Вид проекта: среднесрочный, групповой, информационно-творческий.
По количеству участников: групповой проект.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 года.
Срок реализации: долгосрочный 6 месяца (октябрь-март).
Воспитатели 5 группы:
- Капкина Т.В.
- Чудакова Е.Н.
г. Москва 2017-2018 уч. год ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №1596» (корпус дошкольного образования Приречная д.9)
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков, познавательной активности и творческого потенциала детей через приобщение детей к сказкам, формирование у них позицию активного читателя.
Задачи проекта для детей:
Речевое развитие:
- продолжать знакомить детей различными видами сказочных произведений
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения
- учить узнавать персонажи сказок, учить запоминать и называть название произведения и автора
- учить пересказывать содержание сказки, высказывать свое отношение к её героям
- учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности: умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения)
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Скачать конспект
Познавательное развитие:
- развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность детей, используя разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями
- учить узнавать разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный)
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать у детей навыки сотрудничества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Художественно-эстетическое развитие:
- совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли
- развивать творческую самостоятельность детей в организации театрализованных игр, в создании и передаче сказочных образов
- учить передавать свои впечатления в рисунках, изображая ранее прочитанные эпизоды сказок.
Задачи проекта для родителей:
- Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
- Способствовать развитию у родителей навыков взаимодействия с собственным ребёнком в процессе совместной творческой деятельности.
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
- Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Актуальность проекта:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на книгах, а на современных мультфильмах, компьютерных играх. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле книги представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из детских книг и сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому уроки, которые дает детям сказка, это уроки на всю жизнь для больших и маленьких.
А ещё дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и художественное произведение доносит до них взрослый. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает! Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей. Приобщить родителей к участию в образовательном процессе через чтение книг дома, через создание мобильной библиотеки в детском саду, через совместную творческую деятельность взрослого и ребёнка, чтобы он мог рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.
Пути реализации проекта:
- Беседа с детьми, их родителями, педагогами по теме проекта, подбор методической литературы.
- Ежедневное чтение сказок разных жанров, русских народных, разных народов, авторских.
- Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
- Пересказ и обсуждение прочитанных произведений.
- Рисование иллюстраций к сказкам, лепка и аппликации героев сказок, сюжетов по мотивам сказок.
- Инсценировки сказок, игры-драматизации по прочитанным произведениям.
- Использование сказок в режимных моментах, в образовательной деятельности.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц.
- Социально-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
- Викторина по русским народным сказкам «Ах, уж эти сказки!».
- Организация, выставок рисунков «По дорогам сказок»: творческие работы детей совместно с родителями.
- Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
- Оформление и пополнение уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультации, посвящённых домашнему чтению с детьми.
- Подготовка фотоотчета по проекту.
Этапы проекта.
I этап. Подготовительный:
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Подбор дидактических игр и нагдяно-дидактического материала для проведения занятий.
- Оснащение театрализованного центра по различным видам театра.
II этап. Этап реализации проекта.
- Беседа «Моя любимая книга».
- Консультация по теме «Семейное чтение».
- Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Книжкина больница».
III этап. Заключительный.
- Оформление книжного уголка в группе по теме «Наши любимые русские народные сказки».
- Оформление выставки детско-родительского рисунка по теме проекта «По дороге сказок».
- Проведение итогового досуга для детей группы «Играем в сказки».
Календарное планирование деятельности детей в рамках проекта.
Дата
|
Мероприятие: тема, программное содержание, оборудование
|
Взаимодействие
|
октябрь
|
Тематическое родительское собрания «Чтобы ребенок любил читать».
Цель: Дать родителям примерное представление по теме проекторной работы, привлечь внимание родителей к проблеме чтения современных детей.
Оформление наглядно-информационного материала для родителей. Консультация «Зачем читать детям сказки».
Цель: Мотивировать родителей уделять больше времени на чтение сказок, детской художественной литературы.
Занятие по познавательному развитию «Книги сказок».
Цель: Дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций. Устроить выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам. Рассказать, как и из чего изготавливаются книги, рассказать для чего нужна книга.
Блок 1. Знакомство детей с творчеством В. Сутеева.
1. Развитие речи «Чтение сказки «Под грибом».
Цель: Познакомить детей с автором и художником детских книг В. Сутеевым.
2. Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказкам.
Цель: Познакомить детей с автором и художником детской книги В. Сутеевым.
3. Художественное творчество (лепка) «Мой любимый герой сказки «Под грибом».
Цель: Через продуктивную деятельность закрепить знание сюжета сказки; воспитывать творческую инициативу.
4. Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных).
Цель: В дидактических играх, в творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев сказок В. Сутеева.
5. Подвижная игра «Кто быстрее под грибок!»
Цель: В подвижных играх закрепить знание детей сюжетов и героев сказок В. Сутеева.
6. Свободное чтение сказка В. Сутеева «Палочка – выручалочка».
Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством В. Сутеева.
7. Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница» (ремонт книг).
Цель: Показать детям приёмы ремонта книг.
|
Воспитатели,
родители
воспитатели
|
ноябрь
|
Блок 2. Знакомство с творчеством К.И.Чуковского.
Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
1. Развитие речи (чтение художественной литературы) «Доктор Айболит».
Цель: Развивать умение понимать характер героев художественных произведений; усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.
2. Художественно-эстетическое развитие (конструирование) «Больница для зверей».
Цель: Дать первоначальное представление о работе ветеринара.
Учить создавать постройку из крупного строительного материала и обыграть ее.
3. Свободное чтение «Путаница».
Цель: Продолжить знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского. Обогащать эмоциональную сферу детей.
4. Игра – драматизация «Телефон».
Цель: Знакомство с новым произведением автора. Развивать способствовать взаимодействию детей в процессе игрового общения. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.
5. Организация выставки иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского.
Цель: Вызывать интерес детей к творчеству К.И. Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам.
6. Дидактическая игра «Помоги Федоре».
Цель: Закрепить знания детей сказки К. Чуковского «Федорино горе», учить пересказывать прочитанные произведения, понимать их смысл, развивать речь. Повторить правила обращения с посудой; закрепить знания детей о материале, из которого сделана посуда.
7. «Книжкина больница» ремонт «заболевших» книг в книжном уголке.
Цель: Формировать у детей желание выполнять поручения, оказывать посильную помощь взрослому при ремонте книг.
|
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
совместно с детьми
Воспитатели
совместно с детьми
|
декабрь
|
Блок 3. Русские народные сказки.
1. Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в нравственном воспитании дошкольника».
Цель:Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания с использованием русской народной сказки.
2. Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лиса Патрикеевна».
Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
3. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Колобок».
Цель: Развивать умение передавать в рисунке ранее прочитанный сюжет, умение передавать характерные признаки животных-героев, умения воспроизводить рисунок по памяти на основании силуэта.
4. Кукольный театр «Сказка за сказкой: Лиса и волк».
Цель: Познакомить детей с тем, что сказку можно рассказать разными способами, например с помощью кукол-перчаток или игрушек. Показ кукольного театра «Лиса и волк».
5. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Заюшкина избушка».
Цель: Сформировать интерес к устному народному творчеству, формировать нравственные представления детей, развивать творческие способности детей.
6. Конструирование из конструктора Лего Дупло «Избушка для лисы».
Цель: Учить конструировать домик для лисы по представлению с использованием конструктора Лего Дупло; учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, учить работать коллективно.
7. Магнитные истории «В гостях у сказки».
Цель: Познакомить детей с тем, что сказку можно рассказать разными способами, например с помощью магнитных сказочных героев. Учить воспроизводить действия по порядку, проговаривая сюжет сказки «Заячья избушка».
8. Подвижные игры: «Гуси–лебеди», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Цель: Проведение утренней зарядки, прогулок, образовательной деятельности с использованием элементов игр из сказок, для интереса к сказкам.
9. Досуг «Проделки Лисы».
Цель: Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение и артистические способности, создать положительную эмоциональную атмосферу в ходе развлечения, прививать желание к оздоровлению собственного организма.
|
Воспитатели и родители
Воспитатели
Педагог по ИЗО Каверя Е.И.
Педагог по ИЗО Каверя Е.И.
Воспитатели
Воспитатели, дети
|
январь
|
Блок 4. Знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака.
Цель:Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев.
1. Развитие речи. Чтение произведения «Кошкин дом».
Цель: Знакомится с новым произведением, обсуждение сюжета сказки, обсуждение правильности поступков героев.
