Авторы:
- Шипачева Е.Ю.
- Кармазова А.М.
- Волоткович И.А.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 53 г. Томска
1. 1 Пояснительная записка.
Коррекционная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью и со сложными сочетанными дефектами направлена на формирование альтернативных средств коммуникации (жестовая речь) способствующих развитию высших психических функций для успешной социализации и интеграции ребенка в обществе.
Скачать конспект
Данная программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4. 1. 266010;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН
- 2.4. 1. 3049-13»);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
- образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ № 53.
Программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для детей с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными дефектами и направлена на создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
При включении детей с нарушением интеллекта в непосредственно образовательную деятельность существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционно-развивающей программы является неотъемлемой частью для развития социально- коммуникативных навыков ребенка. Данная программа реализуется в разновозрастной группе от 3 -7лет.
Новизна программы заключается в следующем:
- разработан тематический план отражающий работу — учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя — направленный на достижение общих целей через изучение лексического минимума жестовой речи для развития коммуникативных навыков ребенка, предусматривающих параллельное развитие и совершенствование устной речи на всех этапах образовательного процесса (Приложение)
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
- совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая)
- максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
1. 2. Цели и задачи.
Цель программы:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей воспитанников, обеспечивающих усвоение ими социального и коммуникативного опыта и реализация родительского запроса.
Задачи программы:
- формировать лексический минимум для обогащения активного и пассивного словаря ребенка с целью повышения коммуникативной деятельности, через использование жестовой речи
- повышать мотивацию и интерес к непосредственной образовательной деятельности, посредством введения нового опыта общения – жестовой речи.
- оказывать консультативную и практическую (матер-класс, радительские собрания) помощь родителям в групповых и индивидуальных формах работы.
2. Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса
2. 1.Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы
- принцип комплексности: поставленные задачи реализуются в пяти образовательных областях (познание, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие и социально — коммуникативное)
- принцип системности: обеспечивает использование жестовой речи всеми специалистами в единой системе образовательного процесса
- принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для
развития коммуникации у детей, имеющих различные недостатки в физическом и психическом развитии;
2. 2. Основные направления коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа включает:
- обогащение активного и пассивного словаря, с целью повышения коммуникативной деятельности
- повышение мотивации и интереса к непосредственной образовательной деятельности
Консультативная работа включает:
- разработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса
- оказание индивидуальных консультаций в устной и письменной форме, а также групповых в виде мастер-классов, родительских собраний.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- оформление папок-передвижек, информационных стендов, индивидуальных посланий родителям и специалистам, работающим с детьми
3. Планируемые результаты освоения программы
3. 1. Целевые ориентиры
Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Речевое развитие:
Возможные достижения ребенка:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста
- понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи
- понимает и выполняет элементарные словесные инструкции
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова
- называет действия, предметы, изображенные на картинке
- произносит простые по артикуляции звуки
Социально-коммуникативное развитие:
Возможные достижения ребенка:
- пытается соблюдать элементарные правила в игре и распорядке дня
- проявляет интерес к действиям взрослых и детей, может им подражать
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.)
- может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут
- обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра)
Познавательное развитие
Возможные достижения ребенка:
- составляет схематическое изображение из двух-трех частей
- создает предметные конструкции из двух-четырех деталей
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы
- воспринимает и запоминает обозначение жестом отдельных слов и действий
- самостоятельно и по подражанию использует жесты в режимных моментах
- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого ( «Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»)
- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы, цвета (показ руками, пантомимические действия)
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь)
Художественно-эстетическое развитие
Возможные достижения ребенка:
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки
- проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства
Физическое развитие
Возможные достижения ребенка:
- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.)
- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве
- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним
- выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя)
- стремится принимать активное участие в подвижных играх
- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого
- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесно – жестовые просьбы взрослого.
Литература
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ № 53.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П. и др. Программа воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2001.
3. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М.: В. Секачев, 2005.
4. Волков Б.С. Детская психология. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Гельман И.Ф. — Специфические средства общения глухих 4 части; Л.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1975-1979.
6. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Закон РФ № 3266-1 “Об образовании” (ст. 18).
8. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Конвенция о правах ребенка 26. 01 1990.
10. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. – 2002. -№5.
11. Педагогическая коррекция и социальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2010.
12. Руководство по инклюзии. ЮНЕСКО, 2008.
13. Федеральное государственное требование к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 665 от 23. 11. 20 Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
14. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация: Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
Приложение1
6. 1 Система жестов
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:
- они делают слово «видимым»;
- они помогают создать «мостик» к устной речи;
- они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
- они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
- они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Многие родители испытывают страх перед использованием системы жестов: «А вдруг мой ребёнок перестанет испытывать потребность говорить, используя жесты вместо слов?» Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.
Группы жестов:
Символические социальные жесты и движения. Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
- Указательный жест.
- Да.
- Нет.
- Нельзя.
- Дай.
- На.
- Иди сюда.
- Иди на ручки.
- Дай ручку.
- Уходи.
- Сядь.
- Встань, поднимись.
- Привет.
- До свидания
(пока-пока).
Дополнительные социальные жесты:
- Смотри (указательный палец к глазу).
- Слушай (указательный палец к уху).
- Говори (указательный палец ко рту).
- Другие варианты использования указательного жеста.
Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных дейс-твий. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
- Корова — жест «рога», «забодаю».
- Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома.
- Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга.
- Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.
- Высоко — поднять руки вверх.
- Большой — развести руки в стороны.
- Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки.
- Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой. Групповое занятие по развитию дополнительной коммуникации.
Жест «кошка» Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
Фотография из альбома для изучения жестов на групповом занятии • Ложка, кушать.
- Каша, варить кашу.
- Чашка, пить.
- Зубная щётка, чистить зубы.
- Умываться.
- Мыть руки.
- Причёсываться.
- Телефон, звонить по телефону.
- Машина, ехать на машине.
- Барабан, играть на барабане.
- Гармошка, играть на гармошке.
- Дудочка, играть на дудочке.
- Колокольчик, звенеть в колокольчик.
- Спать.
- Плакать.
- Поцеловать.
- Упасть.
- Идти.
- Холодно, замёрз.
Жесты описательного характера. Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:
- Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».
- Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.
- Курочка — жест «клюёт».
- Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
- Медведь — показать, как мишка ходит.
- Петушок — изобразить гребешок.
- Птичка — жест «полетели».
- Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
- Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.
- Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.
При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом. Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции. Пособия, которые можно использовать:
- Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.
- Коммуникативная доска — специальная доска, раз- битая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.
- Тематические книги.
- Альбомы с картинками и фотографиями.
- Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
- Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие). Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов:
Коммуникативные навыки ребёнка. На какие вопросы важно попытаться ответить:
- Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?
- Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?
- Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?
- Каких знаков не хватает ребёнку? Преимущества и недостатки системы жестов. Преимущества:
- Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений.
- Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.
- Язык жестов часто нагляден.
- Ребёнку можно помочь своими руками.
- Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт. Недостатки:
- Некоторые жесты понятны только «посвящённым».
- Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.
- Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».
- Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
Использование систем графических символов — трудная задача. Она требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме — это и является основной задачей обучения системе дополнительной коммуникации.
Чаще всего это ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:
- просит что-то,
- комментирует, делится эмоциями. Как технически происходит общение с помощью графических символов (варианты):
- Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.
- Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем.
- Нажимает на соответствующую кнопку.
- При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове, направлением взгляда.
Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:
- Воспринимает ли ребёнок картинку?
- Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?
- Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект (например, разные мячи или собаки)?
- Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «та- кой же» мяч, «такая же» кукла?)?
- Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствующий объект или часть объекта, представлять весь объект? Это выявить непросто, так как в обычной жизни таких навыков не требуется, однако часто наблюдается в ассоциациях. Даже если такой опыт у ребёнка есть, это не значит, что он сразу поймет, что этот путь возможен для постоянного процесса коммуникации. Обучение способности соотнесения картинки и реального предмета Оценка навыка умения выбирать из двух предложенных картинок. В первый период использования средств дополнительной коммуникации с детьми с нарушениями есть риск появления желания отказаться от неё из-за ошибочного вывода, что ребёнок ещё не созрел.
Но! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего — от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещё не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.
|