Несмотря на то, что вечер встречи выпускников стал уже традиционным в жизни каждой школы и о времени его проведения знают все, нелишним для организаторов этого мероприятия будет позаботиться, чтобы через средства массовой информации, личные приглашения еще раз напомнить о нем. Пусть именные приглашения на вечер получат все учителя, когда-либо работавшие в школе, ее первые выпускники. Чем больше поколений будет представлено на этом традиционном празднике школы, тем значительнее будет его эмоциональный потенциал и воспитательное значение. Для красочного объявления о вечере встречи, которое целесообразно заранее вывесить у входа в школу, можно предложить следующий текст:
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Средь суматохи будней бесконечных, Средь важных дел и мелочных хлопот В мир возвратиться юности беспечной Дарует шанс наш школьный вечер встречи. Придите в школу - школа ждет!
Она широко распахнет свои двери всем своим выпускникам./указывается дата и время проведения/.
В день проведения вечера встречи гостей встречают празднично одетые старшеклассники и приглашают пройти к месту проведения общешкольной линейки.
(Звучит фонограмма песен на школьные темы.)
Линейку можно провести в любом, подходящем для этих целей, месте: в холле, спортзале, коридоре. Актовый зал, если в нем пройдет большая часть праздника, занимать не стоит. Место проведения линейки с помощью соответствующих табличек следует разметить таким образом, чтобы выпускники выстроились по годам выпуска: 1997 г., 1996 г., ... 1980-1970 г.г. и т.д. Вместе с выпускниками их классные руководители, учителя.
(Музыка умолкает. К микрофону подходит директор школы.)
ДИРЕКТОР. Добрый вечер, дорогие наши выпускники! Мы искренне рады тому, что снова в этих стенах собрались те, чьи звонкие голоса год или десять лет назад наполняли жизнью школу. Чьи победы и поражения были источником радостей и огорчений учителей. И пусть многие из вас уже сами наставники. Для тех, кто каждый день с волнением и любовью входит в класс, вы - по-прежнему ученики. С любовью и благодарностью мы рады приветствовать вас, дорогие учителя: и тех, кто сегодня трудится, и тех, кто отдал школе талант, душу и сердце, и до сих пор не забывает свой второй дом, свою школу.
Далекой юностью запахнут стены, Знакомо белый тополь заснежит, Как будто мир не ведал перемены: На тех же лицах - тот же свет лежит.
Так пусть хотя бы один вечер в году отступит неумолимое время, и память вернет нас в прошлое, для кого-то далекое, для кого-то не очень, в ту пору ученичества, которую, не сомневаюсь, с нежностью и теплотой вспоминают все собравшиеся здесь. Вспомним начало учебного года, когда в таком же порядке стояли на общешкольной линейке все вы. Вспомним первый звонок и первый урок. Для нас сегодня это будет урок воспоминаний. А первый звонок? Пусть его дадут нынешние первоклассники. Быть может, в них кто-то узнает себя. Но нет причины для печали. Урок воспоминаний - первый в сегодняшнем расписании.
(Первоклассник и первоклассница дают первый звонок.)
Учителя, которые ведут этот урок, должны к нему серьезно подготовиться. Желательно отыскать старые фотографии, совместно с коллегами воскресить в памяти наиболее интересные эпизоды из жизни того или иного класса. Каждому из выпускников можно предложить немного рассказать о себе. Возможно, сохранились сочинения школьных лет. К подготовке урока желательно привлечь самих выпускников, с которыми удастся связаться заранее. Хорошая память о вечере встречи выпускников - фотография. Сфотографироваться можно как во время линейки, так и во время урока воспоминаний. К концу вечера можно успеть сделать фотогазету. Она пополнит архив школы, ее можно использовать и при подготовке аналогичного вечера через год. Во время первого урока можно предложить выпускникам ответить на некоторые вопросы анкеты, которую необходимо заблаговременно размножить в необходимом количестве. Предлагаемый вариант анкеты можно изменить, дополнить вопросами, которые помогли бы получить более подробную информацию о выпускниках. При этом имеется ввиду использовать эту информацию по ходу самого вечера встречи. Вот почему следует продумать вопрос об обработке анкет, которую необходимо провести очень оперативно, уложившись во время перемены между первым Уроком Воспоминаний и вторым Уроком Истории. К этой работе можно привлечь старшеклассников. /Вопросы анкеты прилагаются./
После окончания Урока Воспоминаний все заходят в актовый зал. Звучит фонограмма. Оформление зала и сцены должны соответствовать тематике вечера. Атмосфера, в которой будет протекать остальная часть вечера, станет более теплой, если посадить выпускников за столики, накрытые чаем, печеньем, другими сладостями, которые вполне в состоянии сделать ученики старших классов. На сцене с одной стороны стоит журнальный столик с креслами для ведущих, с другой - для выступающих. После окончания перемены, когда все рассядутся, на сцену выходят двое ведущих /мужчина и женщина/.
ВЕДУЩИЙ. Закончился урок воспоминаний. А сейчас мы начинаем наш второй урок - урок Истории.
ВЕДУЩАЯ. Но прежде, чем углубиться в историю, несколько слов о дне сегодняшнем. Каков он, выпускник школы, переступивший ее порог сегодня? Чтобы узнать это, мы провели анкетирование, с результатами которого вас сейчас познакомим.
ВЕДУЩИЙ. Наш сегодняшний гость еще весьма молод: ____ % выпускников получили аттестаты о среднем образовании менее 10 лет назад.
ВЕДУЩАЯ. В то же время приятно отметить, что он обладает завидным постоянством: для ____ % этот вечер не первый.
ВЕДУЩИЙ. У него хорошо развито чувство юмора. Среди ответов на вопрос о самом большом достижении и самой большой ошибке, совершенной с момента окончания школы, есть такие шедевры юмора, которые наталкивают на мысль о юмористической специализации школы или, по крайней мере, о создании из числа выпускников команды КВН. Вот послушайте ... /приводит наиболее интересные ответы на вопросы анкеты/.
ВЕДУЩАЯ. В этом зале собрались представители ____ профессий. Но избрали ее в стенах школы лишь ____ % выпускников.
ВЕДУЩИЙ. Наиболее распространенным пожеланием нынешним выпускникам стало ... /приводится/, а самому себе ... /также приводится/. Мы присоединяемся к этим пожеланиям.
ВЕДУЩАЯ. Нарисованный нами портрет был бы незавершенным без ответов на вопрос: "Помните ли Вы свою первую учительницу?" Признаться, в ответах на этот вопрос мы не сомневались, и тем не менее приятно отметить, что утвердительный ответ дан во всех случаях /в подавляющем большинстве случаев/.
ВЕДУЩИЙ. Именно этим мы и начинаем наш второй урок - урок Истории. А каждый урок начинается с того, что в класс входит учитель, а ученики здороваются с ним стоя.
/Звучит фонограмма песни "учительница первая моя". На сцену поднимается учительница с наибольшим педстажем. Все встают и приветствуют ее аплодисментами. Ведущий помогает ей подняться на сцену, приглашает сесть за столиком для выступающих. После выступления учительнице дарят цветы. Она остается на сцене.)
ВЕДУЩИЙ. И вот, как много лет назад, На класс глядит учитель. И кажется, что строгий взгляд Спросил: "Что ж вы молчите?" И сердце знает, что сказать, Да все слова - не эти. Легко с подсказки отвечать, Непросто быть в ответе.
ВЕДУЩАЯ. Слово предоставляется выпускнику ... /называет/.
/Пусть это будет представитель более старшего поколения. Затем выступит выпускник помоложе. Последним скажет слово одиннадцатиклассник. После выступлений все садятся за тем же столиком, за которым сидит учительница.
На сцену с обеих сторон выходят первоклассники (мальчик и девочка).
МАЛЬЧИК. Как быстро годы пролетели - И вот пришел я в первый класс, И средь сентябрьской канители Я встретил Вас /жест в сторону девочки/, Я встретил Вас /жест в сторону учительницы/.
ДЕВОЧКА. Забросив кукол, косметичку, Ведь школа вам - не детский сад, Я заплела сама косичку, А мама завязала бант.
МАЛЬЧИК. Когда считать учился класс И складывать из букв слова, Я начал счет и дернул - "раз!" /дергает за косичку/
ДЕВОЧКА. А я сказала букву "А-а-а" /вскрикивает/.
МАЛЬЧИК. Но Вы тогда взглянули строго И приказали не шалить, И я себя к концу урока Решил науке посвятить.
ДЕВОЧКА. С тех пор меж нами дружба только, Портфель, и тот несу сама. По мне, чем Лариной быть Ольгой, Уж лучше горе от ума.
МАЛЬЧИК. Вот отчего и почему Сегодня говорим мы:
ВМЕСТЕ. Спа-си-бо са-мо-му учителю любимому!
(Дети дарят учительнице цветы и, взявшись за руки, уходят со сцены.)
ВЕДУЩИЙ. Но история не может звучать в одних мажорных тонах, ее музыка иногда печальна.
/Звучит тихая траурная музыка/.
ВЕДУЩАЯ. Навеки останутся в наших сердцах имена тех, кто ушел из жизни.
ВЕДУЩИЙ. Но невыносимо больно, когда уходят те, кто молод, чей жизненный путь только начинался.
(На сцену выходит парень. На фоне траурной музыки звучат стихи, которые он читает...)
Чтоб быть мужчиной, Мало им родиться. Как стать железом - Мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться, И, как руда, Пожертвовать собой. Готовность к смерти - тоже ведь оружье, И ты его однажды примени. Мужчины умирают, если нужно, И потому в веках живут они.
(Закончив читать стихи, он предлагает почтить память погибших при выполнении интернационального, воинского, служебного долга минутой молчания.)
ВЕДУЩАЯ. На этом наш урок истории подходит к концу. Но не заканчивается история школы. Все мы - ее летописцы. Каждым свои шагом, каждым своим поступком пишем ее набело. И в этом все мы ответственны друг перед другом, перед своими детьми и внуками. Быть может, спустя годы соберутся они в этих стенах на свой вечер встречи выпускников, и сегодняшний день будет для них историей.
ВЕДУЩИЙ. Сохранить в их сердцах теплоту и сердечность сегодняшнего праздника - пусть в этом и будет состоять домашнее задание для каждого присутствующего в этом зале.
(Звенит звонок. Урок окончен. Ведущий объявляет о том, что через несколько минут начнется третий урок - Урок Творчества. Звучит музыкальная фонограмма. После окончания перемены ...)
ВЕДУЩИЙ. Этого предмета нет в школьном расписании, хотя без него не мыслим ни один день и час школы.
ВЕДУЩАЯ. Каждый из нас - своего рода творец. От рождения, с той поры, когда детские игры - не просто забава, а сама жизнь. Но талант без труда бесплоден. Вместе же они составляют основу любой культуры, любого прогресса. Наш Урок Творчества - урок для каждого, кто думает иначе, хотя таких, я уверена, нет в этом зале.
ВЕДУЩИЙ. Но это и урок признания, которое заслужил каждый из тех, кто выйдет на сцену. Итак, начинается Урок Творчества.
(Урок Творчества проводится в форме небольшого концерта художественной самодеятельности. Хорошо, если он будет составлен из номеров, с которыми выступят не только ученики, но и учителя, выпускники школы. Номера должны быть разнообразнами по жанру, тематике выступлений. Последним уроком вечера встречи выпускников проводится Урок Танцев. Составителям танцевальной программы следует продумать ее таким образом, чтобы любимые мелодии услышали представители всех поколений выпускников, присутсвующих на вечере. Первым номером этого урока танцев пусть будет вальс, который ведущий объявит как "учительский вальс". По окончании урока танцев ведущие объявляют о том, что вечер выпускников подошел к концу, благодарят всех за участие и прощаются.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
А Н К Е Т А
Участников вечера встречи выпускников школы N ___
1. Каков для Вас по счету нынешний вечер встречи выпускников?
2. Какой из них запомнился Вам больше других /если этот - не первый/?
3. Сколько лет назад Вы окончили школу?
4. Каково Ваше самое большое достижение с момента окончания школы?
5. Самая большая ошибка?
6. О какой профессии для себя Вы мечтали, учась в школе?
7. Кем Вы стали?
8. Помните ли Вы свою первую учительницу?
9. Что бы Вы пожелали нынешним ученикам?
10. Ваше пожелание самому себе.
Спасибо за лаконичные, искренние ответы!
|