете с кем-нибудь во  

взаимодействие, вы строите цепь обратной связи, и у другого возникает  

тенденция делать все, что вы делаете, или все, о чем вы говорите. Если вы  

приспосабливаете темп, частоту и ритм вашей речи к дыханию другого, а затем  

начинаете медленно снижать эту частоту, то его дыхание также замедлится. И  

если вдруг... вы остановитесь, то же произойдет с ним. Таким образом, когда  

вы начинаете с того, что подстраиваетесь, словесно или не словесно, к  

поведению другого, то вы оказываетесь в состоянии изменить то, что вы  

делаете, и заставить его следовать за вами.  

Когда вы снова приметесь за это упражнение, я попрошу вас сначала  

подстроиться под _н_ы_н_е_ш_н_е_е_ переживание другого. В прошлый раз вы  

описывали, что должно было быть в некотором _п_р_е_ж_н_е_м_ переживании  

другого человека. Теперь вы начнете с описания того, что он должен  

переживать _с_е_й_ч_а_с_. Если бы, например, я работал с Чарли, я сказал бы  

ему что-нибудь в таком роде: "Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете  

тепло там, где ваша левая рука лежит на бедре..."  

Выбор этих предложений требует некоторого искусства. "Пока я не скажу  

эту фразу, вы не почувствуете температуру и ощущение в вашем левом ухе", и  

вдруг вы ощущаете это. Я говорю Энн: "Вы почувствуете тепло там, где ваша  

рука касается подбородка"; до этой фразы она этого, вероятно, не сознавала.  

Но как только я это сказал, она сразу же может проверить, что моя  

вербализация и в самом деле правильно изображает ее переживание. Я начинаю  

приобретать доверие, и в то же время усиливаю переживания, которые в самом  

деле есть, но оставались подсознательными, прежде чем я о них сказал.  

Если я продолжу такие кинестетические предложения, а затем скажу: "Вы  

слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу", то она снова переведет свое  

сознание, чтобы проверить, правильна ли моя вербализация ее переживания. Я  

возвращаю обратной связью вещи, которые являются частью ее переживания, но в  

нормальных условиях не осознаются. Таким образом я строю раппорт, и в то же  

время тем же маневром уже меняю ее сознание.  

Сегодня мы исследуем только основы _н_а_в_е_д_е_н_и_я_ измененных  

состояний. Как использовать измененное состояние после того, как вы его  

вызвали, это отдельный вопрос, которым мы займемся завтра.  

В течение долгого времени гипнотизеры были озабочены тем, насколько  

"глубоко" погружение. Глубина служила им признаком того, что они могли и  

чего не могли. Насколько я понимаю, глубина не является осмысленным способом  

думать о трансе; в некоторых измененных состояниях определенные  

гипнотические явления возможны, а другие нет. Гипнотические явления ipso  

factum <Сами по себе (лат.) - Прим. перев.> не так уж ценны. Способность к  

положительным или отрицательным галлюцинациям сама по себе не является  

чем-то особенно ценным. Галлюцинации можно использовать как средство для  

достижения других целей, но сами по себе они не так уж ценны.  

Я обнаружил, что можно даже научить людей производить гипнотические  

явления в бодрствующем состоянии - положительные галлюцинации, отрицательные  

галлюцинации, контроль над болью и так далее. В этой комнате есть кое-кто,  

умеющий делать эти вещи в бодрствующем состоянии. Есть ли здесь кто-нибудь,  

кто мог в детстве увидеть воображаемого друга или животное? Есть кто-нибудь?  

Поднимите смелее руки, мы вас не арестуем. (Некоторые поднимают руку). Все в  

порядке, вы способны галлюцинировать в бодрствующем состоянии. _Э_т_о_ _и_  

_е_с_т_ь_ галлюцинация. Надеюсь, вы это поймете. Если нет, то мы поставили  

за дверью психиатра с машиной электрошокового лечения.  

Многие из вас способны к отрицательным галлюцинациям, то есть вы можете  

смотреть на кого-нибудь и не видеть его. Многие из вас рассматривали свой  

стол, пытаясь что-нибудь найти, и сколько ни искали, не могли увидеть. А  

этот предмет все время был прямо перед вами. То же происходит с людьми в  

глубоком трансе. Дети все время отрицательно галлюцинируют своих родителей,  

когда те к ним обращаются! Кто из вас может ощутить запах розы, которой нет?  

Кто может глубоко втянуть воздух и почувствовать запах розы - вот сейчас? По  

карте гипноза вы уже прошли три четверти пути к самому глубокому трансу, в  

каком вы можете быть! Это значит, что либо вы никогда не были в бодрствующем  

состоянии, либо те, кто составляет такие карты, не знают, что они говорят.  

Дело здесь не в глубине; если бы любой из вас мог на мгновение испытать  

сознательное состояние сидящего рядом, то ЛСД <Диэтиламид лизергиновой  

кислоты. Галлюциногенное вещество, получаемое из алкалоидов ржаной спорыньи.  

- Прим. перев.> показалась бы нам тривиальной. Транс всего лишь изменяет  

ваше сознательное переживание, превращая его в нечто другое.  

В Калифорнии теперь принимают закон, по которому лишь дипломированным  

гипнотизерам будет дозволено наводить измененные состояния. Этот закон может  

привести к очень интересным последствиям, потому что когда люди занимаются  

любовью, они несомненно наводят измененные состояния друг другу. Во всяком  

случае, если заниматься любовью - не то же самое, что подстригать газоны!  

Хотел бы я знать, как будет соблюдаться этот закон. Всякий желающий вступить  

в брак должен будет, по-видимому, стать дипломированным гипнотизером.  

Теперь вернемся к нашему делу. Чтобы добиться раппорта, вы должны  

подстраивать ваши высказывания к переживаниям человека, но когда вы уже  

достигли раппорта, вы должны уметь его использовать. Ключ к этому -  

способность производить _п_е_р_е_х_о_д_ы_. Вам нужен приятный способ  

перевести человека из его нынешнего состояния в состояние транса - начиная с  

описания его нынешнего состояния и кончая описанием того состояния, в  

которое вы хотите его привести. С помощью переходных слов это можно сделать  

гладко. Переходные слова, к которым относятся, например, слова "если" или  

"когда", это слова, подсказывающие наличие осмысленной связи между двумя  

утверждениями. "_Е_с_л_и_ вы сидите здесь, то вы можете понять, что я  

собираюсь кое-что сказать вам". Между тем, что вы здесь сидите, и пониманием  

чего-нибудь - нет никакой связи. Но это _з_в_у_ч_и_т_ осмысленно: тон голоса  

и переходное слово "если" подсказывают некий смысл.  

Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете  

затем возможность совершать переходы и вызывать реакции, наводящие  

измененные состояния. Сенсорное основание для переходов должно быть чем-то,  

что человек, с которым вы работаете, может обнаружить. Это не обязательно  

должно быть чем-то уже присутствующим в его сознании, но он должен быть в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 759
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 1 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь