Номинация: Тематическая неделя
Возрастная группа: Средняя группа
ФИО и должность авторов:
- Тодинова Евгения Валерьевна, воспитатель.
- Собанина Ирина Анатольевна, воспитатель.
Территория: РХ. г. Абакан
Место работы: МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик» Абакан 2020г
Пояснительная записка.
Представленное перспективное планирование образовательной работы раскрывает в полном объёме содержание знаний детей об осени. В соответствии с ФГОС ДО, в планировании отражён целенаправленный выбор методов и форм организации детей и их сочетание. План тематической недели отвечает возрастным возможностям детей 4– 5 лет, что обеспечивает адекватное понимание ими содержания, и опирается на имеющиеся у детей реальный опыт.
Скачать конспект
Ведущим видом деятельности является игра, в процессе которой ребёнок проявляет свои качества, способности и предпочитает добывать знания самостоятельно.
Планирование включает в себя оптимальное распределение содержания образования, развития и воспитания осуществляемое в течении дня (утро, прогулка, после сна, вечер), недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).
Освоение содержания всех образовательных областей осуществляется через разнообразие детских видов деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, театральной, чтении и т.д.).
В планировании образовательной деятельности отражено взаимодействие с семьями воспитанников (проведение прогулок в парк, в лес, помощь в подготовке материалов для коллекций и наблюдений, изготовление стенгазеты, совместное с детьми изготовление поделок из природного материала).
В планировании определены такие формы работы, как: экскурсия в парк, лес, прогулка по экологической тропе детского сада.
Комплексно-тематический принцип планирования позволил осуществить интеграцию со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми у нас, является общение в ходе «Утреннего сбора», как важного режимного момента, мы совместно с детьми планируем свою деятельность на неделю.
Тематическая неделя
Тема: «Осеньзолотая»
Актуальность выбора темы позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники).
Возрастная категория: Средняя группа (4-5 лет).
Цель: Создание условий для расширения представлений детей об осенних изменениях в природе, устанавливая простейшую связь между живой и неживой природой.
Задачи:
- Формировать умение видеть многоцветие осени, уметь чувствовать и понимать красоту окружающего мира
- Обогатить словарный запас детей (осень, страна, приметы, умение отвечать на вопросы по теме, развитие правильной диалоговой речи)
- Закреплять технические умения; воспитывать самостоятельность, творчество
- Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; развитие самостоятельности, самоорганизации
- Создание позитивной атмосферы в группе. (Это и доверие друг к другу, и доброжелательное отношение к товарищам, честность, равенство.)
- Заинтересовать детей поисковой деятельностью, наблюдениями; формировать умения делать выводы и доказывать свою правоту
- Воспитывать любознательность, гуманное отношение к растениям и животным; проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Итоговое событие: Музыкальное развлечение «Праздник осени».
Ожидаемые результаты:
1. Учебно-воспитательные:
- Знакомство с признаками осени
- Развитие связной речи;
- Развитие творческих способностей;
- Воспитание в детях сопереживания, отзывчивости, доброты;
- Воспитание бережного отношения к природе;
2. Методические результаты:
- Накопление информационного материала по теме «Осень»;
- Повышение профессионального уровня.
3. Статусные результаты:
- Оформление в группе папок об осени;
- Пополнение библиотеки группы художественной и методической литературой об осени;
- Оформление выставки «Дары осени»;
- Проведение экскурсий совместно с родителями.
4. Социальные результаты:
- Для родителей и гостей детского сада оформление выставки, совместных с родителями подделок (в фойе ДОУ).
- Проведение развлечения «Праздник осени» совместно с детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Перспективный план работы на неделю по теме «Осень»
Понедельник
Непосредственно
Образовательная деятельность
|
Утренний сбор. (Дети берут каждый свою «Умную подушку» и рассаживаются по кругу. В это время приходит Незнайка и просит рассказать, что случилось с погодой, и почему стало холодно.)
- 1.НОД Социально-коммуникативное развитие «Волшебница осень» Цель: Создание условий для развития представлений об осени, как времени года, о существенных признаках сезона; развивать умение детей выстраивать логические суждения (стало холодно - деревья готовятся к зиме - облетают листья); развивать эстетический вкус детей; воспитывать у детей бережное и сознательное отношение к окружающей среде.
Проблемная ситуация. В гости пришёл Незнайка и просит помочь ему понять, что за время года на улице, почему вдруг стало холодно. В Цветочной стране, где живёт Незнайка всегда лето, поэтому он не может понять, что случилось с природой.
