Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



12 страница


как если бы он ее держал бессознательно.  

Вариация предыдущего - то, что мы называем "сновидением руки". Это вид рычажного наведения. Это очень хорошая  

техника, которую вы должны знать, особенно если вы работаете с детьми.  

Ребята _л_ю_б_я_т_ сновидения руки.  

Когда я работаю с ребенком, я прежде всего вызываю у него интерес. Я  

спрашиваю: "Ты знаешь, как видят сны рукой?" Это может показаться ему  

немножко странным, и тогда я начинаю смеяться над ним: "Значит, ты об этом  

не знаешь? А я знаю. Я рассказал бы тебе, но ведь ты _к_о_м_у_-_н_и_б_у_д_ь_  

расскажешь". Это уже больше, чем дети могут вынести. И тогда ребенок  

говорит: "Я никому не скажу. Я обещаю. Пожалуйста, расскажите мне!" На это я  

отвечаю: "Но ведь тебе, пожалуй, не так уж хочется это знать". Милтон  

Эриксон называл это "построением потенциала реакции".  

Дальше уже все легко. Вы спрашиваете: "Какую программу телевидения или  

какое кино ты больше всего любишь?" В нынешнее время это непременно будет  

"Бионический человек", или "Звездные войны". Потом вы говорите: "А помнишь  

ты самую первую сцену, когда уходит Стив Остин, и играет музыка?" Когда он  

вспоминает фильм, посмотрите на его глаза, чтобы узнать, каким путем он к  

этому приходит (см. Приложение 1). Если он поднимает глаза вправо, поднимите  

его правую руку, если влево - поднимите левую. Рука легко перейдет в  

каталепсию, потому что она управляется тем же мозговым полушарием, которым  

он обрабатывал информацию, отвечая на ваш вопрос.  

Если человек поднимает глаза влево, он добывает образы из своей памяти,  

хранящиеся в правом полушарии мозга. И когда вы поднимаете его левую руку,  

управляемую тем же правым полушарием, он не заметит, что вы делаете с его  

рукой - _е_с_л_и_ только вы делаете это осторожно, не прерывая поток его  

образов. Его левая рука автоматически перейдет в каталепсию, потому что  

образы полностью занимают его сознание. Как правило, у него не будет  

представления, как вы поднимаете его руку, потому что образы отвлекут все  

его внимание.  

Вы можете также спрашивать его о музыке, особенно если вам известно, что  

этот человек имеет выраженную слуховую ориентацию. "Когда вы слышали в  

последний раз интересный ансамбль?" И пока он будет искать ответ, поднимите  

руку с той стороны, куда он при этом смотрит.  

Когда вы уже добились каталепсии руки, остается сказать: "Очень хорошо.  

Теперь закрой глаза и просмотри весь фильм подробно, вместе со звуком, а  

твою любимую часть ты мне расскажешь в конце; это важнее всего. И твоя рука  

будет опускаться, но лишь по мере того, как ты увидишь весь фильм".  

Это действовало на всех детей вокруг меня, кроме одной девочки, которая  

была дочерью гипнотизера и годами подвергалась программированию - не  

поддаваться гипнозу. Она работала примерно с двадцатью пятью знаменитыми  

гипнотизерами и ухитрилась нанести им всем поражение. Не пытаясь играть с  

ней в эту игру, я просто ее поздравил. Я сказал ей, что она не поддается  

гипнозу и никак не может перейти в транс. Конечно, она попыталась  

опровергнуть это утверждение и тут же начала переходить в транс!  

После того, как вы подняли руку, и она осталась в каталепсии, вы можете  

проделать то же самое, что и при любом рычажном наведении. Вы можете  

сказать: "Я не хочу, чтобы вы опустили свою руку до того, как ваше  

подсознание проиграет вам заново весь этот фильм, чтобы вы могли сейчас  

получить от него удовольствие... видеть и слышать все сцены, одну за  

другой... во всех подробностях... и так приятно видеть забытые части,  

которые вы вспоминаете... сейчас..."  

Женщина: Какой рукой надо пользоваться, если у субъекта просто  

расфокусируется зрение, и он смотрит прямо вперед?  

Простейший ответ на это - поднять обе руки. Их всего две. Та, что  

упадет, не годится.  

Женщина: А может ли быть, что человек смотрит в одну сторону, а  

каталепсия происходит с другой рукой?  