2. Инсценировка сказки детьми «Три поросенка»
Цель: Познакомить детей с новой сказкой, дать представления на примере героев сказки о трудолюбии, дружбе и взаимовыручке.
3. Дидактическая игра «Найди героев сказки».
Цель: Закрепит знание уже известных персонажей, развивать интерес к чтению.
4. Физическое развитие (безопасность) «Пожар. Опасные предметы».
Цель:В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.
|
Воспитатели
Воспитатели, родители, дети
|
февраль
|
1. Выставка книг «Волшебные сказки».
Цель: Знакомить с различными видами сказочных произведений в книжном уголке группы. Рассматривание книг, различающихся по содержанию, оформлению и направленности.
2. Просмотр спектакля, подготовленного театральной студией «Дюймовочка».
Цель: Развивать эстетический вкус дошкольников и эмоциональную отзывчивость в процессе просмотра театрализованных постановок, закрепление традиции совместного просмотра театральных постановок.
3. Дидактические игры «Из какой сказки герой?», «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок).
Цель: Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, учить высказывать свое отношение к героям сказки.
4. Пересказ ранее прочитанных сказок «Расскажи свою любимую сказку» (в свободное время).
Цель: Закреплять умение использовать разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) и средства выразительности (жесты, мимику, интонацию) в свободной игре.
5. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: Учить соблюдать правила в игре, быть выдержанным и внимательным, развивать слух.
6. Игра-викторина «Ах, уж эти сказки!».
Цель: Проверить, как дети узнают знакомые сказок, по показу иллюстраций, загадыванию загадок про главных героев, прослушиванию небольшого сюжета.
|
Воспитатели
Актеры театра
|
март
|
1. Дидактическая игра «Любимые сказки (найди сказку)».
Цель: Формировать умение подбирать сказочных героев одной сказки, проверять знаний сказок и героев, развивать зрительно-пространственное восприятие. С помощью игровых пазл-картинок научить детей соотносить главных героев с предметами.
2. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Цель: Обучение умению восстанавливать последовательно события по картинкам.
3. Выставка совместных работ детей и родителей «По дорогам сказок».
Цель: Приобретение родителями знаний и практических навыков по взаимодействию с ребенком; становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
|
воспитатели
|
апрель
|
1. Разгадывание загадок по сказкам (в свободное время).
Цель: Развитие внимания и памяти, умение давать обдуманный ответ.
2. Оформление проекта, подготовка отчета для родителей.
Цель: Обобщить весь материал по проекту и оформить его в папку, приобщив фотографии, рисунки детей.
Итоговый досуг для детей средней группы «Играем в сказки».
Цель: Создать у детей радостное и веселое настроение, учить узнавать знакомые сказки по описанию и иллюстрации, вызвать желание сопереживать героям сказок.
|
Воспитатели, музыкальный руководитель Прошкина Л.В.
|
Мероприятия с родителями:
1. Рисование иллюстраций к любимым литературным произведениям.
2. Индивидуальная беседа «Какие книжки дети читают дома».
3. Выставка любимых книг из дома.
4. Пополнение библиотеки группы русскими народными сказками.
5. Наглядно-информационный материал для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Зачем читать сказки», «Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога В.С. Юркевич»).
Вывод:
1. В результате совместной деятельности детей и родителей, дети познакомились с творчеством детских писателей: В. Сутеева, К.И. Чуковского, С. Маршака, расширили представления об авторах, персонажах, пополнили свои знания о русских народных сказках.
2. В результате совместной работы у детей сформировался запас литературных впечатлений, они научились иллюстрировать и инсценировать прочитанные сказки, научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов, познакомились с иллюстраторами детской книги.
3. Дети, с помощью взрослого (воспитателя), научились ремонтировать книги в книжном уголке.
4. Родители воспитанников познакомились с методическими рекомендациями по формированию у детей устойчивого интереса к чтению.
5. Опрос детей показал, что родители воспитанников стали чаще читать детям художественную литературу (сказки), посещать детские спектакли в театрах.
6. Результатом совместной работы воспитателей, родителей и детей стало проведение выставки творческих работ «По дорогам русской народной сказки».
Литература:
- Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
- Международный день детской книги. - Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
- Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
- Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. - М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
- Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
- Хрестоматия для чтения в детском саду. -М.: Детская литература, 2007г.
|