Результат решения проблемы. Дети с воспитателем планируют, как помочь Незнайке. Как мы можем объяснить Незнайке, что такое осень? Дети предлагают показать, прочитать, нарисовать, спеть, сделать осенний праздник, сделать выставку. Дети с воспитателем распределяют деятельность на неделю, зарисовывая план работы на неделю. Мы решили, что результатом нашей помощи Незнайке будет Осенний праздник. Что нам нужно подготовить к празднику? – Выучить песни, стихи, танец, сделать атрибуты: маски, листья и т.д.
- 2.НОД Музыкальная деятельность (интеграция с музыкальным руководителем) Рассматривание картины «В гостях у осени». Слушание звуков дождя, листопада, курлыкание перелётных птиц. Разучивание песни «Осень, осень наступила». Разучивание танца с листочками.
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Утро. В центре природы поместить макет «Времена года». Просмотр презентации «Цвета осени»
Беседа: “Осенние хлопоты”
Речевая игра: «Что это?». Детям предлагается закончить предложения.
Прогулка. Наблюдение за природой.
Какие изменения в природе мы видим? Как изменились деревья? Сравнение, какие они были летом, и какие стали.
«Рисование» на асфальте осенними листьями (Например: мелом рисуем вазу, листьями делаем букет, «раскрашиваем» листьями вазу и т.д.)
Художественное слово: Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан; не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из осенних дней сентябрь желтые листья дарит ей.
Динамическая игра: «Что можно осенью делать в лесу» (гулять, собирать ягоды и грибы, листья и т.д.)
Труд. Сбор различных листьев для изготовления гербария.
После сна. Чтение худ. литературы: Н.Сладков. «Осень на пороге»
В центре книги поместить альбомы «Осень в городе», «Осень в лесу».
С/Р игра «В лесу»
Вечер. Исследование «Почему осенью листья меняют цвет». Берем листок бумаги, восковые мелки или цветные карандаши желтого, оранжевого и красного цвета, зеленый пластилин (а лучше тесто для лепки). Рисуем на листке бумаги контур листика. По ходу дела объясняем. В каждом листике есть разноцветные частички: зеленые, желтые, оранжевые. Их называют пигментами. Цвет листка зависит от того, каких пигментов в нем больше. Весной и летом, например, зеленых частичек больше, поэтому листья кажутся нам только зелеными. А на самом деле, и желтый, и оранжевый цвет в них есть всегда. Раскрашиваем наш листок. (Пусть ребенок раскрасит листок желтым и оранжевым цветом). Теперь берем зеленый пластилин и размазываем по поверхности нашего листа. Листик получился зеленый, хотя мы раскрашивали его и желтым, и оранжевым. Просто зеленый цвет "перекрыл" другие цвета. Осенью растения перестают вырабатывать зеленый пигмент. Старые зеленые частички разрушаются, а новые не появляются. (Соскребаем пластилин с листка – это разрушение хлорофилла). Ну вот, наступила осень и листик наш пожелтел… А в некоторых растениях осенью начинает появляться красный пигмент. Так происходит у клёна, например. Поэтому листья клёна краснеют. (По желанию можно докрасить листик красным цветом)
Беседа: «Погода осенью».
Игра: «Угадай, чей лист?» (Например: тополь, дуб, береза).
|
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
|
Рассматривание альбомов в центре книги по теме «Времена года». Рисование в центре художественного творчества: книжки-раскраски «Листья», «Деревья осенью», «Золотая осень» и т.д.
Делаем отпечатки листьев восковым карандашом.
|
Взаимодействие с родителями по реализации программы
|
Предложить родителям выехать с детьми на прогулку в лес. «Искупаться» в листве.
Принести овощи с огорода: морковь, огурец, лук, помидор, картофель, кабачок, чеснок, также и фрукты.
|
Вторник
Непосредственно
Образовательная деятельность
|
Незнайка встречает детей. «Утренний сбор».
1. Речевое развитие: «Что нам осень подарила»
Проблемная ситуация. Незнайка хочет узнать какие подарки дарит осень. Д/И «Ящик ощущений», дети по очереди вытаскивают овощи из сундучка и называют их: помидор - это овощ, растёт в огороде. Яблоко - это фрукт, растёт в саду. Что можно сделать из овощей? Что делают из фруктов?
Д/И «Узнай по вкусу»
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Результат решения проблемы.В конце дня организуется выставка «Дары осени», изготовленные детьми.
2. НОД – Физическое развитие (интеграция с инструктором по физической культуре). Ходьба по узкой тропинке. Прыжки в высоту «Достань листок».
Подвижная игра «Солнышко светит - дождик капает». (У детей маски зайца, белки и лисы). По сигналу: «Дождик капает» - бегут и прячутся под зонтик, по сигналу «Солнышко светит» - гуляют, бегают.
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Утро: В центр книги поместить иллюстрации с изображением даров осени (овощи, фрукты, работа в огороде и т.д.) Беседа по картинам.
Дидактическая игра: «Подбери действие». Из овощей делают? (суп, салат), из фруктов делают? (компот, варенье). Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.). Дождь осенью (идет, моросит и т. д.). Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.). Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.). Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.).Д/И «Вершки и корешки». (Например: к морковке верхушку, к луку, к свекле и т.д.)
Прогулка. Наблюдение за огородом детского сада. Что растёт в огороде? Что делают из овощей? Что мы делали для того чтобы они выросли?
Художественное слово:
Разбросала листьяосень…
Мы ее с тобою спросим:
- Что ты,осень, нам дала?
Что с собою принесла?
Отвечалаосень тихо:
- Я прекрасная портниха.
Золотой наряд сошью
И деревьям подарю.
Дам ольхе и дам осинке
Разноцветные косынки.
А березкам я в лесу
Золото вплету в косу.
А еще орешник, дуб
Наряжу в цветной тулуп.
Вязу, клену просто так
Дам пурпурный я пиджак.
Динамическая игра: «Что можно осенью делать в лесу» (гулять, собирать ягоды и грибы, листья и т.д.).
Экскурсия по экологической тропе детского сада. (Какие цветы, деревья растут на участках?) Что случилось? Какие они были летом? Какие стали сейчас?
Труд. Сбор семян и плодов.
Опыт. Определение сходства и различия листьев, овощей. Рассмотреть листья чрез лупу.
Подвижная игра «Овощи-фрукты» - учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
После сна. Пальчиковая гимнастика: «Компот»
Вечер. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
С/Р игра «Овощной магазин»
|
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
|
Изготовление поделок из принесённых из дома овощей и фруктов, для выставки.
Штриховка в тетради: «Дерево», «Листья», «Дождь»
Рисование гуашью на листьях.
|
Взаимодействие с родителями по реализации программы
|
Помощь в обеспечении природного материала (шишки, жёлуди, ветки, семена, гроздья рябины), разнообразных листьев.
|
Среда
Непосредственно
Образовательная деятельность
|
Незнайка встречает детей. «Утренний сбор».
1 НОД – Познавательное развитие (математика и сенсорное развитие) «Лесные жители»
Проблемная ситуация: Незнайка приносит письмо от лесных жителей, в котором они приглашают его на праздник осени. Незнайка не знает, сколько нужно взять угощения, чтобы хватило на всех, просит детей научить его считать.
Результат решения проблемы. Лепка угощений для лесных жителей.
2 Физическое развитие (интеграция с инструктором по физической культуре). Ходьба с препятствиями, прыжки на двух ногах с продвижением «Медвежата и зайчата».
Подвижная игра «Медведь и зайцы». На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Выбирает ловишку который становится в центре круга. Это медведь. Остальные – зайцы, находятся за кругом. Медведь спит, зайцы забегают в круг. Медведь просыпается и ловит зайчат. Тот, кого коснулся мишка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 зайчика – выбирается ловишка.
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Утро. В центр природы поместить картину «Осенний лес».
Беседа: «Кто живет в лесу?». «Чем животные, птицы, насекомые занимаются осенью?»
Лото с элементами моделирования: «Разложи картинки правильно».
Прогулка. Наблюдение за насекомыми. Почему шмель не может лететь, когда холодно. Червяк, муравей очень медленно двигаются.
Опыт «Тонет-не тонет » (Собираясь на прогулку приготовьте предметы, которые вы хотите проверить... утонут они в луже или нет? Некоторые предметы можно найти и на улице)
Подвижная игра «Белкины запасы»
Выбирается ребёнок - белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы - муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: «Сегодня я буду, есть орехи (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок – белка.
Экологическая игра: «С какой ветки лист».
Труд. Собираем семена для подкормки птиц зимой.
После сна. Заучивание стихотворения про осень.
Оформление коллекции листьев различных деревьев. Рассматривание листьев с помощью лупы, микроскопа.
Дидактическая игра: «Запасы зверей»
Вечер. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Д/И «Слово на ладошке» Осенью листья…что? Когда идёт дождь, нам нужен…что? Листья осенью …какие? Овощи растут в…? Фрукты растут в…? Воспитатель задаёт вопросы, каждый правильный ответ «собирает» и «прячет» в ладошки.
|
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
|
Изготовление листьев и масок на праздник осени. (Раскрашивание, вырезывание, украшение масок листьями).
Сортируем листья по цвету, размеру, типу.
Отпечатываем листья на фольгу. (Под фольгу кладем лист и проводим рукой сверху)
|
Взаимодействие с родителями по реализации программы
|
Предложить сходить в парк рассмотреть деревья, листья, собрать гербарий разнообразных листьев, найти схожесть и различия, послушать шум листопада.
Сделать гирлянду из листьев.
|
Четверг
Непосредственно
Образовательная деятельность
|
Незнайка встречает детей. «Утренний сбор».
НОД Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Какого цвета осень».
Проблемная ситуация. Незнайка нарисовал картину «Осень» показал детям, но дети не согласны с Незнайкой. Незнайка расстроился, спрашивает: «Как нарисовать осень?», «Какие краски нужно использовать?»
Результат решения проблемы. Изготовление коллективного плаката «Осенние краски».
2.Физическое развитие (интеграция с инструктором по физической культуре). Тема. «Осенние листочки». (Создание условий для развития умения бегать в разных направлениях, обходить фишки «змейкой». П/И «Собери урожай» (Дети наперегонки собирают овощи, листья по сигналу ведущего)
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Утро. Беседа: «Как изменилась наша одежда осенью?» (Зонтики, плащи, сапоги, шапочкиит.д.)
Рассматривание альбома «Осенние хлопоты».
Штриховка: «Дождик идёт».
Прогулка. Наблюдение за трудом дворника. Обсуждение того что работы у дворника стало много и как мы можем ему помочь.
Дыхательная гимнастика «Осенний ветерок»
Подвижная игра: «Раз-два-три! Этот лист бери!»
Труд, поручения: Собрать букет из листьев. Плетём венок из листьев.
После сна. Беседа: «Как надо одеваться осенью».
Чтение сказки «Вершки, корешки».
Вечер. Просмотр презентации «Время года: осень»
Д/И «Цвета осени»
Чтение О. Гольдман. «Краски осени».
Дидактическая игра: «Один - много». (Воспитатель показывает и называет слова в единственном и множественном числе): Лист - листья, облако - облака, дождь- дожди, туча- тучи и т.д.)
|
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
|
Изготовление листьев и масок на праздник осени. (Раскрашивание, вырезывание, украшение масок листьями).
Изготовление бус из рябины.
|
Взаимодействие с родителями по реализации программы
|
Помощь в изготовлении масок и листьев к празднику. Принести книжки, сказки, стихи про времена года, осень.
|
Пятница
Непосредственно
Образовательная деятельность
|
Незнайка встречает детей. «Утренний сбор».
Художественно-эстетическое развитие (Чтение художественной литературы)
Тема. «Дождь по улице идет…»
Проблема. Незнайка говорит детям спасибо за то, что они все рассказали про осень, но стихотворения про осень он не знает.
Результат решения проблемы. Разучивание стихотворения «Дождь по улице идет»
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
2. Музыкальное развитие (интеграция с музыкальным руководителем). Развлечение «Праздник осени». Пение песни «Осень, осень наступила», танец «Листочек золотой», игра «Собери яблоки».
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Утро. Придумывание и загадывание загадок об осени, о деревьях, о лесе.
Беседа: «Пожар в лесу».
Игра с экологическими знаками: «Этого не следует делать».
Прогулка. Сравнение листьев сосны, тополя, берёзы и ели.
Подвижная игра «Листопад».
Труд. Поручения: Собрать букет из листьев, цветов и посушить для подделок.
После сна. Д/И «Вопрос-ответ» с мячом (Вопросы про осень)
Вечер. Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
Опыт в банке "Дождь сквозь облако" (Заполняем банку водой, на поверхность воды выдавливаем крем для бритья для облака. Положим сверху "облака" пищевой краситель и наблюдайте за дождём).
Чтение книжек, сказок, стихов которые дети принесли из дома.
|
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
|
Разрезные картинки «Осень»
Делаем Осенние деревья из конфетти. (Делаем дыроколом конфетти и высыпаем их на участки рисунка, которые до этого надо густо намазать клеем ПВА).
|
Взаимодействие с родителями по реализации программы
|
Круглый стол с родителями. Воспитатели совместно с детьми и их родителями подготовили материал для творчества (природный материал (шишки, семена, камни, палки, листья и т.д.) пластилин, бумагу, ножницы, клей, карандаши и т.д.). Вечером, когда родители приходят за детьми, воспитатель с детьми приглашают родителей сделать осенний коллаж со своим ребенком для оформления выставки в фойе детского сада.
|
Используемая литература.
1. Основная образовательная программа ДО.
2. Вераксы Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
3. О.Ф Горбатенко. Система экологического воспитания в ДОУ. Издательство «Учитель». Волгоград.
4. Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Дошкольное воспитание и развитие. Москва 2009 г.
5. О.Р. Меремьянина. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет. Издательство «Учитель». Волгоград.
6. Р.А. Жукова. Описание картин. Разработка занятий. Издательско-торговый дом «КОРИФЕЙ». Волгоград.
7. Г.В. Глушкова, журнал «Здоровье дошкольника» № 5 – 2008, № 5 - 2009.
8. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
9. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
|