Да, можно сделать почти все. Но мое объяснение дает вам правило - способ  

решить, какой рукой пользоваться _б_о_л_е_е_ эффективно.  

Теперь вернемся обратно и обсудим прерванное рукопожатие, которое я  

проделал с Дэвидом. Это пример класса наведений, называемых "разрывом  

шаблона". Выделив _л_ю_б_о_й_ жесткий шаблон поведения - индивидуальный или  

связанный с культурой - вы должны начать выполнение этого шаблона, а затем  

прервать его. Тогда у вас будет та же рычажная ситуация, что и при  

каталепсии руки. Классический пример - это прерванное рукопожатие.  

Рукопожатие - это автоматическая цельная составляющая поведения в  

человеческом сознании. Когда мы пожимаем друг другу руки, на вопрос, что мы  

сделали, каждый ответит: "Вы пожали друг другу руки". Словесное кодирование  

подсказывает, что это цельная составляющая поведения, и это верно. (Он  

несколько раз протягивает руку Сью, каждый раз убирая руку обратно). Хотя  

Сью и знает теперь, что это игра, каждый раз, когда я протягиваю ей руку,  

этот зрительный сигнал побуждает ее подавать мне руку, потому что это входит  

в цельную составляющую поведения, запрограммированную в ней. Если бы она  

должна была сознательно подумать, что означает моя протянутая рука, а затем  

сознательно отреагировать, это получилось бы крайне медленно и неуклюже.  

У каждого из нас - тысячи таких автоматических программ. Вам лишь надо  

заметить, какие из них являются подлинно автоматическими для данного  

человека, а затем прервать одну из них. Когда я протягиваю мою руку для  

рукопожатия, она протягивает мне свою. Затем я прерываю это, охватив ее  

запястье моей левой рукой и немного приподняв ее руку. Она оказывается на  

некоторое время без программы, потому что за этим нет никакого следующего  

шага. Когда вы прерываете цельную составляющую поведения, у человека нет  

следующего шага. Ему никогда не случалось переходить от середины рукопожатия  

к _ч_е_м_у_-_т_о_ другому. Перед вами момент рычага. Вы должны только  

доставить надлежащие внушения, которым он, как правило, последует. В этом  

случае внушение будет в следующем роде: "Дайте вашей руке медленно  

опуститься, но не быстрее, чем вы впадете в глубокий транс..."  

Сью: Не можете ли вы указать различие между рычажным наведением и  

разрывом шаблона?  

Различие состоит скорее в организации ваших восприятий, чем в  

действительном переживании. Рычаг создает ситуацию, ставящую человека в  

необычное положение, когда у него уже происходят некоторые явления транса,  

например, каталепсия. После этого вы используете словесное соединение, чтобы  

связать это имеющееся поведение с _ч_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_ другим, что вы  

хотите вызвать.  

Разрыв ставит человека в положение, когда он вовлечен в некоторую  

цельную составляющую поведения, например, в рукопожатие. Вы прерываете эту  

цельную составляющую поведения, и это его сбивает с толку, по крайней мере  

на некоторое время. Насколько я себе представляю, никто из присутствующих  

никогда не переходит от середины рукопожатия к какому-нибудь другому отрезку  

поведения, поскольку у рукопожатия нет середины <Типичным примером такого  

перехода является _о_т_к_а_з_ пожать протянутую руку, вызывающий, впрочем,  

описанную выше реакцию. - Прим. перев.>. Рукопожатия имели для нас середину,  

когда нам было _т_р_и_-_ч_е_т_ы_р_е_ года, и когда мы проходили сложную  

_п_е_р_ц_е_п_т_у_а_л_ь_н_о_-_м_о_т_о_р_н_у_ю_ программу обучения рукопожатию  

со взрослым. _К_о_г_д_а_-_т_о_ это поведение имело части, точно так же, как  

хождение имело части в соответствующий период вашей жизни. Но теперь эти  

части стали столь исправно закодированными и отработанными элементами  

бессознательного поведения, что у таких видов поведения нет уже никакой  

середины. И если вы задержите человека посреди _ч_е_г_о_-_т_о_, не имеющего  

середины, то он останавливается. В этот момент вы можете доставить ему  

внушения, как перейти из этого невозможного положения к желательным для вас  

реакциям.  

Различие между рычагом и разрывом шаблона есть перцептуальное различие,  

касающееся гипнотизера. В случае рычага вы создаете своими маневрами  

некоторое необычное поведение, а затем связываете с этим поведением  

желательную для вас реакцию, как выход из положения рычага. Разрыв шаблона  

означает, что вы находите в поведении клиента цельную, повторяющуюся  

составляющую, а затем прерываете ее посередине. Поскольку она имеет в  

сознании статус цельной составляющей, у клиента нет программы перехода из ее  

середины к _ч_е_м_у_-_т_о_ другому. И тогда я доставляю ему эту программу.  

Когда я подошел к Элу и сказал: "Вы дадите мне вашу руку?", я не ждал  

сознательного ответа; я просто протянул ему мою руку и поднял его руку. Он  

мог бы опустить ее, сказав "нет". Это возможно. Но в случае разрыва такая  

реакция невозможна, и это - одно из различий между разрывом и рычагом. В  

случае рычага я создаю ситуацию, в которой человек попадает врасплох,  

оказавшись в необычном положении. Вроде каталепсии. В случае разрыва у него  

нет никакого выбора, потому что это цельная составляющая поведения; вдруг он  

оказывается посреди нее, и она не оканчивается.  

Кевин: Как мне кажется, у присутствующих имеется предубеждение, что нам  

придется рано или поздно перейти в транс. Но во внешнем мире дело обстоит  

иначе. Иначе говоря, если я встречу _к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ на улице и  

прерву рукопожатие, это пойдет несколько труднее.  

Согласен, что здесь имеются различные предубеждения, по сравнению с  

внешним миром. Но, как я предвижу, там это было бы гораздо _л_е_г_ч_е_.  

Пробуждая ваше сознание таким образом, как я это здесь делаю, я весьма  

затрудняю мою задачу в качестве гипнотизера. Если вы уже предупреждены, что  

здесь будет нечто вроде гипноза, это дает вам возможность выбора, будете ли  

вы в этом участвовать или нет. Могу вам гарантировать, что если вы выйдете в  

холл этого отеля и протянете _к_о_м_у_-_н_и_б_у_д_ь_ руку, как полагается, а  

затем прервете рукопожатие, то этот человек застынет на месте.  

Вы можете экспериментировать также с другими шаблонами. Когда в  

следующий раз _к_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ встретит вас приветствием "Как  

поживаете?" <В подлиннике: "How do you do?" "Hi" - междометие, означающее (в  

Америке) "привет", "How are you?" буквально означает "как вы себя  

чувствуете?", но никогда не понимается в этом смысле, а употребляется как  

ритуализированное приветствие. Возвращение к первоначальному смыслу вопроса  

действует как разрыв шаблона. - Прим. перев.>, попробуйте ответить:  

"_С_т_р_а_ш_н_о_, просто _у_ж_а_с_н_о_. Боюсь, что я _у_м_р_у_!", и  

посмотрите, что произойдет с вашим партнером. В нашей культуре обычная  

ритуализированная реакция на это приветствие - "Отлично" <"Fine" -  

ритуализированный ответ, не имеющий прямого смысла. - Прим. перев.>. Как  

правило, у людей нет способа реагировать на любой другой ответ, и они  

ощущают его как разрыв. В особенности это верно в деловой или  

профессиональной обстановке.  

Для большинства курильщиков вынуть и зажечь сигарету - вполне  

бессознательная цельная компонента поведения. Если вы прервете эту  

последовательность действий, отобрав у курильщика сигарету, вы увидите  

реакцию того же рода.  

Это гораздо легче получается с людьми, не предупрежденными о том, что вы  

занимаетесь разными типами гипноза, чем в осведомленных группах вроде этой.  

Если _к_о_е_-_к_т_о_ из вас в этом сомневается, займитесь здесь всерьез  

вашими упражнениями, а затем попробуйте, легче или труднее применить те же  

приемы к вашим клиентам и посторонним.  

Мужчина: Что же, предположим, что вы проводите эксперимент с  

посторонним.  

Хорошо, оставим в стороне вопрос, прилично ли ставить эксперименты на  

ничего не подозревающей публике, между тем как полагается работать с людьми,  

пришедшими просить у вас помощи. Я сказал бы постороннему человеку: "И вы  

дадите своей руке опуститься, пока она коснется моей, и тогда вы сожмете мою  

руку, завершив рукопожатие, как будто не случилось ничего особенного". Его  

рука начнет опускаться, пока не приблизится к моей, и в этот момент я схвачу  

ее и скажу: "Очень приятно". Он будет в состоянии амнезии в отношении этого  

переживания, и я не встречу никакой отрицательной реакции до конца  

рукопожатия.  

Женщина: Почему же у него будет амнезия?  

_О_п_я_т_ь_-_т_а_к_и_ потому, что это цельная компонента поведения. Что  

может случиться в течение рукопожатия? Если вы сделаете такое внушение, а  

затем завершите рукопожатие, как будто ничего не случилось, то в его  

сознании, вероятно, ничего не останется, кроме того, что он с _к_е_м_-_т_о_  

познакомился.  

Мужчина: Я видел Гручо Маркса <Американский клоун, один из цирковой  

труппы "Братья Маркс". - Прим. перев.>, когда он повторял свои старые  

программы, он часто делал такие вещи. Он протягивал руку для пожатия, а  

когда другой человек подавал руку, он отнимал свою. Как только тот отводил  

свою руку назад, он протягивал руку снова.  

Женщина: Я думаю, что как только вы пожмете руку, человек почти в тот же  

момент выйдет из этого состояния и удивится, что же такое произошло.  

Так оно и будет, _е_с_л_и_ вы всего лишь прервете рукопожатие, не сделав  

ничего другого. Это ведь как раз подходящий момент для словесного внушения,  

чего вы хотите от него затем. Если дать человеку достаточно времени, он  

найдет выход из немыслимого положения вроде прерванного рукопожатия. Думаю,  

на это способен каждый. Я это проверял, и промежуток времени в некоторых  

случаях был около десяти секунд, после чего человек приходил в себя со  

словами "это было странно", а в других случаях это затягивалось на пять или  

десять минут, и человек оставался неподвижным, пока не находил выход из  

такого немыслимого положения.  

Дэвид: Было ли для вас важно, чтобы я не помнил, что со мной случилось в  

этом состоянии?  

Нет. Для меня это не было важным.  

Дэвид: Дело в том, что я это помню, но в то же время я чувствовал, что  

это никоим образом не отвлекало меня от происходившего.  

Рон: Можно ли считать разрывом, если я рассчитываю услышать  

_ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_, и ничего не слышу, например, когда Милтон Эриксон  

бормочет, или когда _ч_е_й_-_н_и_б_у_д_ь_ голос снижается до того, что уже  

не слышно?  

Ответ состоит в том, что это обратная связь. Для некоторых это разрыв, а  

для других нет. Все испытывают разрыв при прерванном рукопожатии, но у  

некоторых людей есть много способов приходить в себя от неожиданных слуховых  

восприятий. То, что вы описали, не подействует как разрыв на людей с  

изощренным слухом. Но это подействует на людей, слушающих вас в этот момент,  

которые не очень изощрены.  

Например, вы заметили, как этот ведущий <..., ведущий телевизионной  

передачи. - Прим. перев.>?..  

Ну вот, вы засмеялись в разное время, и это превосходно свидетельствует  

о том, сколько времени понадобилось каждому из вас, чтобы прийти в себя от  

немыслимой слуховой ситуации. Это был отрывок предложения, а не предложение.  

И если вы почувствовали это ожидание конца... Вот вам явление разрыва.  

Мужчина: Это тот самый прием, который применил Милтон Эриксон, когда он  

в самом деле пожал руку женщине, после чего она впала в транс?  

Нет. Это была кинестетическая неопределенность. Это другой вид разрыва.  

Я протягиваю руку и в самом деле обмениваюсь с человеком нормальным  

рукопожатием, так что через некоторое время мы должны разнять руки. Но я не  

отпускаю его руку или, как это делал Эриксон, начинаю отпускать ее, но  

неопределенно, чтобы он не знал, когда в точности будет последнее  

прикосновение; в таком случае он испытывает ощущение задержки, если не  

получает дальнейшей программы. Если вы читали, как Эриксон об этом  

рассказывал, он высвобождал свою руку, меняя характер прикосновений, так что  

эта женщина не была уверена, когда он в действительности прервал контакт.  

Перед тем как совсем отпустить ее руку, Эриксон сделал еще одно: он слегка  

подтолкнул вверх ее запястье, что привело к каталепсии. Это та же  

закономерность, как если вы берете _к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ за руку и  

покачиваете ее, пока его мускулы не перенимают вашу работу, поддерживая руку




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 810
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь