Методическая разработка: «Рисование мелками на асфальте с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)»
…Это правда! Ну, чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне…
Э.Успенский
Всем детям с ОВЗ необходима оздоровительная и психолого-педагогическая помощь, так как дети данной категории не самостоятельны и практически все с ослабленным здоровьем, поэтому нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослых. Дошкольники с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью могут реализовать свои потенциальные возможность лишь при условии вовремя начатого процесса воспитания и обучения, с учётом общих и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская). Отклонения в развитии приводят к нарушению развития всех ВПФ, недоразвитию общей и мелкой моторики и трудностям социальной адаптации в обществе. Они обычно ослабленные, нервные, раздражительные. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками, они не критичны к себе и своим поступкам.
Скачать: Методическая разработка: «Рисование мелками на асфальте с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» (полный конспект)
Основная задача коррекционно-педагогической работы педагога — создание условий для разностороннего развития ребенка с ОВЗ с целью обогащения его социального опыта и включения в коллектив сверстников. В этом могут помочь игры в летний период времени. Лето лучшее время для познавательной и исследовательской деятельности, для ознакомления с окружающим миром и с природой. Задача взрослого правильно организовать детский досуг, чтобы он был интересным и полезным для здоровья ребёнка. Прогулка это источник новых впечатлений, положительных эмоций, оздоровления. В летний период существует много игр и развлечений для детворы — это игры в песке, подвижные игры, мыльные пузыри, игры с водой и рисование мелками. Все игры носят оздоровительный характер, так как проводятся на свежем воздухе. Художественная деятельность это один из видов развлечений и общения со сверстниками и взрослым. Рисовать на прогулке можно чем угодно, как угодно и где угодно.
Рисование мелками на асфальте это одна из форм проведения рисования в летний период. Это вид продуктивной деятельности помогает формировать и развивать интерес к рисованию, активизирует умственную деятельность, расширяет кругозор ребёнка.
Для рисования необходимо выбрать хорошие мелки они должны оставлять чёткий жирный след, не должны крошиться и ломаться. На начальном этапе рисования мелок должен быть толще и длиннее. Ребёнку будет удобно сжимать толстый мелок в кулаке, и он не поранит руку об асфальт. Необходимо определиться с местом для рисования, поверхность должна быть ровной. Следует подобрать удобную одежду и обувь, так как ребёнок много времени проведёт на корточках. Нужно запастись влажными салфетками они помогут без особого труда очистить руки детям.
Рисуя мелками, дошкольники не бояться ошибиться, так как все легко можно подправить, подрисовать что-то новое, позволяет ощутить положительные эмоции. У них формируется уверенность в себе и своих возможностях, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Дети совместно с другими детьми и с взрослым создают большую композицию. Развиваются навыки работы в коллективе, при работе в паре, дети приобретают важные коммуникативные навыки, в том числе умение управлять своим поведением в коллективе. Подчиняясь правилам при проведении рисования, дети дисциплинируются, у них развивается самостоятельность. Формируются положительные качества личности как: доброжелательность, уважение, сосредоточенность, усидчивость. Они учатся изображать большие предметы, передают форму и цвет. Тем самым развиваются сенсомоторные навыки. Для рисования мелками лучше брать темы, которые изучались в течение года. Это поможет совершенствовать уже имеющиеся умения и навыки у ребёнка. На начальном этапе из-за низкого уровня самостоятельности детей с нарушениями интеллекта, недоразвития их познавательной активности и внимания рисование проводится индивидуально или малыми подгруппами 2-3 ребёнка. Можно использовать наглядность с реальным изображением предметов, художественное слово (стихи, загадки, малый фольклор), чтобы заинтересовать ребёнка. На подготовительном этапе воспитатель сообщает тему, показывает, как нужно выполнять задание. Оказывает помощь, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку. После практической части нужно провести физкультурную минутку. Ребёнок должен получать похвалу, несмотря на любой результат его деятельности. Дети в дошкольном возрасте с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) чаще всего могут нарисовать штрихи мелом и ставят точки.
Рассмотрим некоторые варианты рисование мелками с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью:
- вариант — дети рисуют простые детали изображения, а взрослый дорисовывает более сложные детали. Например: «Зёрнышки для цыплёнка», «Тучка и дождик», «Травка» и т.д.,
- вариант — чего не хватает, взрослый рисует изображение, а ребёнок дополняет его до целостного образа (например: солнышко, а ребёнок дорисовывает лучики; ёжика, ребёнок дорисовывает колючки и т.д.);
- вариант — это обводка разных предметов, например лопатки, формочек, так же можно обвести ладошку, затем можно предложить заштриховать или раскрасить изображение;
- вариант — рисование по точкам, взрослый рисует точки, а ребёнок соединяет их сплошной линией и получается изображение;
- вариант – рисование мокрым мелом или размывание изображения брызгалкой или водным пистолетом, след мелка получается более ярким. Техника рисования мелками с применением воды способствует снятию эмоционального напряжения, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
В заключительной части подведите итог: обсудите вместе со всеми участниками, что вы рисовали, что больше всего понравилось, похвалите за проделанную работу.
Формируя и развивая все виды детской продуктивной деятельности, учитывая их специфику и коррекционную направленность, педагог способствует ослаблению нарушений психических процессов. Рисование мелками является средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности у детей.
Продуктивная деятельность ребёнка является движущей силой его психического развития. Занятия по рисованию мелками под влиянием правильно осуществляемого обучения, влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы.
Досуговое мероприятие рисование мелками на асфальте: «Рисуем солнышко…»
для детей дошкольного возраста с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).
Цели и задачи:
- Закреплять имеющиеся навыки, способы и приёмы рисования мелками на асфальте;
- Обогащать и расширять словарный запас детей;
- Стимулировать у детей желание вступать в контакт с окружающими (взрослым и сверстниками);
- Развивать навыки игровой деятельности;
- Учить отгадывать загадки;
- Способствовать развитию двигательного опыта, умения выполнять движения по тексту и под музыку;
- Воспитывать положительное отношение к явлениям природы.
Материалы и оборудование:
- Коробки с мелками
- Заготовки из картона (круг)
- Фоновая музыка.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
В. Сегодня наше занятие пройдёт на улице. Давайте поздороваемся.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
В: — Раз, два!
- Три, четыре! Хлопают в ладоши.
В: — Три, четыре!
- Раз, два!
В: — Солнце только что проснулось,
- И ребятам улыбнулось! Потягиваются.
В: — Поскорей, друзья, вставайте,
- На зарядку выбегайте. Приседают.
В: — Солнце светит -
- Ярко, ярко! Машут руками.
В: — Нам от солнца -
- Жарко, жарко!
В — Солнце, воздух и вода -
- Наши лучшие друзья! Хлопают в ладоши.
2. Загадки про лето.
В. Помогите мне отгадать загадки.
Солнце подпекает, цветы расцветают, Ягоды поспевают, когда это бывает? (Летом).
Я хожу по белу свету. Мне ходить светить не лень. Там, где (Солнце), ночи нету. Там, где солнце, — ясный день!
Стало в комнате темно, Стук послышался в окно. Ты на улицу идёшь? Зонт возьми – там льётся. (Дождь).
Дуга красивая, цветная, Появится, затем растает. После дождя бывает, полнеба закрывает. (Радуга).
3. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
В. Сделаем гимнастику для пальчиков.
Утром солнышко проснулось, Сладко-сладко подтянулось, Лучики свои раскрыло И всю землю озарило. Сжимают пальцы в кулачки,
Вращают кулачки перед собой. Вытягивают кулачки вверх. Раскрывают кулачки, Растопырив пальцы.
Выполняют «фонарики».
4. Игра «Обведи и дорисуй».
В. Сейчас мы узнаем, кто лучше всех умеет рисовать солнышко.
Трафареты вы возьмите, Аккуратно обведите. Солнышко изобразите.
4. 1. Практическая работа.
Показ воспитателя по выполнению работы. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь каждому ребёнку.
5. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Звучит фоновая музыка.
Дети стоят вокруг ведущего.
В. По команде «Солнышко» — свободно двигаемся по площадке под музыку, выполняя танцевальные движения под музыку.
По команде «Дождик» — приседаем на корточки, складывая руки над головой.
Игра повторяется 2-3 раза
6. Итог мероприятия.
Просмотр детских работ. Похвала детей.
В. Мы все солнце рисовали. И загадки отгадали. Всем понравилось играть, Отправляемся гулять.
|