Шумилина Ирина Александровна. Детское экспериментирование – путь к познанию!

Детское экспериментирование – путь к познанию!

«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»

С.Л. Рубинштейн

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым.

 

Перед педагогом ДОУ встает ряд важных вопросов и один из них, на мой взгляд, самый важный: как удовлетворить неумную любознательность ребенка и подтолкнуть его к познанию мира?

Опираясь на свой опыт и научно-методическую литературу, я нашла ответ на свой вопрос:

Пусть тот, кто ставит свои вопросы

Сам и находит на них ответ.

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Вместе с детьми можноотмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».

Во время прогулок я вместе с детьми осматриваю разные места, обсуждаю, почему в одних местах сухо, а на других держится вода.

В солнечные дни обращаю внимание детей на тень от предметов — ее разную форму, размеры, привязанность к предмету. Проводим наблюдения за перемещением тени, можно изготовить солнечные часы.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории «Почемучки» силами родителей и друзей детского сада. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. В группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.

Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Они могут выступать как наглядный материал (при изучении «вулкана» и т.д.) и как проблемная ситуация (утонет ли яйцо в воде?). Легко можно обыграть любой опыт: превратится в волшебницу, в фокусника, фею. Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.

«Радуга»

Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель:

  • развивать способность у детей наблюдать,
  • познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.

Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

«Опыты с пресной и соленой водой»

Цель:

  • подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
  • свойства пресной воды и соленой.

Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.

  1. Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
  2. В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.
  3. Дайте воде отстояться.

В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель:

  • продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • поощрять выдвижение гипотез;
  • развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.

  1. Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
  2. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду — оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

«Холодная вода тяжелее, чем теплая»

Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.

Цель:

  • подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;
  • систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.

  1. Налейте теплую воду в миску.
  2. Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.
  3. Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.

Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.

«Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Цель:

  • систематизировать знания детей о вулкане;
  • показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;
  • развитие познавательной активности детей.

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

  1. Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
  2. Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
  3. Вставьте в конус пробирку.
  4. Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, тренинги, практические занятия, распространяю буклеты, памятки, привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.

Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми — это очень интересно!

Просмотров: 301
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Павлова Луиза Николаевна. «Волшебница вода» (эксперименты с водой для детей старшей группы)
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Домикова Алена Игоревна. Конспект НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой — очистка воды» в подготовительной к школе группе «Дружная семейка»
  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Харина Светлана Владимировна. Простые опыты с водой для дошкольников
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Чикаева Татьяна Алексеевна. Конспект занятия по познавательной деятельности Тема: «Вода и её свойства»
  • Нестеренко Алина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы Тема: ВОДА
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Лисанова Елена Викторовна. «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жесткая, мягкая вода для комнатных растений»
  • Новикова Марина Владимировна. Сценарий для детей старшего дошкольного возраста — Спортивный праздник «Спорт, движенье и вода – быть здоровым навсегда!»
  • Желтая Елена Николаевна. Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности в старшей группе «Вода – источник жизни»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Скютт Ольга Николаевна. Конспект занятия по опытно – исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и масло»
  • Биннатова Гунель Асим кызы. Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группе. Тема: «Волшебница вода».
  • Шлыкова Оксана Александровна Кирш Наталья Юрьевна. Конспект основной образовательной деятельности «Вода и ее свойства» в средней группе
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Миндиярова Анна Вячеславовна. Конспект занятия по познавательной деятельности «Волшебница-вода»
  • Сафиуллина Чулпан Мубараковна. Занятие с проведением опытов на тему: «Вода в жизни человека»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Исаева Ирина Юрьевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей подготовительной группе Тема: «Волшебница-вода».
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Волшебница вода»
  • Тутунькина Татьяна Александровна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»
  • Ласточкина Ольга Арсентьева. План-конспект познавательного занятия с детьми 5-7 лет. Тема. Волшебница вода



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь