Цель: закрепление правильного произношения звука [Р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить правильную артикуляцию звука [Р].
- Закреплять правильное произнесение звука [р] в словах, в предложениях.
- Формировать умение согласовывать существительные с числительными.
- Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.
- Закреплять умения согласовывать количественные числительные с именами существительными, согласовывать имя существительное с притяжательным прилагательным в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Совершенствовать умение определять позицию звука [Р] в словах.
- Развивать навыки звукового анализа.
- Упражнять в подборе рифмующихся слов.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
- Обогащать и развивать словарный запас.
Коррекционно-воспитательная:
1. Воспитывать познавательный интерес к занятию; навыки самоконтроля.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Развитие артикуляционной моторики.
III. Сообщение темы занятия.
IV. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
- Игра «Убери листочки».
- Игра «Назови ласково».
- Игра «Вкусная еда».
- Игра «Собери морковку».
- Игра «Что есть у Ромки?».
- Игра «Что изменилось?»
V. Физкультминутка
7. Игра «Посчитай, что в мешочке».
8. Игра «Рифмушки».
VII. Итог занятия
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуй, Дарина, сегодня мы поедем в гости к зайчику, а зовут его Ромка. Он не умеет красиво говорить звук [Р]. Давай ему поможем научиться правильно произносить звук р. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
II. Развитие артикуляционной моторики.
– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.
Выполнение упражнений перед зеркалом.
- «Часики»,
- «Качельки»,
- «Лошадка»,
- «Маляр»,
- «Грибок»,
- «Гармошка»,
III. Сообщение темы занятия.
- А теперь заводи мотор и поехали в гости к зайчику Ромке. Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [р]).
Характеристика звука [р].
– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]? Звук [Р] согласный, звонкий, твердый.
IV. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
1. Игра «Убери листочки».
-Вот мы и приехали к зайчику Ромке домой. Посмотри сколько листьев у него перед домом. Давай поможем ему собрать листья в тачку. Эти листики не простые, с обратной стороны на них изображены картинки, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].
Картинный материал: ракета, рыба, ручка, рама, пирамида, кран, горка, баран,, комар, мухомор, повар, веер,.
- Ты очень хорошо справился с этим заданием.
2. Игра «Назови ласково».
-У Зайчика Ромки есть огород и сад, где он вырастил овощи и ягоды. Ромка предлагает тебе назвать эти овощи и ягоды ласково.
- Картошка – картошечка
- Морковь- морковка
- Помидор –помидорчик
- Горох- горошек
- Арбуз- арбузик
- Виноград – виноградик
- Груша – грушка
- Смородина – смородинка
- Молодец!
3. Игра «Вкусная еда».
-Зайчик Ромка приготовил вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.
- Гороховый суп
- Виноградный сок
- Картофельное пюре
- Черничный компот
- Рыбный суп
- Ты хорошо справился с заданием.
4. Игра «Собери морковку»
-Зайчик Ромка просит тебя помочь ему собрать морковку с грядки в корзины. В первую корзину положи картинки, где звук [р] находится в начале слова, во вторую– где звук [р] находится в середине слова, а третью– где звук [р] в конце слова.
Картинный материал: рысь, ракетка, роза, рак, забор, помидор, повар, сыр, ворона, корона, корова, карандаш.
5. Игра «Что есть у Ромки».
-У Ромки есть очень много предметов. Посмотри внимательно на картинки, и ответь мне на вопрос «Чьё это?» (например «Чьи это грабли?»)
- Ромкины грабли.
- Ромкино ведро.
- Ромкин барабан.
- Ромкина пирамидка.
- Ромкин подарок.
- Ромкина корзина.
- Ромкин грузовик.
- Ромкин шар.
- Ромкин топор.
- Молодец!
6. Игра «Что изменилось?».
- Давай посмотрим на зайкины предметы, запомним в какой последовательности они лежат.
Ребенок закрывает глаза, а логопед меняет местами картинки или убирает какую-нибудь картинку. Ребенок открывает глаза и ему задают вопрос «Что изменилось?». Воспитанник должен угадать, что изменилось.
Картинки: пирамидка, барабан, топор, шар, ведро.
- Молодец, как много слов ты назвал!
V. Физкультминутка
-Зайчик Ромка немного устал, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Раз – присели, два – привстали, Три – согнулись и достали: Ручкой правою — носок, Ручкой левой – потолок,
А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.
7. Игра «Посчитай».
- смотри у Ромки есть интересный мешочек с вещами, давай посчитаем эти вещи от 1 до 5.
Одна ракета, две ракеты, …пять ракет. (ромашка, карандаш, ракушка, катер, мухомор).
-Ты все сделал правильно!
8. Игра «Рифмушки».
-Зайчик Ромка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворения.
* Как бы мне пошла корона, Важно каркает… (ворона).
* Захотела кошка спать, Вот и лезет на… (кровать).
* Юра тащит вкусный груз, Замечательный … (арбуз).
* Летом по горам, В шубе бегает… (баран).
* Испугался кот собак, Задом пятится как … (рак).
* Пришел домой художник наш, Он взял тетрадь и … (карандаш).
* Роет землю серый крот, Разоряет … (огород).
* В день рождения Петрушке, Купили новые … (игрушки).
VII. Итог занятия.
-Дарина, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Зайчик Ромка очень доволен, что ты ему помогла научиться говорить звук [р]. И за это, он приготовил тебе сюрприз – волшебную дудочку.
|