«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым.
Перед педагогом ДОУ встает ряд важных вопросов и один из них, на мой взгляд, самый важный: как удовлетворить неумную любознательность ребенка и подтолкнуть его к познанию мира?
Опираясь на свой опыт и научно-методическую литературу, я нашла ответ на свой вопрос:
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответ.
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Вместе с детьми можноотмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».
Во время прогулок я вместе с детьми осматриваю разные места, обсуждаю, почему в одних местах сухо, а на других держится вода.
В солнечные дни обращаю внимание детей на тень от предметов — ее разную форму, размеры, привязанность к предмету. Проводим наблюдения за перемещением тени, можно изготовить солнечные часы.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории «Почемучки» силами родителей и друзей детского сада. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. В группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.
Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Они могут выступать как наглядный материал (при изучении «вулкана» и т.д.) и как проблемная ситуация (утонет ли яйцо в воде?). Легко можно обыграть любой опыт: превратится в волшебницу, в фокусника, фею. Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.
«Радуга»
Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.
Цель:
- развивать способность у детей наблюдать,
- познакомить с механизмом возникновения цвета.
Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.
Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.
«Опыты с пресной и соленой водой»
Цель:
- подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
- свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
- Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
- В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.
- Дайте воде отстояться.
В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
«Яйцо утонет или всплывет?»
Цель:
- продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.
- Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
- В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду — оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
«Холодная вода тяжелее, чем теплая»
Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.
Цель:
- подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;
- систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.
Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.
- Налейте теплую воду в миску.
- Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.
- Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.
Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.
«Вулкан»
Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.
Цель:
- систематизировать знания детей о вулкане;
- показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;
- развитие познавательной активности детей.
Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.
- Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
- Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
- Вставьте в конус пробирку.
- Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, тренинги, практические занятия, распространяю буклеты, памятки, привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми — это очень интересно!
|