Кропотова Елена Юрьевна, Шебеко Александра Сергеевна. Музейный урок «В гостях у хозяюшки»

Музейный урок «В гостях у хозяюшки»

  • Кропотова Елена Юрьевна Методист
  • Шебеко Александра Сергеевна Экскурсовод

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей-усадьба В.И. Сурикова» г. Красноярск

Музей-усадьба Василия Ивановича Сурикова основан в 1948 году, в двухэтажном доме, где родился и вырос великий русский художник и живописец. Второй этаж экспозиции посвящён биографии и творчеству художника, на первом этаже воссозданы интерьеры дома Суриковых и сделан акцент на сибирском быте середины 19 века.

В поиске новых форм музейной работы, а также ввиду ограниченности музейных площадей и удалённости детских садов, методический коллектив Музея-усадьбы Сурикова принял решение о разработке комплексного музейного занятия с возможностью проведения вне стен музея. В качестве тематической основы был выбран быт сибиряков середины 19 века. Подобная тематика была направлена на реализацию цели по воспитанию в детях уважения к своим историческим корням. Среди задач музейного занятия были обозначены:

Обучающие: расширять знания детей о народных традициях и фольклоре, закрепление названий старинных предметов быта.

 

Скачать конспект

Развивающие: развитие речи детей, творческого воображения, моторики рук, слухового и зрительного внимания, развитие логического мышления.

Воспитательные: воспитание любви и интереса к народной культуре и быту.

Музей обогащает ребёнка впечатлениями от взаимодействия с теми предметами, которые не доступны ему в повседневности. Поэтому в процессе занятия предусмотрено использование предметов быта из вспомогательного фонда музея: веретена, чугунка, самовара, крынки, валька и рубеля, нагревательного и угольного утюгов, сундуков, вышитых рушников. Музейное занятие организовано в форме сочетания театрализованного мероприятия и игры. Ведущая примеряет на себя роль "Хозяюшки", будучи одетой в стилизованный русский народный костюм. Хозяюшка не только показывает предметы быта, но также и демонстрирует их использование (например: рубка капусты сечкой в корыте, глажка белья рубелем и вальком и т.д.).

Для последующего закрепления материала разработана специальная тетрадь с творческими заданиями на развитие логического мышления, мелкой моторики и памяти, которая выдаётся индивидуально каждому ребёнку для занятий дома с родителями. Вы можете посмотреть рабочую тетрадь к занятию на сайте музея surikov-dom. com или написав нам на почту: surikov-museum@mail. ru.

Возраст 4+

Сценарий музейного занятия: «В гостях у Хозяюшки»

(Быт сибиряков середина 19 века)

Ведущая: Давным – давно в Сибири люди строили себе жилище из брёвен. Называли их избами. Всё в избе было сделано из дерева: и пол и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда. В доме находилась русская печь. Она обогревала избу в холод. На ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали.

- Ребята, а вы хотите побывать в такой сибирской избе? (да)

Тогда закрывайте глаза ладошками, а когда я досчитаю до 3-х вы откроете (на экране появляется слайд русской избы).

- Как вы думаете, кто живёт в этой избе?

В этой избе живёт Хозяюшка.

- Ребята, а вы видели её? (нет) Давайте её позовём.

- Хозяюшка -3 раза.

Хозяюшка: Слышу, слышу. Кто это меня зовет? Ах, детушки — касатушки. День добрый. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Посмотрите, какая уютная у меня изба. Чистота и порядок в ней. С малых лет меня маменька приучала к труду, к работе по дому. А в свободное время я любила вышивать на пяльцах крестиком. Да на веретене пряжу прясть, главное, чтобы ниточка не порвалась, да ровненькой была (показываю пяльца, вышивку, веретено). Могла и такой платок крючком связать, вязала шерстяными нитками. Работа очень трудоёмкая, требует усидчивости и мастерства (показываю крючок, нитки, платок), а когда красивых ниток не достать я их добывала сама из старых шерстяных лоскутков. Могла связать вот такой ножной коврик (показываю).

- Знаете ли вы, чем я глажу вещи?

Дети: Утюгом.

Хозяюшка: В те далекие времена я разглаживала бельё с помощью рубеля (плоская палка с ручкой с одной стороны ребристая поверхность с другой — гладкая) и валика. Посмотрите (показываю, как нужно гладить). Много сил нужно применить, чтобы рушник (полотенце) разгладить. А как выглажу всю одежду, рушники так в сундук аккуратно сложу, ведь в то время у меня шкафа не было, всю одежду хранила в сундуке. В доме у меня был большой, средний и маленький сундучок. В большом — хранила подушки, постельное бельё, одежду. В среднем – книги, а в маленьком – драгоценности.

За работой время быстро проходит. Скоро обед начнется.

- Ребята, ваши родители, на чём готовят суп, кашу?

Дети: На плите. В какой посуде? (в кастрюле)

Хозяюшка: Я всю еду готовлю в русской печи. В чугунных горшках варю щи да кашу. Сибиряки говорили: «Щи да каша – пища наша. Любимой кашей была гречневая, её сдабривала рыжиковым маслом. Еду ставила на стол в общем горшке или в миске (тарелка) на всю семью. Черпали ложками по очереди, но первый кушать начинал хозяин, гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками. Но если кто-то из детей нарушал порядок, то он получал ложкой по лбу. Сибирский чай пили из самовара, (показываю) могли за раз выпить много кружек с травяным чаем. Осенью всей семьёй солили капусту. С помощью сечки рубили капусту в корытце (показываю). Ребята, помогите мне посолить капусту.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Все движения выполняются по тексту.

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

Любимым блюдом сибиряков был кисель из овсяной муки. Кисели раньше варили густыми и сладкими, их можно было резать ножом, а также пекли пироги с вареньем, шанежки с черёмухой, с творогом, пирожки с картофелем, да капустой.

- Ребята, а вы мне поможете сделать пирожки?

Пальчиковая игра «Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку
(то одна рука сверху, то другая)
Всем друзьям по пирогу:
Пирожок для мышки

(поочередно загибают пальчики)

Для заики-малышки,
Для лягушки пирожок.
Мишка, съешь и ты, дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра!

(хлопают в ладоши)

Хорошие пирожки получились.

- Посмотрите на этот предмет быта. Называется он берестяной туесок. В нем хранили сыпучие продукты: муку, крупу, запах дегтя от берестяных туесков отпугивал жучков и червячков, крупа всегда оставалась пригодной для еды. Так же в берестяных туесках хранили простоквашу (кислое молоко), которое долго оставалось холодным. А в крынке из глины молоко долго не кисло (все предметы показываю).

Хлопот в доме было не мало. На игры и веселья, как правило, оставалось очень мало времени. Но, когда наступали выходные дни, я веселилась на славу. Давайте и мы с вами повеселимся.

Игра на русских музыкальных инструментах «Ах, вы сени мои сени»

Игра «Золотые ворота»

Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и начинают двигаться, проходя под «воротами». Руки нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова: «Золотые ворота, проходите, господа: первый раз прощается, второй раз воспрещается, а на третий раз не пропустим вас!» Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми воротами.

Игра «Карусель»

Дети держатся за ленточки, которые привязаны к маленькому обручу. Ведущий держит обруч и вместе с детьми кружится под слова текста. Текст: еле-еле, еле-еле. Завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Хозяюшка: Повеселились мы на славу, пора и подарочки вам подарить (баранки либо тематические творческие тетради, разработанные специально для этого занятия, дома вместе с родителями закрепят полученный материал).

Хозяюшка прощается с детьми.

Просмотров: 513
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Малыхина Нина Михайловна. Презентация «Интерактивная игра «Что было до?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Узнай меня»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Колесникова Инна Владимировна. Военная игра «Мы ребята бравые!»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Наталья Радионова. Презентация музея 'Русского быта'
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Скуратович Виолетта Сергеевна. Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему 'Игра-драматизация русской народной сказки'
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Копыл Ирина Викторовна. Дидактическая игра 'Когда это бывает?'
  • Данилова Татьяна Викторовна. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок».
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Горина Марина Евгеньевна. Семинар-практикум для родителей «Чтоб детсадовцами стать нужно очень много знать!»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь